Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Лекция 1. Понятие, сущность, источники, история возникновения и развития

международного права.

1.1 Понятие международного права.

Международное право представляет собой самостоятельный комплекс правовых норм, создаваемых государствами с целью регулирования отношений между собой и некоторыми другими субъектами международных отношений. В наиболее общем виде доктрина определяет международное право как систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. При этом под международным правом обычно понимается международное публичное право как самостоятельная система права, отличная от права внутригосударственного и международного частного права, регулирующего международные негосударственные невластные отношения. В своей основе международное право является правом межгосударственным.

Развитие и функционирование международного права обусловлено многими факторами, к числу которых, в частности, относятся: характер отношений между государствами, происходящие в мире интеграционные процессы, научно-технический прогресс и социальные преобразования.

Международное право - постоянно развивающаяся система, которая способна органически впитывать в себя многовековой опыт межгосударственного общения и оперативно реагировать на конкретное ситуативное поведение своих субъектов.

Международное право и право внутригосударственное - суть два различных правопорядка, каждому из которых присущи свои характерные черты и особенности. Вместе с тем, они обладают одним общим внутренним качеством - и то, и другое представляет собой совокупность правовых норм.

К концу ХХ века международное право приобрело законченную структуру, сформированную в виде стройной системы взаимообусловленных и взаимозависимых норм. Современное международное право универсально и в большинстве случаев одинаково применимы для всех.

Международное право представляет собой результат процесса согласования волеизъявлений отдельных государств и производных от них субъектов. Межгосударственные отношения в большинстве своем носят правовой характер и попадают в сферу регулирования международного права.

Нормы международного права в зависимости от круга субъектов и характера регулируемых ими отношений делятся на виды. Большинство норм классического международного права было локальными или двусторонними. В дальнейшем же международное право приобрело статус универсального регулятора международных отношений. В результате длительного исторического развития своего нормативного содержания международное право стало отражать ценности, принятые всеми без исключения государствами мирового сообщества. Со второй половины ХIХ века значительное развитие получила многосторонняя форма договорного регулирования. Международно-правовое регулирование охватывает деятельность практически всех государств мира.


Сегодня в процессе реорганизации мировой общественной системы роль международного права существенно возрастает. Оно выдвигается сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являясь необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений. В основе этой тенденции лежит ряд объективных факторов общественно-политического, экономического и специально-юридического характера. В числе наиболее значимых из них можно назвать процесс глобализации, постепенно охватывающий все стороны жизни человечества, опосредуемую им интернационализацию внутригосударственных отношений, появление общечеловеческих проблем, требующих для своего решения совместных усилий всех государств мира, а также потребность в создании необходимых для достижения этих целей международных институциональных образований различного уровня.

Международное публичное право – это особая правовая система, состоящая из норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений в политической, экономической, социальной и культурной сферах

1.2. Предмет регулирования МП

Международное право - объективная реальность, результат естественного исторического процесса. Его предметом являются межгосударственные отношения властного характера. Отношения с участием международных межправительственных организаций по большому счету также являются межгосударственными, поскольку любая такая организация создается государствами предполагает их членство. Вместе с тем, некоторые отношения, выходящие за пределы компетенции одного государства (а, следовательно, являющиеся международными), международным правом не регулируются. В их состав, как правило, входят международные отношения негосударственного характера с участием неправительственных международных организаций, физических и юридических лиц. Эта категория отношений носит невластный характер, даже когда одной из сторон правоотношения выступает государство как субъект гражданских прав (например, наследник находящегося за рубежом выморочного имущества). Такие отношения регулируются международным частным правом или внутригосударственным правом соответствующего государства.

Таким образом, для возникновения международных публичных отношений необходимо наличие двух или более субъектов властвования – государств, носителей суверенитета или производных от них субъектов. А чтобы такие отношения приобрели характер правовых, нужно согласование волеизъявлений таких субъектов с его последующим воплощением в норме международного права – юридически обязательном правиле поведения.


Международное право имеет многослойный предмет регулирования и включает отношения:

между государствами как самостоятельными суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения) – двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

между государствами и универсальными, региональными ММПО (членство в этих организациях);

между государствами и государствоподобными образованиями, которые на основе международного акта или признания имели относительно самостоятельный статус (Краков (вторая половина XIX в); Данциг (период между двумя мировыми войнами в первой половине XX века; Западный Берлин после Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден;

между международными межправительственными организациями;

между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения последних с ММПО.

1.3. Источники международного права

Согласно общей теории права под источниками права понимается способ закрепления правовых велений или способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса». Следовательно, источником международного права является способ выражения воли субъектов международного права. В источниках отражаются результаты процесса создания норм международного права.

Источники международного права можно объединить в три группы:

основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права.

К вторичным источникам относятся резолюции и решения межправительственных организаций.

Международные договоры. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами».

Вспомогательными источниками являются судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое
международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай. Согласно ст. 38 Статута Международный суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права и при этом применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Признаками международного обычая являются: продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия.

Общие принципы права. В подп. «с» п. 1 ст. 38 Статута указано следующее: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Источником международного права являются лишь такие общие принципы права, которые являются общими как для национальных правовых систем, так и для системы международного права.

Резолюции международных организаций. Международное право не содержит положений, препятствующих государствам предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления. Например, такой компетенцией обладает Совет Безопасности ООН. Согласно ст. 25 Устава члены ООН соглашаются в соответствии с ее Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Судебные решения. В подп. «d» п. I ст. 38 Статута указывается, что Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Из текста этого подпункта вытекает, что, во-первых, речь идет о судебных решениях самого Международного суда ООН, поскольку в соответствии со ст. 59 Статута решения Суда обязательны лишь для участвующих в деле сторон, во-вторых, решение Суда не должно изменять или дополнять действующее международное право, оно является лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Источником международного права являются не только решения Международного суда ООН, но и решения иных международных и региональных судов (например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека).

Доктрина наиболее квалифицированных специалистов. В соответствии с подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».


Односторонние акты государств. Этот вид источника международного права не предусмотрен в ст. 38 Статута Международного суда ООН. поводу действий какого-либо государства. К источникам международного права можно отнести заявление о признании государств или правительств, информацию (нотификацию) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и т. д.

1.4. Система международного права

Международное право состоит из юридических норм –общеобязательных правил поведения. Нормы определяют условия и цели, устанавливают границы, формы и способы взаимодействия субъектов международной системы. Они, как указывает И.И. Лукашук, «представляют собой юридическую модель взаимного поведения субъектов, модель соответствующего международного отношения. В своей совокупности международно-правовые нормы являются моделью международной системы». В то же время, нормы международного права, являясь компонентом международной системы, сами выстроены в логически завершенную, стройную совокупность, представляющую собой систему современного международного права. Эта система состоит, с одной стороны, из общеправовых норм-принципов и нормативных комплексов (институтов) и, с другой стороны отраслей международного права как однородных комплексов норм и внутриотраслевых институтов.

Первая группа:

основные принципы международного права составляют его ядро и имеют определяющее значение для определения правомерности источников права (с формальной точки зрения ими являющихся) и для всего механизма международно-правового регулирования;

институты, общие для международного права: комплекс норм определенного функционального предназначения, единых для всех отраслей (международная правосубъектность, международное правотворчество, международное правоприменение, международно-правовая ответственность).

Вторая группа:

отрасли международного права, комплексы однородных норм в рамках его системы.

Наличие специфических правовых источников отрасли. Существование единого кодификационного акта при этом не является обязательным. Он лишь подчеркивает на качественно более высоком уровне нормативную обособленность данной группы правовых предписаний. Выделение новой отрасли в рамках международного публичного права не произойдет, если будет отсутствовать заинтересованность международного сообщества в ее становлении и развитии.