Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
просто подтвердить клиенту, что стыд можно безопасно и продуктивно показать другому.

Ожидайте многократных тестов на доверие в ваших отношениях

Терапевту следует ожидать множества тестов на доверие, когда он работает со стыдящимся клиентом. Например, алкоголик может постепенно открывать всё более позорные эпизоды своего прошлого, каждый раз внимательно следя за признаками отвержения. Другие тесты более тонки: будет ли консультант помнить о домашнем задании, данном на прошлой сессии, ответит ли на срочную просьбу принять клиента дома, не выглядит ли он веселым, когда клиент смущен или испуган? Клиенты чувствуют необходимость продолжать эти проверки, потому что они не могут поверить, что другой человек может сохранять интерес и уважение к ним.

Некоторые из этих тестов планируются в достаточной мере сознательно. Например, клиент может раскрыть некую информацию, которая кажется по-

___166___167

стыдной, только чтобы посмотреть, что помощник будет делать с ней. Такое поведение наиболее часто используется в начале терапевтических отношений. Такие ложные откровения следует конфронти-ровать, и важно не принимать их слишком лично.

Терапевт неизбежно не выдержит части таких испытаний хотя бы потому, что он человек. Никто не может всегда быть здесь для кого-то другого. Такие случаи не нужно считать катастрофическими. Фактически, такие "неудачи" становятся прекрасными возможностями развивать отношения клиента и терапевта скорее на твердом основании взаимного уважения и реальности, чем на иллюзии, что помощник безупречен.

Стыдящийся человек часто живет во вселенной "или-или". Или о тебе заботятся всегда, или совсем не заботятся. Или на тебя обращают внимание всегда, или совсем о тебе не думают. Или тебя находят полностью приемлемым, или совершенно отвратительным. Помощник может использовать свои случайные провалы интереса, отвлечение, забывчивость и ошибки, чтобы подчеркнуть следующее: "Даже несмотря на то, что я могу допускать такое время от времени, я не покину тебя. Если я и ухожу, я вернусь". Когда такое происходит, отношения клиент-терапевт немедленно фокусируются на центральном страхе, сопровождающем стыд, - страхе оставления. Помощник, в сущности, дает клиенту опыт, позволяющий научиться переводить страх оставления в ожидание позитивного обновления интереса друг к другу. Провал теста на доверие, использованный надлежащим образом, может, в действительности, служить восстановлению и углублению отношений.


Стыдящийся индивид не выздоровеет, пока он уверен, что человеческие отношения настолько хрупки, что единственный промах дискредитирует всю межличностную историю двух людей. Ему нужно осознать, что большинство отношений продолжаются и в периоды, когда один или оба партнера не соответствуют ожиданиям другого. Он должен понять, как прощать своего партнера и как надеяться, что тот простит его, когда он ошибется. Эти уроки могут быть усвоены только в контексте терапевтического опыта, в котором оба участника открывают свои слабости и принимают слабости другого.

И, наконец, я хочу 'заметить, что многие клиенты предполагают, что консультант покинул их, когда последний не делает ничего неправильного или неуважительного. Такие ситуации можно рассматривать как проекции на терапевта отвращения к себе данного клиента. Так ж о как и в случае провала теста на доверие, описанного в начале данного раздела, важно, чтобы помощник не реагировал на такое поведение отвержением или пренебрежением. Стыдящиеся люди часто беспричинно чувствуют себя атакованными, поскольку тратят массу усилий на самообвинения. Терапевт может использовать эти примеры, чтобы укрепить свой интерес и уважение к клиенту.

Слушайте внимательно, чтобы заметить скрытые темы стыда

Клиенты могут скорее намекать на свой стыд, чем прямо выражать его. Консультант, понимающий такую ситуацию, часто может заметить легкие признаки: опускание глаз, запинки в речи, избегание кажущихся безобидными тем. Помощники, замеча-

___168___169

ющие такие знаки, должны решить, задать ли вопрос об этом. Введение этого материала в открытое обсуждение становится приглашением клиенту открыть свою боль и стыд. Клиент может с благодарностью использовать эту возможность, отклонить приглашение или даже отреагировать гневом и возмущением. Терапевт также может выбрать, игнорировать ли ему сейчас такие скрытые признаки стыда, зная, что они, вероятно, проявятся позже в курсе лечения. Так или иначе, к признакам стыда, которые консультант видит в клиенте регулярно, в конце концов придется обратиться.

Клиент может не осознавать, что стыдится, поскольку он не знает названия этого переживания. Многих клиентов надо учить тому, что это чувство называется стыдом. Клиенты могут встретить эту информацию с облегчением. Они говорят, что чувствовали стыд годами, но никогда не знали, как это называется. Такие люди не могли прямо говорить о своем стыде в терапии просто потому, что не знали его названия.



Клиенты могут также прятать свой стыд на групповой терапии, потому что не хотят открывать своим товарищам, какие они плохие и порочные. Терапевтам следует поощрить клиентов раскрыть свой стыд группе, поскольку принятие товарищами -главнейший аспект в лечении стыда. Принятие означает, что индивид' не является чуждым и дефективным. Клиент, который упорно пытается обойти групповой процесс, ходя к консультанту, в результате заявляет, что знает,' что всё еще слишком грязен, чтобы другие приняли его. Однако существуют случаи, в которых кажется разумным для клиента сначала озвучить свой стыд в наиболее безопасной из возможных обстановке, а именно с одним про-

фессиональным терапевтом. Когда это случается, терапевт должен попытаться помочь клиенту как-то обходиться со своим стыдом до того момента, пока он не сможет вернуться в группу и продолжить процесс его раскрытия..

Иногда клиент может прятать свой стыд так хорошо, что терапевт не заметит его. Позже клиент может сказать/что чувствовал стыд день или неделю назад, когда обсуждал определенную тему. Этим клиент дает вам важную информацию и предлагает обсудить свой стыд. Он может также проверять, как помощник обойдется с тем, что он не безупречный наблюдатель человеческих состояний. Возможно, наихудшим ответом на это будет настаивание на том, что клиент не чувствовал стыда, или что консультант конечно заметил это. Такой ответ даст понять клиенту, что терапевт чувствует себя комфортно только в доминирующей позиции. Терапевт, который может принять то, что он проглядел стыд клиента, может спросить, как клиент узнал, что стыдится, как он скрыл- этот стыд и что он чувствует и думает о терапевте, который не заметил его стыда. Терапевт снова продемонстрировал, что он в первую очередь является человеком в этих отношениях двух не чуждых ошибок существ.

Прислушивайтесь к стыду в гневе клиента

Гнев - это сложная эмоция, которая служит сигналом о том, что в отношениях что-то серьезно не так. Одна из функций этого чувства - предупредить других, что разгневанный человек опасен. Окружающим следует соблюдать дистанцию* во избежание тяжелых-последствий.

Стыд и гнев важным образом связань! друг с другом. Стыдящийся человек будет часто разъяряться

___171

на своего консультанта или кого-то другого, кто слишком приблизился к этому стыду. Внезапно проявившийся и уязвимый, этот человек, возможно, предпочтет сбежать от ситуации, но у него может не быть такой возможности. Если он может вынудить терапевта к отступлению, он, возможно, опять почувствует себя в безопасности под маской, которую обычно показывает другим. Этот тип бешеного
гнева служит прикрытием глубинного страха, что другие могут отвергнуть и покинуть клиента.

Но не всякий гнев выражается так драматически. Помощники чаще могут заметить суживание глаз, повышение голоса (или переход на шепот), смех или циничные замечания, которые кажутся вырванными из контекста. Эти признаки двусмысленны; они могут иметь много объяснений, и, клиент может даже отрицать, что разгневан, если обратить на это его внимание. Однако консультант, заметивший такое поведение, может получить больше данных о стыде клиента без того, чтобы задавать прямые вопросы.

Клиенты, поделившиеся своим гневом с терапевтом, вызывают отвержение, и поэтому могут сохранить в тайне свой стыд. Они по собственной воле жертвуют терапевтическими отношениями, чтобы защитить себя. Однако помощник не должен принимать это приглашение к оставлению. Вместо этого он может произвести рефрейминг, определив поведение клиента как признак того, что он стал больше доверять помощнику, поскольку демонстрирует готовность показать ему все свои чувства.

Гнев, скрывающий стыд, может быть очень хорошо использован, если соблюдать следующую последовательность: (1) осознание, что клиент разгневан на вас; (2) исследование причин этого гнева,

чтобы определить, не имеет ли он законной причины в вашем поведении; (3) если вы сделали что-то не так, например отпустили неосторожное замечание или забыли о встрече, извинитесь и сделайте всё для исправления вреда, как вы сделали бы с любым другим человеком; (4) если вы не находите доказательств своей вины, объясните это клиенту и рассмотрите возможность неправильного понимания; (5) затем переключите внимание на боль клиента, чтобы определить, чем он был напуган, в особенности, подозревая темы стыда и оставления; (6) заверьте клиента вновь, что принимаете его и не предадите; (7) укрепив отношения, помогите клиенту проработать постыдный материал, вызвавший гневную реакцию.

Существует соблазн ответить гневом на гнев. Помощнику следует быть осторожным, чтобы избежать этого, пока не будет абсолютно необходимым защитить свою безопасность. Стыдящемуся клиенту нужно знать, что его гнев не расстроил терапевта; его взрыв вызывает в точности противоположное сообщение.

Помогите клиенту принять его базовую человеческую природу посредством узнавания, принятия и исследования стыда

Моррисон (1984) утверждает, что здоровый индивид может научиться принимать свой стыд. Я могу добавить, что стыд не может быть полностью уничтожен. Единственной реалистичной целью терапевта будет научить клиента наилучшим образом жить со стыдом. Стыдящийся человек, нашедший такой способ, разовьет также большую способность ценить свое человеческое существование.


___172

Брюс Фишер уверен, что индивид может в конце концов "подружиться" со своим стыдом (Fischer, 1987). Поначалу клиентам очень трудно представить такое интригующее утверждение, потому что они рассматривают стыд как врага, которого можно только победить или обратить в бегство. Многие клиенты переживали страшное унижение; они ни за что не хотят больше встречаться со своим стыдом после таких опустошительных событий. Они не понимают, что умеренный стыд - нормальный аспект жизни, или что он может даже вести к углублению психологической и духовной жизни. Однако, когда начинается терапия и клиент добивается успеха, поделившись своей стыдящейся самостью с консультантом, он с меньшей вероятностью будет избегать этой темы. Если стыд однажды был демистифицирован - перестал внушать ужас, индивид может научиться считать свой стыд чувством и сигналом к пересмотру своего поведения и понятия о себе. Дружба со своим стыдом становится возможной, когда с ним обходятся как с частью себя, но не с собою целиком.

Алкоголики должны осознать, что они могут выжить, столкнувшись со своим стыдом, когда они трезвы. Многие химически зависимые люди используют алкоголь или наркотики для защиты от стыда. Их страх таков: если они встретятся со своим стыдом, будучи трезвыми, они будут опустошены и, возможно, разрушены' им. Их невозможно в этом переубедить. Терапевт никаким образом не может гарантировать алкоголику, что тот не будет сокрушен, если решит встретить свой стыд с поднятой головой. Терапевт может обещать, что останется с алкоголиком, поддерживая и успокаивая его, когда он встретится с "дьяволом" своего воображения.

___173

Ужас перед стыдом - не исключительное явление, и многие не-алкоголики вынуждены иметь дело с этой проблемой в терапии. Принципом лечения остается помощь клиенту найти в себе смелость встретить стыд без потребности в деструктивных защитах.

Человек узнает свой стыд, когда он сможет назвать этим словом специфический набор чувств и мыслей. Большинство клиентов разовьет способность замечать свой стыд до того, как он достигнет максимальной силы, после нескольких разговоров об этом. Преимуществом этого является то, что затем клиент может практиковать принятие стыда при относительно малом уровне риска. Например, мужчина, понявший, что начинает чувствовать стыд, когда ему необходимо выйти из комнаты, может использовать этот ранний сигнал, чтобы успокоиться, найти поддерживающих друзей или вспомнить, что он "достаточно хорош". Такой человек, возможно, прервет волну стыда до того, как она станет достаточно большой, чтобы захлестнуть его уверенность в себе.