ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
терапию, будучи в состоянии принять себя в настоящем.
Будьте терпеливы — стыд излечивается медленно
Стыд имеет тенденцию открываться слоями, с каждым позитивным опытом, ведущим к следующему, возможно, даже более знаменательному проявлению. Консультант не может торопить этот естественный процесс, не рискуя потерять доверие клиента.
Стыд редко бывает единственной заботой клиента. Присутствие этих других вопросов обеспечивает натуральные перерывы в стыде, позволяющие клиенту, а иногда и помощнику перевести дух. Эти просветы между приступами стыда также д^ют клиенту возможность интеграции пересмотренной концепции себя в свое повседневное поведение.
Это время, когда терапевт может понять, что у клиента нет намерения идти глубже в свой стыд на данном этапе лечения. Помощник должен затем решить, вести ли ему дело к окончанию или вывести клиента еще раз на тему стыда. Моя рекомендация состоит в том, что терапевт должен безусловно поощрить клиента к продолжению, если оставшийся стыд очевидным образом нарушает способность клиента функционировать достойным образом. Если незавершенные вопросы менее настоятельны, я более склонен одобрить позитивную работу, завершенную клиентом, и принять окончание терапии. Важно не определять успешную терапию как окончательное искоренение стыда.
___183
Резюме
Стыд - излечимое состояние. В этой главе я сделал много предположений о том, как может происходить данный процесс. Так или иначе, превыше всяких специфических техник - партнерство, которое должно быть установлено между терапевтом и клиентом ради облегчения и перенаправления стыда последнего.
___185
7. Лечение стыда у клиентов-алкоголиков "на, забеременевшая до брака, может стыдиться этого больше, чем своего поведения, связанного с пьянством.
Существует несколько связанных вопросов, которые консультант, как правило, захочет затронуть с клиентом-алкоголиком. Эти стандартные темы перечислены ниже:
Введение
Стыд - универсальное переживание. Возможно, что алкоголики вообще переживают больше стыда, чем большинство людей, даже до того, как у них развилось привыкание, хотя бы потому, что многие из них сами выросли в алкогольных или дисфункциональных семейных системах. И конечно зависимый, индивид с большей вероятностью испытывает стыд, когда его стиль жизни отклоняется от уважаемого обществом. Однако я не уверен, что стыд и алкоголизм неизбежно связаны. Многие индивиды, не являющиеся зависимыми, чувствуют стыд, и, возможно, некоторым алкоголикам стыд не присущ. ;
Консультант не может допускать, что стыд — главная забота алкоголика. Ему следует знать, что стыд может присутствовать в относительно малых или больших количествах. Лечение, планируемое для клиента-алкоголика, должно быть приспособлено соответствующим образом; если для определенных клиентов групповой лекции на эту тему может быть достаточно, другие будут нуждаться в значительно большем внимании. Терапевт также заметит, что клиенты-алкоголики- могут относить стыд к своему пьянству или к другим аспектам самости; женщи-
1. Помоги клиенту осознать, что алкоголь/химическое вещество был избавлением от стыда;
2. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя/химического вещества увеличило стыд;
3. Клиент дожжен узнать, что он может пережить чувство стыда без алкоголя/химического вещества;
4. Клиент может нуждаться в том, чтобы иметь дело со стыдом своего бессилия;
5. Клиент может нуждаться в помощи в раскрытии своего положения другим.
6. Клиент может нуждаться в поощрении своего вхождения в нестыдящую группу равных;
7. Помоги клиенту распознать и изменить поведение "сухого пьяницы", отражающее его стыд;
8. Помоги сорвавшемуся клиенту распознать его стыд, чтобы он мог возвратиться в сообщество выздоравливающих .
___186___187
Рекомендации по лечению стыда у клиентов-алкоголиков
Помоги клиенту осознать, что алкоголь/химическое вещество был избавлением от стыда
В Главе 3 описана спираль "стыд-алкоголизм". Индивиды, попавшиеся на этот крючок, пьют ради избавления от стыда, только чтобы обнаружить, что в конце концов чувствуют еще больший стыд, поскольку пили без контроля. Они чувствуют себя еще хуже, что приводит к тому, что они пьют больше, чтобы скрыть этот увеличившийся стыд, что в свою очередь ведет к еще более негативным последствиям и еще большему стыду. Чтобы выздоровление стало возможным, эта спираль должна быть разорвана.
Хорошей идеей будет обратиться к этому вопросу в терапии сразу, как только это станет возможным. К счастью, многие лечебные центры при подготовке или в начале лечения требуют, чтобы клиент заполнил свою историю отношений с алкоголем и наркотиками, приведя примеры негативных последствий. Цель этого - помочь клиенту осознать, что он попал в ловушку своего пьянства и что он будет чувствовать себя только хуже, если продолжит.
Спираль может быть разбита на .два сегмента. Первая часть касается того, как клиент пытается использовать вещества, изменяющие настроение, чтобы избежать стыда; второй аспект отражает то, как это поведение увеличивает стыд. Сначала я рассмотрю первое, и в первую очередь то, как помочь алкоголику распознать свой стыд.
Наиболее прямым способом будет спросить клиента, как он чувствовал себя перед тем, когда в
последний раз употреблял алкоголь или наркотики. Часто он вспомнит о непосредственном и болезненном дискомфорте, который молсет быть связан со стыдом. Он может утверждать, что чувствовал себя недостойным, нелюбимым, отвратительным и т.д. Когда это случается, консультант может помочь клиенту установить прямую связь между его плохим самочувствием и пьянством.
Следующим шагом будет выяснение того, как часто эмоциональный дистресс клиента предшествует интоксикации. Мой подход - эмпирический: я просто последовательно спрашиваю клиента о его чувствах как раз перед тем, как он напился, начиная с самых недавних эпизодов. Глубоко стыдящиеся индивиды скоро обнаружат устойчивый паттерн — выпивка для избежания стыда. Как я упоминал раньше, гораздо лучше, если клиент сам заметит этот паттерн (хотя он кажется очевидным, многие алкоголики никогда не замечали гтой связи) и привлечет к нему внимание помощника, чем если консультант будет втолковывать это клиенту.
Клиенты будут также нуждаться в некоторой помощи, чтобы заметить, что подвергаются интоксикации, по крайней мере частично, для того, чтобы уменьшить чувство стыда. Такие фразы, как "Вы говорили мне, что чувствовали себя так, что готовы были провалиться сквозь землю, - и что вы сделали со всей этой болью?", направляют клиента к осознаванию того, что он напился, ища облегчения от переполняющего и невыносимого отчаяния.
Эта стадия терапии стыда - очень деликатная, в особенности для тех консультантов, которые придерживаются концепции алкоголизма как болезни. Важно, чтобы терапевт не создавал впечатления, что клиент пьет только из-за своих некомфортных
___188___189
чувств. В конце концов, есть много других вещей, которые можно делать с плохим самочувствием, вместо того чтобы пить. Терапевт должен помочь алкоголику осознать, что только одна часть его проблем связана со стыдом и попытками уменьшить его путем опьянения. Последний должен понять, что его желание прекратить употреблять вещества будет скомпрометировано, если он откажется иметь дело с ужасными чувствами и мыслями, которые он часто испытывает непосредственно перед тем, как напиться. Помощник должен избежать как сообщения о том, что его "реальная" проблема - это стыд, так и о том, что, если он станет меньше стыдиться, он никогда не захочет выпить снова. Другими словами, лечение стыда может быть необходимым, но не достаточным условием; его выздоровления.
Иногда клиент имеет несколько чувств перед тем, как напиться, возможно, даже хороших ("Я чувствовал себя таким великим, что хотел распространиться повсюду"). Порой клиент вовсе не вспоминает чувств, связанных со стыдом. В обеих ситуациях помощник может занять выжидающую позицию, чтобы позже, в процессе лечения, снова исследовать эту тему. Однако нужно отметить, что похвала или оценка могут спровоцировать приступ стыда, если эта похвала слишком сильно конфликтует с образом себя клиента.
Многие лечебные центры просят клиентов заполнить "Коллажи чувств": обычно это серии журнальных картинок, помогающих клиенту начать делиться своими собственными чувствами. Эти коллажи особенно ценны для клиентов, испытывающих трудности с определением того, что они чувствуют. Стыд и вина могут быть включены в спи-
сок чувств, которые клиенту нужно: обсудить в индивидуальной или групповой терапии. Некоторые клиенты во время таких упражнений открывают важную информацию, которая может помочь им связать такие чувства с их обычным поведением.
Можно надеяться, что в результате этой фазы лечения клиент осознает три вещи о себе: (1) что он регулярно испытывает непреодолимый стыд; (2) что он очень боится этого чувства и хочет избежать и облегчить его; (3) что он употреблял алкоголь или вещества, изменяющие настроение, чтобы спастись одновременно и от стыда, и от страха этого стыда.
Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя/химического вещества увеличило стыд
Главный вопрос, который следует задать клиенту на этой стадии, следующий: ' Действительно ли употребление алкоголя или наркотиков помогло вам уменьшить чувство стыда?" Часто недавно протрезвевший индивид в состоянии дать осмысленный ответ на него, и это помогает ему понять, что трезвость подразумевает нечто большее, чем просто отсутствие пьянства.
Обычно первый ответ клиента - утвердительный. Он осознаёт, что сначала почувствовал себя лучше, когда начал пить. Он рассказывает, как вдруг почувствовал облегчение, уменьшилась депрессия, он ощутил себя более могущественным, популярным, как будто он окончательно воссоединился с миром. Стоит дать клиенту время для прохождения этой стадии. У консультанта может быть соблазн проскочить ее в связи с опасением, что кли-
___190___191
ент вспомнит слишком много хорошего о своем пьянстве. Но факт состоит в том, что алкоголик получает-таки позитивные результаты от своей интоксикации, и уменьшение стыда и других тяжелых чувств - зачастую один из них.
Следующая часть спирали "стыд-алкоголизм", восстанавливаемая вместе с клиентом, - это аддик-тивная фаза. Центральный принцип здесь таков: если что-то хорошо сработало однажды, то единственное, что имеет смысл, - это использовать этот способ снова и снова. Клиент, конечно, подвергается искушению продолжать пить, поскольку алкоголь стал эффективной защитой от стыда. Как только установился привычный паттерн, у индивида пропадает потребность пробовать что-то еще. Зачем беспокоиться и предпринимать усилия, говоря с другими о стыде, когда он может быстро и эффективно минимизировать это чувство посредством питья?
Клиент-алкоголик долго учится тому, что алкоголь работает. Он не стыдится, пока пьет. Единственный логический вывод, к которому он может прийти, - что ему следует подвергаться интоксикации так часто и так надолго, как только возможно. Способность алкоголя уменьшать эмоциональный стресс содействует процессу психологической ад-дикции, которая, в норме, сопровождает физиологическую.