ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научившиеся ценить трезвость саму по себе, вероятно, почувствуют вину, если вернутся к пьянству; их персональная вина поможет им возобновить свое решение о трезвости после подобного эпизода.
Моральное поведение также включает в себя альтруизм. Это усилия, предпринимаемые для помощи другим, которым этот человек не нанес особенного вреда. Такие акты великодушия и милосердия возможны благодаря тому, что люди способны развивать внутренне присущую им симпатию к другим, базирующуюся на эмпатическом сострадании (Klein, 1975; Hoffman, 1982). Альтруизм не подразумевает прямого страха наказания. Примеры альтруистического поведения представляют собой действия от вкладов в Объединенный Фонд до ньдря-
___226
ния в реку для того, чтобы спасти тонущего ребенка. Альтруистическая личность хочет облегчить человеческие страдания, невзирая на их происхождение. Такие акты доброты особенно сплачивают общество и, будучи возвращены тем же или другим человеком, могут в конечном счете внести свой вклад в здоровье и благосостояние их совершившего. Однако они обычно не подразумевают такой немедленной расплаты, и могут требовать значительных потерь времени и энергии от альтруиста.
Моральное поведение включает в себя действия в рамках законности, пересмотр своих ценностей и проявления альтруизма. Здесь чувство, вины сигнализирует либо о проступке перед другими, либо о неудаче в попытках действовать в соответствии с высшими принципами, даже если это прямо никому не вредит. Люди, которые последовательно действуют в соответствии со своими хорошо проработанными ценностями, испытывают позитивное чувство моральной гордости.
Инициатива
Эрик Эриксон (1963) утверждает, что инициатива добавляет к автономии качество предприимчивости, способность планировать и "атаковать" задачу. Он подразумевал то, что личности, не парализованные страхом наказания, имеют достаточное количество энергии, которое они могут конструктивно использовать. В противоположность этому, индивиды, переполненные виной, склонны объявить все свои желания и потребности неприемлемыми для других и, таким образом, опасными для выражения.
Люди, которые испытывают умеренную вину, подавляют поведение, нарушающее права других.
___227
Однако они не должны отказываться ни от своей силы, ни от своих желаний. Вместо этого они организуют внутренний диалог, в процессе которого их "эгоистические" желания уравновешиваются их ответственностью перед другими. В результате, они способны самоутверждаться и быть настойчивыми (ассертивными), что контрастирует как с пассивным, так и с агрессивным поведением. Цель их активности - максимизировать их собственное удовлетворение, возможное без принесения вреда другим.
Сублимация - это процесс перенаправления потенциально опасных сексуальных и агрессивных побуждений в социально приемлемое, поведение. Фрейдисты уверены, что чувство вины способствует процессу сублимации и направляет индивида к творчеству (Klein). Я считаю сублимацию частью инициативы, поскольку индивиды снова используют свою энергию для исполнения социально приемлемых задач. Энергия, которая могла быть растрачена в межличностном конфликте, трансформируется посредством сублимации в позитивное, про-социальное поведение. .
Резюме
Чувство вины, не достигающее чрезмерной величины, вносит свой вклад в нашу способность лсить в согласии с другими. Рациональная вина имеет много позитивных функций, которые обогащают жизнь и индивидов, и общества. Позитивные функции вины включают в себя возмещение, моральное поведение и инициативу. Чрезмерно виноватые люди часто чувствуют себя сокрушенными и подавленными своей порочностью. Те лее, кто не-
___228
достаточно осознает вину, считают себя сверхлюдьми,' более одаренными или непорочными, чем другие. Оба эти состояния резко контрастируют с ощущением рациональной вины, при котором индивиды считают себя в сущности хорошими, но способными на неудачные поступки или агрессию. И провалы и успехи таких людей находятся в пределах человеческого: они временны, изменчивы и нормальны.
Алкоголики и их семьи склонны чувствовать крайности вины. Некоторые из них ею переполнены, другим ее недостает. Одни из них пытаются вести недочеловеческую или сверхчеловеческу жизнь. Другие переключаются из одного состояни в другое, но все они крайне редко переживают рациональную вину. Они могут развивать мощные защиты от своего чувства вины, эта тема будет рассмотрена в следующей главе. Выздоравливающие от химической зависимости узнают, как использовать рациональное чувство вины для поддержания трезвости и улучшения как представления о себе, так и поведения.
9. Защиты от чувства вины
Введение
Чувство вины - это сложное переживание, смесь мыслей и чувств, которые заставляют персону чувствовать себя дискомфортно, а порой - пребывать в отчаянии от невозможности облегчения. Как ни странно, потребность избавиться от чувства вины далеко не всегда приводит человека к заключению, что он должен значительно изменить свое поведение. Зачастую чувство вины просто порождает ритуальные повторяющиеся циклы раскаяния, которые никак не меняют реальности. Виновные индивиды склонны безнадежно увязать в своей вине.
Алкоголик часто оказывается в кошмаре "чувство вины/пьянство"; каждый запой порождает, чувство вины, которое приводит к раскаянию, но которое заставляет алкоголика опять запить. Эта тема будет обсуждаться позже в данной Главе.
От чувства вины можно защищаться на сознательном и бессознательном уровнях. Некоторые из таких защит помогают индивиду поверить, что он на самом деле невиновен; другие переводят тревогу и страх наказания, которые сопровождают чувство вины, в более удобную форму; третьи минимизируют опасность путем приведения виновной персоны в оцепенение, так что она не должна больше чувствовать свою боль. Каждая из перечисленных
___230___231
защит имеет свою ценность и может помочь человеку выжить; но каждая также имеет и свою цену, ограничивая способность индивида эффективно действовать в мире. Эти защиты будут рассмотрены в основной части данной главы. Список первичных защит от чувства вины приведен ниже:
I. Защиты, которые позволяют чувствовать себя не
виновным:
A. Рационализация
B. Самозабвение
II. Защиты, управляющие страхом и тревогой
A. Обсессивно-компульеивн'ые паттерны
B. Параноидное мышление
C. Поиск чрезмерного наказания
III. Защиты, замораживающие индивида для минимизации боли:
А. Интеллектуализация
Защиты от чувства вины
Одна из причин, по которой от чувства вины нужно защищаться, состоит в том, что оно часто является производным от слабости ребенка перед лицом размера и власти его родителей. Kohlberg замечает, что дети на первой стадии морального развития ("преконвенциональный" уровень) интерпретируют понятия "хорошее" и "плохое" в терминах физических последствий своего поведения и в терминах физической силы того, кто провозглашает правила, по которым они живут (Duska и Whelan, 1975). Другими словами, ребенок будет склонен ощущать вину, если кто-то могущественный несча-
стен из-за его поведения. Позже, став подростком или взрослым, выросший ребенок может развить моральные подходы более высокого уровня, подразумевающие принятие сознательных решений о том, что является честным и правильным; чувство вины в этом случае в большей степени отражает осквернение личностью своих собственных ценностей, чем простой страх наказания. Однако многие индивиды постоянно имеют дело с подавляющим чувством вины, развившимся в раннем возрасте, которое материализуется, как только они даже подумают о слегка агрессивном поведении. Часто такой чрезмерный страх наказания является источником того, что обычно называют "иррациональной" (Forrest, 1983) или "дурной" виной. Такая иррациональная вина чрезвычайно резистентна к терапевтическим интервенциям. Она может быть обнаружена в чрез-мерных количествах в семьях алкоголиков. Многие защиты от чузства вины предназначены, в первую очередь, для отражения атак такого относительно примитивного, но упорного типа вины.
Защиты, позволяющие чувствовать себя невиновным
Возможно, наилучшая защита от чувства вины -это быть невиновным. Ребенок быстро научается выпаливать "Я этого не делал" при виде разгневанного родителя, даже не зная, чем он разгневан. Такие защиты используют процесс отрицания; их ценность в том, что они помогают индивиду избежать наказания без необходимости изменить свое поведение; я буду обсуждать здесь два механизма -рационализацию и самозабвение.
___232___233
Рационализация
Рационализация (Lewis, 1971), также называемая нейтрализацией (Mitchell и Dodder, 1983), -эффективная, но социально вредная защита от чувства вины. Она представляет собой попытку индивида поддержать самоуважение путем отрицания неправильности своих действий. В норме это сознательный процесс, когда виновная персона осознаёт сомнительность своего поведения, но не хочет принимать на себя полной ответственности за него. Например, мужчина, который бьет свою жену, а затем должен считаться со своим чувством вины, будет чувствовать меньше дискомфорта и тревоги, "если сможет убедить себя, что его действия морально оправданы. Он нуждается в том, чтобы минимизировать свою вину, создавая искажения, перенаправляющие внимание с него на других.
Существуют, как минимум, четыре рационализации, которые часто используются против чувства вины: (1) индивид может просто отрицать, что нанес какой-либо вред ("Я ее не бил сильно. Синяков же не было"); (2) он может минимизировать воздействие" своего поведения ("По крайней мере, я ее не покалечил. Я не из тех парней, которые могут действительно поранить жену"); (3) он может пытаться оправдать свои действия ("В моей семье мужчина - господин и может делать всё, что ему вздумается в собственном доме"); (4) он может обвинять других ("На самом деле, это ее собственная ошибка. Если бы она не оскорбила меня, я бы никогда так не обезумел!").
Рационализации минимизируют чувство вины, отклоняй моральную ответственность. Если убедить себя, что не прав другой, можно затем оправдать собственное агрессивное поведение как естественное.
Как это ни удивительно, но индивид, использующий рационализацию, может затем даже почувствовать моральное превосходство - свою праведность, а не греховность. Мужчина, бьющий свою жену, может потратить сотни часов на слежку за ней, чтобы "доказать" другим, что она проститутка или лесбиянка. В действительности же он пытается уменьшить свою вину, обвиняя ее.
Алкоголики обычно достигают мастерства в этом деле. Они находят десятки причин, оправдывающих как их пьянство, так и безответственное поведение. "Он/она меня до этого довел (а)" - основная тема многих алкоголиков, нуждающихся в уменьшении своего чувства вины. В противном случае, им бы пришлось прямо взглянуть на то, что они последовательно попирают свою собственную систему ценностей и приносят вред тем, кого любят. Чем больше они пьют, тем в большей степени иуждатотся в дискредитации окружающих, которые могут обвинить их.
Многие алкоголики окружают себя "пьяными дружками", которые могут помочь им в минимизации вины, присоединяясь к процессу рационализации. Зависимая личность и свою семью надеется так же убедить в том, что ее действия полностью оправданы. Члены семьи попадают в ловушку. Если они согласятся с употребляющим, они позволят ему избежать ответственности и реальности. Если нет -они станут объектом нападок алкоголика и всей его системы поддержки. Они могут вконец запутаться, пытаясь отделить правду от вымысла в словах избегающего чувства вины пьяницы. Многие алкоголики и сами запутываются; они тратят столько энергии на избегание вины, что в конце концов и сами не могут отличить свои фантазии и оправдания ни
___234___235
от правды, ни от своей заведомой лжи. Они могут закончить тем, что будут смутно чувствовать себя виноватыми всё время и чаще всего небезосновательно.
Рационализирующие алкоголики испытывают трудности в понимании того, как их действия задевают других. Им хотелось бы верить, что пьянство -их личное дело. Они будут утверждать, что вредят только самим себе, а потому все остальные должны отстать от них. Их чувство вины по поводу вреда, наносимого другим, без сомнения, способствует их тенденции изолироваться от других физически и эмоционально. "Я больше не вынесу посещения своих детей - я чувствую себя слишком виноватым в том, что я сделал с ними" - это удерживает алкоголика от того, чтобы эффективно разобраться со своей виной, что помогло бы исправить часть вреда. Вместо этого алкоголик остается в стороне, чувствуя себя еще более виноватым и затем либо рационализируя вновь, либо заглушая чувства новой порцией спиртного.
Рационализации работают. Они позволяют алкоголику минимизировать чувство вины и продол жать пить. Выздоравливающие аддикты должнь: научиться узнавать собственные рационализации чтобы оставаться трезвыми и здоровыми.
Самозабвение (selflessness)
Некоторые индивиды пытаются защититься от чувства вины тем, что никогда не проявляют агрессий по отношению к другим.
Моральное поведение также включает в себя альтруизм. Это усилия, предпринимаемые для помощи другим, которым этот человек не нанес особенного вреда. Такие акты великодушия и милосердия возможны благодаря тому, что люди способны развивать внутренне присущую им симпатию к другим, базирующуюся на эмпатическом сострадании (Klein, 1975; Hoffman, 1982). Альтруизм не подразумевает прямого страха наказания. Примеры альтруистического поведения представляют собой действия от вкладов в Объединенный Фонд до ньдря-
___226
ния в реку для того, чтобы спасти тонущего ребенка. Альтруистическая личность хочет облегчить человеческие страдания, невзирая на их происхождение. Такие акты доброты особенно сплачивают общество и, будучи возвращены тем же или другим человеком, могут в конечном счете внести свой вклад в здоровье и благосостояние их совершившего. Однако они обычно не подразумевают такой немедленной расплаты, и могут требовать значительных потерь времени и энергии от альтруиста.
Моральное поведение включает в себя действия в рамках законности, пересмотр своих ценностей и проявления альтруизма. Здесь чувство, вины сигнализирует либо о проступке перед другими, либо о неудаче в попытках действовать в соответствии с высшими принципами, даже если это прямо никому не вредит. Люди, которые последовательно действуют в соответствии со своими хорошо проработанными ценностями, испытывают позитивное чувство моральной гордости.
Инициатива
Эрик Эриксон (1963) утверждает, что инициатива добавляет к автономии качество предприимчивости, способность планировать и "атаковать" задачу. Он подразумевал то, что личности, не парализованные страхом наказания, имеют достаточное количество энергии, которое они могут конструктивно использовать. В противоположность этому, индивиды, переполненные виной, склонны объявить все свои желания и потребности неприемлемыми для других и, таким образом, опасными для выражения.
Люди, которые испытывают умеренную вину, подавляют поведение, нарушающее права других.
___227
Однако они не должны отказываться ни от своей силы, ни от своих желаний. Вместо этого они организуют внутренний диалог, в процессе которого их "эгоистические" желания уравновешиваются их ответственностью перед другими. В результате, они способны самоутверждаться и быть настойчивыми (ассертивными), что контрастирует как с пассивным, так и с агрессивным поведением. Цель их активности - максимизировать их собственное удовлетворение, возможное без принесения вреда другим.
Сублимация - это процесс перенаправления потенциально опасных сексуальных и агрессивных побуждений в социально приемлемое, поведение. Фрейдисты уверены, что чувство вины способствует процессу сублимации и направляет индивида к творчеству (Klein). Я считаю сублимацию частью инициативы, поскольку индивиды снова используют свою энергию для исполнения социально приемлемых задач. Энергия, которая могла быть растрачена в межличностном конфликте, трансформируется посредством сублимации в позитивное, про-социальное поведение. .
Резюме
Чувство вины, не достигающее чрезмерной величины, вносит свой вклад в нашу способность лсить в согласии с другими. Рациональная вина имеет много позитивных функций, которые обогащают жизнь и индивидов, и общества. Позитивные функции вины включают в себя возмещение, моральное поведение и инициативу. Чрезмерно виноватые люди часто чувствуют себя сокрушенными и подавленными своей порочностью. Те лее, кто не-
___228
достаточно осознает вину, считают себя сверхлюдьми,' более одаренными или непорочными, чем другие. Оба эти состояния резко контрастируют с ощущением рациональной вины, при котором индивиды считают себя в сущности хорошими, но способными на неудачные поступки или агрессию. И провалы и успехи таких людей находятся в пределах человеческого: они временны, изменчивы и нормальны.
Алкоголики и их семьи склонны чувствовать крайности вины. Некоторые из них ею переполнены, другим ее недостает. Одни из них пытаются вести недочеловеческую или сверхчеловеческу жизнь. Другие переключаются из одного состояни в другое, но все они крайне редко переживают рациональную вину. Они могут развивать мощные защиты от своего чувства вины, эта тема будет рассмотрена в следующей главе. Выздоравливающие от химической зависимости узнают, как использовать рациональное чувство вины для поддержания трезвости и улучшения как представления о себе, так и поведения.
9. Защиты от чувства вины
Введение
Чувство вины - это сложное переживание, смесь мыслей и чувств, которые заставляют персону чувствовать себя дискомфортно, а порой - пребывать в отчаянии от невозможности облегчения. Как ни странно, потребность избавиться от чувства вины далеко не всегда приводит человека к заключению, что он должен значительно изменить свое поведение. Зачастую чувство вины просто порождает ритуальные повторяющиеся циклы раскаяния, которые никак не меняют реальности. Виновные индивиды склонны безнадежно увязать в своей вине.
Алкоголик часто оказывается в кошмаре "чувство вины/пьянство"; каждый запой порождает, чувство вины, которое приводит к раскаянию, но которое заставляет алкоголика опять запить. Эта тема будет обсуждаться позже в данной Главе.
От чувства вины можно защищаться на сознательном и бессознательном уровнях. Некоторые из таких защит помогают индивиду поверить, что он на самом деле невиновен; другие переводят тревогу и страх наказания, которые сопровождают чувство вины, в более удобную форму; третьи минимизируют опасность путем приведения виновной персоны в оцепенение, так что она не должна больше чувствовать свою боль. Каждая из перечисленных
___230___231
защит имеет свою ценность и может помочь человеку выжить; но каждая также имеет и свою цену, ограничивая способность индивида эффективно действовать в мире. Эти защиты будут рассмотрены в основной части данной главы. Список первичных защит от чувства вины приведен ниже:
I. Защиты, которые позволяют чувствовать себя не
виновным:
A. Рационализация
B. Самозабвение
II. Защиты, управляющие страхом и тревогой
A. Обсессивно-компульеивн'ые паттерны
B. Параноидное мышление
C. Поиск чрезмерного наказания
III. Защиты, замораживающие индивида для минимизации боли:
А. Интеллектуализация
Защиты от чувства вины
Одна из причин, по которой от чувства вины нужно защищаться, состоит в том, что оно часто является производным от слабости ребенка перед лицом размера и власти его родителей. Kohlberg замечает, что дети на первой стадии морального развития ("преконвенциональный" уровень) интерпретируют понятия "хорошее" и "плохое" в терминах физических последствий своего поведения и в терминах физической силы того, кто провозглашает правила, по которым они живут (Duska и Whelan, 1975). Другими словами, ребенок будет склонен ощущать вину, если кто-то могущественный несча-
стен из-за его поведения. Позже, став подростком или взрослым, выросший ребенок может развить моральные подходы более высокого уровня, подразумевающие принятие сознательных решений о том, что является честным и правильным; чувство вины в этом случае в большей степени отражает осквернение личностью своих собственных ценностей, чем простой страх наказания. Однако многие индивиды постоянно имеют дело с подавляющим чувством вины, развившимся в раннем возрасте, которое материализуется, как только они даже подумают о слегка агрессивном поведении. Часто такой чрезмерный страх наказания является источником того, что обычно называют "иррациональной" (Forrest, 1983) или "дурной" виной. Такая иррациональная вина чрезвычайно резистентна к терапевтическим интервенциям. Она может быть обнаружена в чрез-мерных количествах в семьях алкоголиков. Многие защиты от чузства вины предназначены, в первую очередь, для отражения атак такого относительно примитивного, но упорного типа вины.
Защиты, позволяющие чувствовать себя невиновным
Возможно, наилучшая защита от чувства вины -это быть невиновным. Ребенок быстро научается выпаливать "Я этого не делал" при виде разгневанного родителя, даже не зная, чем он разгневан. Такие защиты используют процесс отрицания; их ценность в том, что они помогают индивиду избежать наказания без необходимости изменить свое поведение; я буду обсуждать здесь два механизма -рационализацию и самозабвение.
___232___233
Рационализация
Рационализация (Lewis, 1971), также называемая нейтрализацией (Mitchell и Dodder, 1983), -эффективная, но социально вредная защита от чувства вины. Она представляет собой попытку индивида поддержать самоуважение путем отрицания неправильности своих действий. В норме это сознательный процесс, когда виновная персона осознаёт сомнительность своего поведения, но не хочет принимать на себя полной ответственности за него. Например, мужчина, который бьет свою жену, а затем должен считаться со своим чувством вины, будет чувствовать меньше дискомфорта и тревоги, "если сможет убедить себя, что его действия морально оправданы. Он нуждается в том, чтобы минимизировать свою вину, создавая искажения, перенаправляющие внимание с него на других.
Существуют, как минимум, четыре рационализации, которые часто используются против чувства вины: (1) индивид может просто отрицать, что нанес какой-либо вред ("Я ее не бил сильно. Синяков же не было"); (2) он может минимизировать воздействие" своего поведения ("По крайней мере, я ее не покалечил. Я не из тех парней, которые могут действительно поранить жену"); (3) он может пытаться оправдать свои действия ("В моей семье мужчина - господин и может делать всё, что ему вздумается в собственном доме"); (4) он может обвинять других ("На самом деле, это ее собственная ошибка. Если бы она не оскорбила меня, я бы никогда так не обезумел!").
Рационализации минимизируют чувство вины, отклоняй моральную ответственность. Если убедить себя, что не прав другой, можно затем оправдать собственное агрессивное поведение как естественное.
Как это ни удивительно, но индивид, использующий рационализацию, может затем даже почувствовать моральное превосходство - свою праведность, а не греховность. Мужчина, бьющий свою жену, может потратить сотни часов на слежку за ней, чтобы "доказать" другим, что она проститутка или лесбиянка. В действительности же он пытается уменьшить свою вину, обвиняя ее.
Алкоголики обычно достигают мастерства в этом деле. Они находят десятки причин, оправдывающих как их пьянство, так и безответственное поведение. "Он/она меня до этого довел (а)" - основная тема многих алкоголиков, нуждающихся в уменьшении своего чувства вины. В противном случае, им бы пришлось прямо взглянуть на то, что они последовательно попирают свою собственную систему ценностей и приносят вред тем, кого любят. Чем больше они пьют, тем в большей степени иуждатотся в дискредитации окружающих, которые могут обвинить их.
Многие алкоголики окружают себя "пьяными дружками", которые могут помочь им в минимизации вины, присоединяясь к процессу рационализации. Зависимая личность и свою семью надеется так же убедить в том, что ее действия полностью оправданы. Члены семьи попадают в ловушку. Если они согласятся с употребляющим, они позволят ему избежать ответственности и реальности. Если нет -они станут объектом нападок алкоголика и всей его системы поддержки. Они могут вконец запутаться, пытаясь отделить правду от вымысла в словах избегающего чувства вины пьяницы. Многие алкоголики и сами запутываются; они тратят столько энергии на избегание вины, что в конце концов и сами не могут отличить свои фантазии и оправдания ни
___234___235
от правды, ни от своей заведомой лжи. Они могут закончить тем, что будут смутно чувствовать себя виноватыми всё время и чаще всего небезосновательно.
Рационализирующие алкоголики испытывают трудности в понимании того, как их действия задевают других. Им хотелось бы верить, что пьянство -их личное дело. Они будут утверждать, что вредят только самим себе, а потому все остальные должны отстать от них. Их чувство вины по поводу вреда, наносимого другим, без сомнения, способствует их тенденции изолироваться от других физически и эмоционально. "Я больше не вынесу посещения своих детей - я чувствую себя слишком виноватым в том, что я сделал с ними" - это удерживает алкоголика от того, чтобы эффективно разобраться со своей виной, что помогло бы исправить часть вреда. Вместо этого алкоголик остается в стороне, чувствуя себя еще более виноватым и затем либо рационализируя вновь, либо заглушая чувства новой порцией спиртного.
Рационализации работают. Они позволяют алкоголику минимизировать чувство вины и продол жать пить. Выздоравливающие аддикты должнь: научиться узнавать собственные рационализации чтобы оставаться трезвыми и здоровыми.
Самозабвение (selflessness)
Некоторые индивиды пытаются защититься от чувства вины тем, что никогда не проявляют агрессий по отношению к другим.