Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иррациональные моралисты пытаются поддерживать свою моральную идентичность самозабвенных персон, лишенных эгоизма. Они могут становиться праведниками, уверенными, что овладели искусством заботы о других. Они "признаются" (profess) в своих добродетелях вместо признания (confessing) своих грехов.

Люди, переживающие умеренную вину, могут чувствовать потребность исповедаться, так же как и . желание подвергнуться соответствующему наказанию. Их цель - получить разрешение вернуть себе хорошее положение в обществе, а также иметь возможность быть в большем ладу с собой. Они осознают не только свои моральные недостатки, но также и сильные стороны, такие как честность или преданность. Они понимают, что не являются ни святыми, ни грешниками, а только ошибающимися человеческимисуществами, которые стараются быть честными с собой и другими.

___218

Позитивные функции умеренного рационального чувства вины Возмещение (репарация)

Когда индивид нарушает права других, он, вероятно, затем почувствует свою вину. Он вторгся в границы другой личности и рискует получить соответствующую физическую или эмоциональную реакцию в свой адрес (Wurmser, 1978). Виновный субъект также надеется вернуться в то состояние, в котором он чувствовал себя морально хорошим. И он может добиться этого, исправив положение. Это так называемый процесс возмещения (reparation process) (Klein, 1975), описываемый как ощущение потребности исправить вред, нанесенный одной персоной другой. Такой процесс возмещения укрепляет межличностные социальные связи. Главное по1 слание, адресованное нарушителем другим людям, звучит так: "Я знаю, что повредил вам, и искренне сожалею об этом. Позвольте мне сделать то, что в моих силах, чтобы это исправить. Пожалуйста, простите меня". Процесс может быть разбит на четыре составные части, перечисленные ниже:

I Возмещение (исправление)

A. Осознание вреда

B. Принятие личной ответственности

C. Усилия по исправлению положения и возмещению вреда

D. Просьба о прощении, адресованная другим

II Моральное поведение

A. Законная деятельность

B. Апелляция к ценностям

___219

С. Альтруизм

III Инициатива

A. Самоутверждение

B. Сублимация

Прежде чем сможет случиться что-нибудь позитивное, виновный индивид должен узнать, что нанес ущерб другой личности. Это вовсе не простая задача. Люди используют множество психологических защитных механизмов, чтобы избежать принятия на себя ответственности за собственные действия (в частности отрицание, минимизацию и рационализацию). Эти защиты обсуждались в Главе 9. Простейшая защита от чувства вины - "Я не сделал ничего такого, за что мог бы чувствовать вину". К счастью, люди, которые способны чувствовать умеренную вину, обычно могут преодолеть такие защиты, убедившись в реальности того, 'что на самом деле нанесли кому-то ущерб. Они могут осознать это частично потому, что подобное поведение не является типичным для них, - они уверены, что являются морально хорошими личностями, которые непреднамеренно преступили свои собственные и общественные стандарты. Например, выписавший фальшивый чек может считать себя нор-мальным, честным человеком, который временно стал жадным и сделал что-то неправильное, а не дурным субъектом, намеренно обманывающим других.


Виновный индивид должен принять на себя личную ответственность за ущерб, который нанес. Если он обвиняет других ("Он это заслужил"), судьбу ("Я ничем не мог помочь - просто так случилось") или даже алкоголь ("Я- сделал это только потому,

___220

что был пьян") - он может непосредственно в этот момент чувствовать меньшую боль, но зато будет неспособен завершить процесс возмещения. С ним может остаться неотступное чувство, будто что-то по-прежнему неладно. И даже хуже: не принимая ответственности за свое собственное поведение, он будет иметь дело с ограниченной реальностью; его способность разрешать в будущем другие болезненные ситуации может уменьшиться.

Как много ответственности за свое безответственное пьяное поведение должен принять на себя алкоголик? Например, если мужчина напивается и колотит свою жену, может ли он утверждать, что по причине опьянения он должен быть освобожден от ответственности ("В конце концов,' ведь я никогда не делаю этого трезвым")? Может ли он утверждать, что является беспомощной игрушкой недуга, что его личность меняется против его воли, что он - такая же жертва, как и все остальные? Может ли быть принято предложение подвергнуть его лечению вместо заключения в тюрьму? Это вопросы, вызывающие массу эмоций и не имеющие простых ответов. Однако, если выздоравливающий алкоголик хочет полностью разобраться с виной, он должен принять на себя ответственность за то, что он делал в состоянии интоксикации, даже если он этого.не помнит. Он должен быть готов к принятию последствий своего безответственного поведения, чтобы вновь занять хорошее моральное положение в сообществе.

Третий компонент процесса возмещения подразумевает искренние усилия по исправлению вреда. Решение об этом - важный аспект программы "Анонимных Алкоголиков". В результате, субъект должен начать жить не только ответственно, но и ве-

Стыд,

___221

вина и алкоголизм: клиническая практика

ликодушно, стараясь помогать другим. Эти действия сообщают и виновной и оскорбленной сторонам, что данный индивид теперь готов принять свое место в обществе.

И, наконец, выздоравливающие алкоголики просят прощения у других. Их рациональное чувство вины говорит им, что они нанесли ущерб не только отдельным людям, но также всему сообществу. Они могут осознать этот ущерб, принять на себя ответственность и предпринять искренние усилия по его возмещению. Затем они должны ждать, что будут реинтегрированы в свои семьи, трудовые и общественные организации, и в общество в целом. Это ожидание может быть долгим и болезненным.

Выздоравливающий алкоголик может знать, что теперь он достоин доверия - что он не будет больше обманывать супруга или надувать компанию при оплате счетов. И всё же он должен ждать, обычно, по меньшей мере, год: пока окружающие, ожидающие от него нечестности, изменят свое отношение.

Стыдящиеся индивиды боятся быть покинутыми. Виноватые больше боятся остракизма - того, что их отвергнут те, кого они любят и в ком нуждаются. Можно сказать, что стыдящийся человек ожидает, что другой встанет и выйдет из комнаты, тогда как виноватый - что это его вышвырнут прочь. Только полное прощение может до конца устранить этот страх, но полное прощение нельзя ускорить. В промежутке консультант может помочь выздоравливающему алкоголику придерживаться решения стать ответственным в настоящем и исправить прошлые ошибки. Он может также направить его к тем индивидам или группам, к которым он может присоединиться и которые могут принять его немедленно, потому что-он не вредил гэтим лю-

___222

дям в прошлом - таковы Анонимные Алкоголики, терапевтическая группа или трезвые друзья.

Люди, осуществляющие процесс репарации, используют чувство вины для того, чтобы укрепить свою идентичность "морально ответственных" и свое право принадлежать к человеческому сообществу. Исправление вреда также помогает им более позитивно использовать механизм вины/моральности, организуя моральное поведение.


Моральное поведение

Чувство вины появляется в ситуациях, в которых индивид задумывает преступить семейные и социальные ценности. Частично из-за страха перед наказанием, частично потому, что эти ценности были интернализованы большей частью членов общества, люди научаются действовать в законных и нормативных рамках группы. Они становятся законопослушными, сочетая в себе общую готовность соблюдать закон: с верой, что такое послушание --1-нормально и хорошо. Другими словами, большинство людей соблюдают общественные законы не только потому, что их могут поймать и наказать, но и потому, что верят в процесс послушания. Они лучше себя чувствуют, когда соответствуют социальным ожиданиям, чем когда не слушаются. В большинстве ситуаций индивиды чувствуют небольшое напряжение между тем, чего они хотят для себя, и тем, чем они хотят угодить окружающим, - мы заключаем социальный контракт, который защищает сообщество, позволяя нам получать удовлетворение от соответствия условиям этого контракта.

Однако моральная гордость, которую субъект чувствует, соблюдая важные социальные нормы и законы, не ведет его просто к слепому конформйз-

___223

му. Kohlberg (Hetherington и Parke, 1986) разработал модель морального развития; показывающую, что многие индивиды прогрессируют дальше простой конформности. Вместо этого они время от времени последовательно пересматривают и перерабатывают свою систему ценностей, а затем придают наибольший смысл жизни в соответствии с ней, даже если это .подразумевает несоблюдение некоторых законов. Также и Simon (1972), описывая процесс, названный им прояснением ценностей, замечает, что взрослые часто пересматривают свои ценности. Он использует следующие критерии, чтобы определить, живет ли человек, базируясь на своей собственной системе ценностей: (1) ценность выбрана свободно; (2) придерживающийся этой ценности может выразить это открыто; (3) индивид действует способом, соответствующим его ценностям. Лечение алкоголизма предоставляет алкоголикам прекрасную возможность пересмотреть и/или изменить свои ценности. Многие выздоравливающие обнаруживают, что их медленно относило прочь от их центральных убеждений, когда они становились зависимыми. Когда они пили или употребляли наркотики, они могли стараться убедить себя, что такие принципы, как честность или порядочность по отношению к другим
, устарели или существуют только для сосунков; их зависимость постепенно сделала невозможной жизнь в соответствии с этими ценностями, и поэтому они пытались отречься от них, чтобы чувствовать себя менее виноватыми. Другие могут думать, что живут в согласии со своими ценностями, только чтобы обнаружить на ранних сроках трезвости, что весьма далеко от них отклонились. Выздоровление предоставляет этим индивидам шанс восстановить свою систему цен-

___224

ностей и ощутить законную моральную гордость от этого.

Выздоравливающих алкоголиков в процессе лечения, а также и недавно протрезвевших часто побуждают внимательно рассмотреть свои основные ценностные допущения, Я говорю своим клиентам, что их болезнь заставила их (как подростков или взрослых) исследовать некоторые касающиеся их вещи, которые они в противном случае, возможно, никогда бы не рассмотрели: во что они верят, как они могут прожить хорошую жизнь, настоящий смысл жизни и смерти. Для того чтобы начать или продолжить этот процесс, я прошу их проранжиро-вать, а затем обсудить вместе стандартный список ценностей. Эхо простое упражнение, основанное на работах Simon, может быть использовано и для того, чтобы помочь клиенту противопоставить то, как он жил, употребляя алкоголь и наркотики, его нынешнему жизненному стилю, и для того, чтобы помочь ему поставить себе цели на будущее. Также полезно напоминать этим людям, что возврат к употреблению почти наверняка чреват возвратом к чувству вины, которое возникает, когда переступаешь через свои ценности.

Ниже перечислены одиннадцать часто встречающихся ценностей. Вам следует расположить их от 1 до 11 по мере убывания значения для вас лично.

Преданность

Веселье

Быть приятным для других

Честность

Получение знаний

Поддержание физического здоровья
___225
Забота о себе

Возможность делиться чувствами

Финансовая обеспеченность

Забота о других

Ответственность

Индивиды в процессе лечения могут быть также вынуждены глубоко пересмотреть свои ценности, когда прорабатывают принятие своей аддикции и определение себя как алкоголика или химически зависимого лица. Некоторые, но не все выздоравливающие выработают новую систему ценностей, в которой они оценят и саму трезвость. Они могут мучиться такими вопросами: выразить ли эту идею членам семьи, которые не разделяют убеждение в ее ценности, и как жить соответствующим образом ("Нужно ли мне идти на Рождественскую вечеринку на работе, где все остальные напьются?").