Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Терапевт может посчитать полезным помочь клиенту осознать, что он прошел мимо или даже не рассматривал вовсе другие способы справляться со стыдом, кроме пьянства. Помощник может поинтересоваться вслух, почему клиент не обсудил свои чувства с супругом или друзьями; что было такого ужасного в его стыде, что он должен был убегать

от него, вместо того чтобы взглянуть ему в лицо; что бы случилось, если бы он взял стыд ненадолго с собой, вместо того чтобы оставлять его в баре. Такие вопросы часто поначалу озадачивают алкоголика -как раз потому, что в подобных обстоятельствах он давным-давно прекратил рассматривать другие возможности, кроме питья. Если клиент ухватит мысль, что может облегчать свою эмоциональную боль без алкоголя, он, вероятно, станет меньше бояться трезвой жизни. Он начнет осознавать, что у него есть выбор.

Дьявольский аспект алкоголизма заключается в том, что бывшее эффективной защитой против стыда в конце концов становится одним из главных составляющих этого чувства. Негативные последствия начинают накапливаться по мере того, как алкоголик вынужден фокусировать внимание на пьянстве, оберегая свой способ и рационализируя свое поведение для окружающих Но, хотя алкоголик и стремится поддерживать чувство собственного достоинства, каждый провал в памяти, штрафная квитанция за пьяное вождение, драка в семье или позорный инцидент понемногу понижают его ценность в собственных глазах. Даже скрытый алкоголик, который умудрятся прятать свою проблему от других, всё же должен, по меньшей мере иногда, замечать, что не функционирует в полную силу. Разрыв между тем, что он представляет собой, и тем, кем он может быть, увеличивается с каждым инцидентом; алкоголик движется от состояния, "достаточно хорошего" к "почти достаточно хорошему" и далее к "недостаточно хорошему" и полному стыда.

Активный аддикт постоянно сталкивается с позором. Он может быть временным состоянием; например, муж алкоголички может сказать, что ее

___192

поведение накануне вечером во время ужина с друзьями было отвратительным, и что он настаивает на том, чтобы подобное не повторилось. Супруг отправляет своей жене послание, что он потерял уважение к ней, но она может искупить это будущим хорошим поведением. Проблема состоит в избегании действий, которые оскорбляющая половина, предположительно, может контролировать. Оскорбленный супруг отвечает гневом, потому что думает, что его партнерша может действовать по-другому.

Алкоголизм обычно прогрессирует. Это значит, что семья должна наблюдать всё более смущающие инциденты, которые они не могут объяснить, пока продожают цепляться за свое представление об употребляющем, как о нормальной, здоровой личности. У зависимого индивида та же проблема: он не может быть одновременно алкоголиком и неалкоголиком, больным и не больным. Это точка, в которой каждый пытается активировать все свои защиты, такие как отрицание и минимизация, чтобы обойти данную дилемму. Однако даже эти защиты в конце концов рушатся, когда состояние алкоголика прогрессирует.


В конце концов индивид достигает состояния постоянного позора. Теперь он (й его семья) считают его постыдной личностью, тем, кто не может более претендовать на право называться человеком. Окружение и семья часто менее разгневаны на этой стадии, поскольку больше не верят, что он может контролировать свои действия. Вместо этого они могут чувствовать отвращение или жалость к алкоголику; обе эти эмоции относятся к индивидам, которые, по нашим представлениям, ниже нас.

В этот момент цель - помочь клиенту осознать, что его пьянство действительно снизило его само-

___793

уважение и усилило стыд. Возможно, он всегда чувствовал себя ничтожеством; тем -не менее, его пьянство почти наверняка обострило это чувство. Пока он продолжает пить, он будет чувствовать себя глубоко пристыженным. Каждая пьянка только подтверждает его уверенность, что он отличается от других и изначально дефективен. Он не может избежать своего позора, пока ведет себя позорным образом. Также он не может надеяться изменить образ себя, пока не сделает шагов в направлении здоровой жизни.

Клиенты, которые могут понять, как их осознание дефективности связано с их компульсивным пьянством, могут принять обязательство изменить свою жизнь двумя позитивными путями. Во-первых, они могут бросить пить; во-вторых, они могут найти лучшие способы обращения со своим стыдом, которые^ помогут им заменить это чувство на реалистическую гордость.

Клиент должен узнать, что он может пережить чувство стыда без алкоголя/химического вещества

Стыд можно пережить даже несмотря на то, что он может быть крайне дискомфортен в момент переживания. Однако подверженные ему индивиды могут прибегать к почти фобической реакции избегания стыда; они настолько боятся чувствовать свой стыд, что готовы почти на всё.

Хронический алкоголик, возможно, стал специалистом в избегании стыда. Он пьет частично для того, чтобы никогда не чувствовать боли от ощущения своего ничтожества. Также, начиная остерегаться стыда, он склонен начинать этот процесс раньше и раньше с каждым разом. Сначала алкоголик бу-

___194___195

дет пить после того, как пережил больший стыд, чем может вынести. Позже он будет начинать пить при первом признаке дискомфорта, чтобы не терпеть мучений. Еще позже он будет пить до того, как начинает чувствовать стыд, чтобы не вспоминать о нем вовсе. Еще много позже, как и в случае других фобий, намеки, вызывающие стыд у стыдящегося индивида, генерализуются. Возможно, изначально клиент распознавал этот аффект, только когда допускал вопиющую ошибку в работе или был особым образом атакован членом семьи. Теперь стыдящийся человек замечает знаки своей дефективности в поведении почти каждого по отношению к нему, и почти во всём, что он. делает. К этому моменту он стал "замешанным на стыде" (shame-based) в том смысле, что большая часть его жизни сконцентрирована на своем стыде и необходимости избежать его посредством пьянства.



У избегающего стыда есть мало возможностей проработать эту проблему. Он, вероятно, с ужасом вспоминает о стыде. Чем больше он избегает этой темы, тем больше убеждает себя, что не выживет, столкнувшись со стыдом прямо и открыто. Если он алкоголик, он теперь может оправдать свое поведение, говоря себе, что нуждается в выпивке, чтобы предупредить появление ужасного чудовища внутри себя. Такое убеждение становится "искренним заблуждением": алкоголик действительно уверен, что не сможет вынести своего стыда.

Выздоравливающий алкоголик на ранних стадиях лечения часто чувствует себя обнаженным и беспомощным - у него отобрали его защиту от реальности и оставили, чтобы иметь дело с миром без нее. Он также может быть внутренне раздавлен

осознанием того, во что он превратился; он может стыдиться своей идентичности алкоголика.

Когда клиент открывает свой стыд терапевту, он нуждается в получении поддержки, утешения и ободрения для встречи со стыдом. Сообщение, которое ему часто нужно от терапевта - что он в самом деле сможет жить, пройдя через стыд. Он также захочет знать, что помощник не бросит его посреди пути, потому что сначала он, вероятно, будет верить, что не может в одиночку сразиться со стыдом. Если он будет вынужден встретить стыд без человеческой поддержки, он может очень легко вернуться к бутылке.

Консультанты часто становятся проводниками своих клиентов: Стыдящиеся люди, убегавшие от этого чувства годами, с большей готовностью делают нужный шаг, когда они уверены, что рядом есть кто-то, опытный в этих джунглях. Послание, нужное таким клиентам, - что консультант пойдет вместе с ними к тем частям их личности, которых они более всего боятся, и что он не боится идти, потому что верит, что они смогут пережить этот опыт. Терапевт может заверить в этом клиента, поскольку он знает, что в действительности в джунглях нет драконов или других чудовищ; стыд нормален и присущ человеку. Терапевт понимает, что поначалу такие клиенты нуждаются в том, чтобы идти в направлении стыда вместе. Цель - помочь им достаточно безопасно установить контакт со своим стыдом, чтобы они перестали бояться его власти над собой.

Я не хочу создать впечатления, что клиент за один раз может понять, что стыда не нужно бояться. Фактически, большинство индивидов медленно приближаются к этой теме, двигаясь шаг за ша-


___196___197

гом к своему стыду в курсе терапии. К тому же, если клиент надолго-оставляет эти вопросы, он может опять начать больше бояться их; стыд имеет свойство становиться страшнее, а не безопаснее, когда смотришь на него издалека. Помощник должен быть готов сопровождать стыдящуюся личность во многих походах в джунгли, как длинных, так и коротких. Клиент может нуждаться в том, чтобы иметь дело со стыдом своего бессилия

Бессилие - сущностный аспект опыта алкоголика. Индивид, который несколько раз Неудачно пытался бросить пить, или тот, кто приближался к бутылке, говоря себе, что не прикоснется к ней, обнаруживает, что- "силы воли" недостаточно, если его тело стало зависимым от алкоголя. Он убеждается, как утверждает первая ступень АА, что бессилен перед алкоголем и его жизнь стала неуправляемой.

Бессилие, страх бессилия и страх потери контроля способствуют стыду алкоголика (Kaufman, 1980; Ramsey, 1987). Причина этого в том, что самоконтроль и сила личности являются высоко ценимыми характеристиками в западном обществе. От индивидов ожидают, что они будут независимы. Они не предполагают зависеть от чего-либо для своего выживания, включая алкоголь. Приемлемо быть "сильно пьющим", даже регулярно напиваясь и затевая драки, но невыносимо, когда личность действительно становится алкоголиком.

Есть характерная шутка: сильно пьяный человек говорит другому, что лучше будет пьяницей, че? алкоголиком, потому что, по крайней мере, не над будет ходить на их встречи. С социологической точ

ки зрения, в этой шутке содержится дополнительный смысл: "пьющий" - это тот, кто временно теряет контроль, но в сущности не поврежден, тогда как "алкоголик", по всеобщему признанию, имеет значительные проблемы, влияющие на его социальное положение. Алкоголик бессилен, а пьяница забавен.

Алкоголик, понявший свое бессилие, может думать: "Я должен себя контролировать, а если я не могу, со мной что-то не так". (Ramsey, 1987). К тому же он живет в том же самом обществе, и ему тоже внушена идея о ценности самоконтроля. Он, 'возможно, ожидает от других сохранения контроля и может даже презирать тех, кого считает слишком слабыми для удержания своей власти. Он осуждает других за неудачи, которые легко сравнимы с его собственными. Он может отчаяться и опять и опять пытаться доказать себе и миру, что всё еще может контролировать свое ПЬЯНСТРО; он будет обещать не пить до полудня, во время поста, при сослуживцах. Позже он будет селективно помнить достигнутые успехи, забывая об обещаниях, которые не сдержал, чтобы иметь возможность поддерживать отрицание своего бессилия и сопровождающего его стыда. Выздоравливающий алкоголик должен каким-либо образом постигнуть свое бессилие без такого стыда, который обратит его в бегство. Здесь возможны два подхода. Первый - это подчеркнуть возможность того, что индивид сможет научиться успешно организовывать свое поведение, связанное с .алкоголем. Это направление "питья под контролем". В типичном случае такие программы составлены для пьяниц, которые относительно стабильны, имеют поддерживающее семейное и рабочее окружение И


___198___199

с короткой и мягкой историей алкогольной зависимости. Программы предлагают своим клиентам возможность вновь обрести контроль над выпивкой -привлекательное предложение, потому что такой успех также уменьшит и стыд потери контроля,

К несчастью, немногие хронические алкоголики могут извлечь пользу из программ питья под контролем, потому что не могут устойчиво придерживаться данных обещаний об ограничении выпивки. Таким людям будет необходимо принять свое бессилие и иметь дело со связанными с ним вопросами стыда.

Обычно поначалу бесполезно пытаться убедить таких индивидов, что они не должны чувствовать стыда, потому что имеют силы бросить пить, или потому, что они бессильны, но Pie беспомощны перед лицом этой проблемы. Это может быть оценено позже. Первоначальной задачей часто будет помочь клиенту оплакать потерю независимости и принять свое бессилие перед алкоголем. Клиент должен осознать, что помощник знает о его "слабости", но не осуждает его за нее. Скорее, консультант и лечебное сообщество могут успокоить алкоголика, когда он встречается со стыдом. Вопросы типа "О чем вы жалеете больше всего в связи с тем, что вы - алкоголик?" и "О чем вам было бы тяжелее всего сказать своей семье?" часто дают материал для этой темы.

Клиенты-алкоголики в конце концов понимают, что не должны чувствовать стыда. Они осознают, что у них, как и у всех остальных, есть много, областей в жизни, которые-они не могут контролировать. Они могут даже решить, что их потребность сохранять контроль и страх его потери - существенная проблема сама по себе. Такие люди могут при-

нять стиль жизни, заменяющий желание достичь власти над объектами и людьми на подчеркнутое принятие имеющейся реальности, руководство со стороны общества или высшей силы и осознание того, что они одни не могут управлять своим алкоголизмом.

Консультанты по алкоголизму могут скорее эмоционально склоняться либо к,модели "питья под контролем", либо к модели "принятия", чем задаваться вопросом, какая из них лучше подходит определенному клиенту. Как упоминалось'раньше, я уверен, что члены терапевтического сообщества должны научиться быть достаточно гибкими, чтобы направлять клиентов на лечение, которое им подходит; бесполезно настаивать, чтобы крайне независимый человек посещал программу, базирующуюся на принципе принятия бессилия