Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Консультант может использовать эту возможность, чтобы дать сорвавшемуся клиенту следующие послания: "Вы всё еще хороший человек в моих глазах/и я забочусь о вас"; "Я не буду обвинять или стыдить вас за то, что случилось"; "Моя забота - помочь вам вернуться в вашу программу трезвости, как только это станет возможный"; "Для вас важно дать другим знать, что произошло, тогда вы не должны будете носить с собой этот секрет".

Когда клиент поделился своим стыдом с терапевтом, его можно попросить вынести этот материал на амбулаторную или поддерживающую группу. Разумеется, клиент может отказаться это делать. Ему нужно разрешить заняться этим в своем собственном темпе. Однако ответственностью консуль-

___209

танта является помощь клиенту в осознании того, что сокрытие срыва от тех, кто о нем заботится и, возможно, тоже сталкивался с такой проблемой, может увеличить его недовольство собой и недоверие к другим - два индикатора стыда. Стыдящийся индивид не может продолжать излечение от стыда, если хранит -постыдные секреты.

Нет необходимости пытаться побороть весь стыд сорвавшегося клиента. Умеренное количество стыда определенно необходимо, если оно поможет клиенту вернуться к трезвости. Один из способов использовать этот стыд - определять его как здоровый до тех пор, пока он помогает клиенту смотреть на свое поведение и обновлять свою решимость жить позитивной и респектабельной жизнью. Самые важные послания в этой ситуации - что терапевт не будет пытаться убрать весь стыд клиента, поскольку он нуждается в частичке его, и что терапевт не будет увеличивать его своей критикой и разочарованием.


Резюме

В этой главе мы отметили многие специфические' связи между стыдом и алкоголизмом. Особые рекомендаций, касающиеся помощи клиентам в обращении со своим стыдом в особых ситуациях,: были рассмотрены для приступающих к терапии, завершивших лечение и сорвавшихся клиентов.

Эта глава - заключительная из посвященных стыду, за исключением главы о творческом лечении стыда и вины, которая появилась после материала о вине. Сейчас, возможно, самое время напомнить читателю, что стыд и вина в реальной жизни, часто встречаются вместе. Многих индивидов одновре-

___210

менно разрушают подавляющие количества и стыда и вины, и лишь некоторые страдают только от одного или второго. Тем не менее, терапевт может выиграть, умея ясно различать эти два понятия. Краткий обзор различий был сделан в Главе ,1,

8. Позитивная роль рационального чувства вины

Введение

Рациональное чувство вины (так же как и умеренный стыд) имеет большую ценность. Оно отражает реальность, говоря индивиду, что он погрешил перед другими. Рациональная вина сигнализирует человеку, что ему надо изменить свое поведение. Индивид, способный ощущать рациональную вину, может использовать это чувство как руководство к моральному поведению.

Рациональное чувство вины ведет к рациональной моральной гордости. Обладающий такой идентичностью верит, что он хороший человек. Он регулярно исследует свои ценности и пытается жить, насколько это возможно, в соответствии с ними. Он уважает себя.

Рациональное чувство вины помогает индивиду исправлять свои ошибки, поступать морально и проявлять инициативу. Оно помогает членам сообщества относиться друг к другу сочувственно и великодушно.

___211

Континуум чувство вины/моральная гордость

Таблица 8 представляет континуум чувство вины/моральность и демонстрирует то, что вина, так же как стыд, может быть позитивной или негативной силой в жизни личности.

Таблица 4

НЕДОЧЕЛО-ВЕЧЕСКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

СВЕРХЧЕЛО­ВЕЧЕСКОЕ

Иррацио­нальная вина (Греилик)

Рациональная вина

Рациональная моральность

Иррацио­нальная моральность (Святой)

В.сё поведение морально неприемлемо

Специфическое поведение морально неприемлемо

Специфическое поведение морально приемлемо

Всё поведение морально приемлемо

Моральная идентичность: Эгоист

Моральная идентичность: Осознание эгоистических аспектов

Моральная идентичность: Осознание неэгоистических аспектов

Моральная идентичность: Само­забвенный

Бесконечные признания Ожидания безмерного наказания (Проклятый)

Специфические признания/соот­ветствующее наказание

Специфические признания/соот­ветствующая награда

Бесконечные признания Ожидания безмерных наград (Праведный)


Для выздоравливающих алкоголиков и их консультантов особенно важно понимать противоположность рациональной и иррациональной вины. Только рациональное чувство вины помогает клиенту поддерживать абстиненцию; иррациональное способствует срыву. Иррациональная вина ведет к

___213

подавлению индивида неопределенными обвинениями, не связанными с актуальным поведением. В противоположность этому, рациональная вина соответствует реальным проступкам. "Цель" иррациональной вины - просто наказать свою жертву и предупредить любые намеки на агрессию, в то время как рациональная вина служит восстановлению равновесия между индивидом и обществом.

Индивид, испытывающий иррациональную вину, воспринимает себя как грешного. Хотя он фокусируется на дурных вещах, которые он сделал, а не на своей базовой идентичности, тем не менее, он может прийти к убеждению, что из-за этих действий является совершенно негодной личностью (Grieger & Boyd, 1980). Он уверен, что является морально ущербным.

Forrest (1983) отмечает, что чувство иррациональной вины развивается в детстве. Это время, когда ответственность тегко перепутывается. Дети часто приходят к убеждению, что являются причиной проблем, над которыми они в действительности не властны, в том числе пьянства своих родителей. Затем они могут пытаться исправлять эти ошибки, чрезмерно наказывая себя, или принять решение никогда больше не приносить никому вреда. Они начинают бояться естественного самоутверждения, считая его опасной агрессией. Они могут также стать настороженными и пугливыми, ожидать, что другие разгневаются на них за их поведение.

Дети часто проносят такую иррациональную вину во взрослое состояние. Они могут пить или употреблять наркотики, чтобы облегчить свое чувство вины, но вместо этого чувствуют себя еще более виноватыми. Даже в процессе выздоровления такие люди мучаются Чувством вины за поведение,

___214___215

которое не является в действительности неправильным, которого нельзя было избежать, или которое давно забыто остальными (Royce, 1981).

Иррациональная вина действует на всех уровнях осознанности, зачастую приводя к бессознательному самоосуждению (Stein, 1968) и подавляющему стыду. Индивид, переживающий иррациональную вину
, чувствует себя не совсем человеком-. Его моральная идентичность неприемлема - он чувствует себя грешным по своей сути.

Рациональная вина - человеческое состояние. Каждый порой совершает агрессивные акты или лелеет морально неприемлемые агрессивные мысли. Когда такое случается, люди ощущают "хорошую" вину; они начинают чувствовать себя некомфортно, поскольку преступили свои собственные этические стандарты. Рациональная вина подвигает их и на исправление своих ошибок, и на великодушие по отношению к другим. Рациональное чувство вины - реалистичная реакция на вред, в действительности нанесенный другим (Hoffman, 1982), она пропорциональна реальной величине ущерба и уменьшается, когда человек прекращает свое приводящее к вине поведение и исправляет ошибки.

Также человеку присуще моральное поведение. Тот же процесс, который заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы преступаем этические границы, позволяет нам чувствовать себя хорошими, когда мы укрепляем свои' межличностные связи. Доброта, сочувствие, великодушие и альтруизм поднимают нас на более высокий уровень участия в человеческом сообществе. Такое поведение пробуждает в нас чувство, что мы хороши, и веру, что мы принадлежим к моральному сообществу.

Как правило, люди верят, что они хороши, если ведут себя в соответствии с общечеловеческими и общественными законами. Когда они периодически соскальзывают к аморальному или двусмысленному поведению, они чувствуют позыв вернуться в состояние моральности. Эти неудачи - только временные; наша вина напоминает нам о наших принципах и перенаправляет действия таким образом, чтобы мы жили в соответствии с ними.

Иррациональная моральность имеет такое же отношение к чувству вины, какое высокомерие имеет к стыду. В каждой из этих ситуаций человек скорее пытается обойти проблему, чем перерасти ее. Он старается, никогда не посягая на других, стать святым. Иногда такие люди верят, что добились особого положения при Боге, - они уверены, что действительно безгрешны. Такой индивид может быть достаточно агрессивным, защищая свои убеждения, потому что он думает, что его способ жизни - единственно верный. Таким образом, иррациональная моральность защищает от чувства вины, уводя своего носителя из людской компании.


Такую позицию в жизни могут занимать и алкоголики, и члены их семей. Эти похожие на святых персоны могут быть известны своей готовностью к самоотдаче. Они часто завоевывают огромное уважение ("Я не знаю, как мистер Смит терпит эту женщину, до чего же он мил!"). Они могут иногда становиться мучениками за идею ("Она допилась до смерти, потому что была так чувствительна -просто не могла видеть чужой боли"). Тем не менее, они потерпели неудачу в эффективном обхождении с проблемами вины и моральности. Их способ разрешить проблему вины не обращается к неотъемлемому и неизбежному конфликту между

___216

нашим моральным чувством и агрессивными запросами, между способностью взращивать и питать других и желанием доставить себе удовольствие. Эти люди пытаются отрицать собственные интересы и уклониться от любой агрессии. Когда им это удается, они уродуют свои жизни и теряют способность слышать, в чем нуждается или чего хочет их собственное тело.

Индивиды с иррациональным чувством вины уверены, что почти всё, что они делают, недостойно с моральной точки зрения. Они обладают моральной идентичностью эгоистов, заботящихся только о себе. Им могли множество раз говорить это в родительской семье, и теперь они сами считают себя морально ущербными. Если они злоупотребляют алкоголем, их пьянство подтверждает для всех идею, что им присуща внутренняя моральная слабость. Они считают себя слишком слабыми, чтобы контролировать свои животные импульсы. Иррациональная вина ведет к моральному стыду (Miller, 1985), когда под сомнением оказывается базовая идентичность индивида. Но не всеобъемлющая идентичность, а ее моральная составляющая.

Циклы бесконечных признаний, часто присущие алкоголикам (Forrest, 1983), случаются, когда носители, иррациональной вины чувствуют побуждение признать свои ошибки и хотят или ожидают наказания, иногда намного превышающего их проступки. Они могут верить, что они прокляты и обречены на неудачу в попытках быть моральными существами, и место им - в Аду. Такие признания не ведут к изменениям в поведении, поскольку алкоголик не принимает на себя специфической ответственности за специфический инцидент. Скорее, он чувствует себя виноватым за всё плохое, что он

___217

когда-либо совершал, и его желание - достичь тотального избавления от своих грехов. Эта задача столь же невыполнима, как и попытки стыдящегося индивида стать полностью принимаемым всеми. Такие признания обычно ведут только к краткому облегчению для алкоголика с иррациональным чувством вины, поскольку они не включают никакого побуждения изменить неподобающее поведение на более подходящее.