Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможные реакции организма на стресс. Реакция стресса, человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Таким образом, стресс - это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни.[1] Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
1.2.Стресс в жизни студента и его причины
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Эмоциональное напряжение у студентов, начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.
Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Основные причины студенческих стрессов можно выделить следующие:
1-ый курс
1. Кардинальные перемены в жизни.
Самый первый стресс студента–новобранца - это непривычная среда, незнакомые люди, необходимость адаптироваться на новом месте к новым порядкам. Добавьте сюда еще и потерю прочности союза с бывшими одноклассниками, привычным кругом общения. Некоторым молодым людям это дается особенно тяжело, они могут испытывать либо изолированность от нового коллектива, либо вовлечься в конфликтную ситуацию.
При первых же непривычных обстоятельствах может возникнуть личностный кризис. Кому-то трудно расстаться с ролью бесшабашного безалаберного школьника. Трудно осознать, что детство уже закончилось. Для некоторых это тоже колоссальный стресс.
2. Общежитие.
Гораздо более сильным стрессом является жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, необходимость распоряжаться деньгами так, чтобы их хватало на все необходимое и проезд домой. От подобного стресса у очень многих безответственных транжир мозги «встают на место» довольно быстро. В педагогике это называется «воспитание реальностью», против которого все остальные методы воспитания просто детсадовские.
3. Необходимость адаптироваться к новой системе обучения.
После школьного режима, при котором уже после 14-00 можно было гулять, и носиться с мячом по двору, 8 часов занятий в колледжах сведут с ума кого угодно, только не тех, кто привык вкалывать над учебой еще в школе. А таких обычно единицы. К тому же благодаря отсутствию заданий на дом и системы контроля за промежуточными результатами провоцируют беспечность и как следствие этого нулевой запас знаний, малое количество набранных рейтинговых баллов и стрессовую ситуацию во время сдачи экзаменов.
4. Первая в жизни сессия.
О сессионных страхах хочется сказать особо. Боятся во время сессии все – и отличники, и троечники. Причем боязнь «не сдать» имеет разновидности – не сдать на хорошую отметку, не сдать вовремя, не сдать вместе со всеми.
5. Отношения с преподавателями.
В школе одни и те же учителя ведут один и тот же набор предметов. В вузах и колледжах каждый семестр меняются предметы и преподаватели. За время первого семестра первокурсники привыкают и привязываются к одним педагогам, и потом им сложно перестроиться, когда после сессии приходится расставаться с преподавателем.
2-4 курсы
1. Возникновение конфликтных ситуаций с преподавателями.
2. Отчисление одногруппников.
3. Необходимость выбирать между учебой и личной жизнью.
4. Работа и учеба.
5. Работа по окончании учебы.
Сильнейший стресс испытывают выпускники в период поиска работы по профильному образованию. Работодателям с точки зрения экономической выгоды не с руки брать на работу молодого специалиста без опыта работы. Тем более, что часто и густо при трудоустройстве требуется наличие опыта не менее 1-3 лет. Здесь выход только один - начинать искать ее заранее.
Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
Для студента учебного заведения проблемами и трудностями могут быть следующие:
1. недостаток сна;
2. несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
3. не выполненные или выполненные неправильно задания;
4. большое количество пропусков по какому-либо предмету;
5. отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
6. недостаточно полные знания по дисциплине;
7. плохая успеваемость по определенной дисциплине;
8. перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
9. конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
10. отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
11. плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.
Исследования ученых показали, что частые и продолжительные стрессовые ситуации могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Стресс - главная причина повышенного кровяного давления и связанных с ним нарушений деятельности сердечнососудистой системы. Доказано также, что во время стресса повышается восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Кроме того, все больше фактов свидетельствует о том, что в тесной связи с высокими стрессовыми нагрузками находится и возникновение рака. Неудивительно, что длительное нервно-психическое напряжение, постоянная готовность к большим нагрузкам или страх не справиться со сложной ситуацией требуют столько же сил, сколько требует и сама задача, которую предстоит решить. С точки зрения функционирования биологических механизмов это выглядит так.
В результате большого напряжения в кровь человека выделяются гормоны адреналин и кортизол. Они стимулируют сердечную и мышечную деятельность и тем самым создают условия для повышенной активности. Однако если эта активность не наступает, "гормоны стресса" аккумулируются в организме, нанося ему вред.
Зная, какого рода стрессы и их последствия ждут вас за порогом учебных заведений, вы уже психологически будете готовы их победить.
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Глава
II Эмпирическое исследование психологических особенностей учебного стресса у студентов
2.1. Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в мае 2015 года на базе ГБПОУ Вышневолоцкий медицинский колледж.
Объект исследования: студенты 2 курса, отделение «Лечебное дело», в количестве 28 человек. Возраст участников – от18-20 лет.
Предмет исследования: психологические особенности учебного стресса у студентов.
Наше исследование состояло из 2-х этапов.
Цель первого этапа определить психологические особенности учебного стресса у студентов.
Для исследования мы выбрали следующую методику «Тест на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых.(Приложение)
Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.
В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Цель второго этапа – обработка полученных результатов
2.2 Полученные результаты
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов ВМК отделение: «Лечебное дело» в количестве 28 человек. Результаты тестирования представлены в таблицах.
-
Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.
Таблица1
№ | Причины стресса | Результаты |
1 | Большая учебная нагрузка | 7,2 |
2 | Стеснительность, застенчивость | 4,3 |
3 | Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов) | 3,8 |
4 | Излишне серьезное отношение к учебе | 3,1 |
5 | Страх перед будущим | 3 |
6 | Проблемы в личной жизни | 2,7 |
7 | Нерегулярное питание | 2,6 |
8 | Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами | 2,5 |
9 | Неумение правильно организовать свой режим дня | 2,4 |
10 | Отсутствие учебников | 2,4 |
11 | Строгие преподаватели | 2,4 |
12 | Непонятные, скучные учебники | 2,2 |
13 | Конфликт в группе | 1,8 |
14 | Нежелание учиться, разочарование в профессии | 1,6 |
15 | Проблемы в личной жизни | 1,1 |
16 | Иное | |