Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


___352

равливающие, развившие более сильное ощущение правильного и неправильного и способные жить в соответствии с этими новыми стандартами, обретают позитивную моральную идентичность; они хотят оставаться трезвыми, чтобы сохранять самоуважение.

Моральное развитие может быть изучено, если клиент последовательно действует, по меньшей мере, на конвенциональном (по Колбергу) уровне морального развития, когда он становится способен отложить удовлетворение ради того, чтобы доставить удовольствие другим, заработать одобрение и поддержать социальный порядок (Duska и Whelan, 1975). Выздоравливающий, находящийся на этом уровне, находит способ ограничить импульсивное поведение, оскорбляющее общество и ведущее к неприятностям. Позже, становясь более искушенным и опытным, индивид может прогрессировать к процессу принятия этических решений, основанно-му на более глубоком осознавании личных ценностей и, возможно, универсальных этических принципов.

Консультантам, работающим с начинающими выздоравливать, не стоит беспокоиться насчет измерения морального уровня своих клиентов. Ранний акцент гораздо более прямой: "Это твой шанс быть честным, ответственным и заботливым, если ты хочешь остаться трезвым и чувствовать меньше вины, тебе лучше воспользоваться им". Это, возможно, всё, что многие из них могут усвоить, в особенности те, кто имеет когнитивные нарушения (Goldman, 1986; McCrady и Smith, 1986). Клиентам в ходе лечения показывают, как выглядит готовое принять их сообщество. Им дается много возможностей присоединиться к этому сообществу по-

___353

средством разделения переживаний, поддержки и самораскрытия. Для некоторых зависимых индивидов лечение может быть первым случаем в жизни, когда они видят, что могут выжить без привычных инструментов - нечестности и манипуляций. Лечение может быть первым шансом пережить моральную гордость.

Консультантам нужно помнить, что эта с виду прекрасная сцена большей частью иллюзорна, если клиент не научится действовать ответственно вне терапевтической ситуации. Например, клиент, совершенно честный с консультантом и терапевтической группой, но приукрашивающий правду во время визитов семьи, всего лишь улучшил свою способность играть в игры с другими. Терапевт, наблюдающий данный паттерн, может похвалить клиента за начало нового способа жизни, одновременно ставя его перед необходимостью генерализации такого поведения на реальный мир.


Выздоравливающие алкоголики сталкиваются со многими этическими дилеммами, большими и маленькими. "Следует ли мне указать в заявлении на страховку, что я проходил лечение?", "Могу ли я сохранить свою работу продавца, продолжая практиковать программу честности?", "Следует ли мне принять выпивку на офисной вечеринке и тайком вылить ее?" - типичные проблемы трезвого клиента. Каждый из этих вопросов нужно обсудить на терапии, в группе поддержки, с семьей и друзьями. В конце концов каждый выработает персональный набор моральных понятий, максимизирующий законную моральную гордость и минимизирующий ' чувство вины.

___354

7. Помоги предотвратить срыв, предвидя чрезмерное чувство вины, сопровождающее начальную стадию трезвости

Выздоравливающие алкоголики, пившие для избегания чувства вины, часто очертя голову бросаются в это чувство в первые недели или месяцы трезвости. Удаление аддиктивного вещества - это то же самое, что разрушение любой другой сильной защиты; оно делает индивида уязвимым и особенно чувствительным. На ранних стадиях выздоровления людей может переполнять боль из-за того, как они ранили других, будучи зависимыми. Им будет трудно простить себя за свои преступления. Они могут верить,-что совершили настолько отвратительные поступки, что никто другой тоже не сможет их простить и что они не могут надеяться возместить вред пострадавшей стороне.

На этой стадии терапии может быть невозможно отделить рациональную вину от иррациональной и от стыда; вся идентичность будет находиться под подозрением, особенно ее моральная составляющая. Индивид может чувствовать себя подавленным комбинацией расстраивающих переживаний. Задача помощника - подтвердить клиенту, что это нормальный и даже здоровый процесс, который в конце концов разрешится. Консультант должен ободрить клиента, чтобы он не сбежал от своей боли (результатом бегства будет срыв), но отважно встре-тился с ней. Терапевт также может помочь продолжить сортировку вины на рациональную и иррациональную, чтобы инициировать процесс возмещения.

Недавно протрезвевший, мучимый виной алкоголик нуждается в том-, чтобы услышать: да, он виноват, но не безнадежен морально. Как заметил

___355

Flanigan (1987), огромным преимуществом вины над стыдом является то, что в случае вины, по крайней мере, всегда есть возможность искупления и прощения. Алкоголик не может игнорировать свое прошлое, но может использовать боль вины, которую он теперь чувствует, чтобы принять твердые обязательства на будущее.



Терапевтам нужно предупреждать клиентов о том, что, достигнув трезвости, они могут столкнуться с огромным чувством вины, которое раньше "заливали". Конечно, терапевту важно заверить клиента, что не бросит его, когда тот встретится со своей виной.

8. Подтолкни выздоравливающего к возмещению ущерба, как части процесса полного выздоровления

Важная часть процесса морального выздоровления - возмещение ущерба персонам, которым ал-коголик навредил. На этом делает сильный акцент программа АА; три шага программы (8, 9 и 10) требуют от выздоравливающего набраться решимости совершить возмещение, как только это станет возможным, если только это не нанесет большего вреда, и немедленно признавать свои неправильные поступки в настоящем. Исправление и возмещение - главный способ для алкоголика вернуть себе положение в обществе. Алкоголик может уменьшить свое чувство вины, исправляя нанесенный им вред, как только это стало возможным. Единственное другое эффективное противоядие от чувства вины - ответственная жизнь в настоящем. Но жить ответственно сейчас невозможно без обращения к прошлому поведению.

___356

Выздоравливающий аддикт должен найти способ примирить свою нынешнюю, трезвую идентичность с обычно менее приемлемой идентичностью алкоголика. Процесс возмещения - двигатель, который позволяет свершиться примирению. Он служит мостом между двумя аспектами самости и позволяет индивиду принять, что он на самом деле действовал неэтично и безответственно, ощутить вину за это, и в то же время сделать что-то конкретное, что покажет всем заинтересованным лицам, что новая, лучшая личность возникла из хаоса зависимости.

Консультантам следует поощрять своих клиентов начать процесс возмещения на ранних стадиях выздоровления. Репарацию можно начать с того, что клиент попросит прощения у тех, кому он принес вред и кто непосредственно доступен в процессе лечения (чаще всего это ближайшие члены семьи). Важно, чтобы извинения были конкретными. "Я сожалею, что не был хорошим, когда пил" -настолько расплывчато, что заявляющий это не может извлечь из этого никакой пользы. И наоборот, "Я сожалею, что ударил тебя в тот раз, когда был пьян" или "Извини, что я подписал те фальшивые чеки, которые уменьшили твой кредитный рейтинг" - заявления, заслуживающие доверия. Они также подводят извиняющегося к тому, чтобы сделать конкретные обещания на будущее. Эти зароки (вроде обязательства выписывать чеки, только когда в банке есть деньги на их покрытие) могут затем контролироваться обеими сторонами. В конце концов обещавший может своими действиями вновь завоевать доверие.


Консультантам следует сразу поощрить усилия по возмещению, а не позволять клиенту утверж-

___357

дать, что ему нужно сконцентрироваться исключительно на поддержании абстиненции. Конечно, клиенту не нужно пытаться что-либо исправить, если какая-то попытка подвергнет трезвость реальному риску. Например, клиент может быть избавлен от контакта с родителем, по меньшей мере на время, если после досконального рассмотрения вопроса помощником и клиентом было решено, что это действие будет слишком опасным. Однако первичной проблемой будет уменьшение старого чувства вины, чтобы индивид смог наладить свою жизнь. С чувством вины, которое отражает актуальный вред другим, обычно имеют дело в процессе репарации, до тех пор, пока оно не сможет быть отброшено. И снова выздоравливающий алкоголик должен набраться храбрости для встречи со своей виной.

Клиент может случайно обнаружить, что исправления недостаточно для полного освобождения от вины даже после того, как он приложил все усилия, чтобы восстановить порядок. Такого индивида нужно побудить повторить процесс, возвращаясь к жертвам повторно, чтобы принести те же самые извинения. Ему надо напомнить замечание Royce, что вина является иррациональной, если человек стойко держится за нее, даже будучи прощенным (Royce, 1981). Клиент, который не может изменить такое поведение, будет нуждаться в том, чтобы прояснить для себя, что еще он мог переживать: возможно, это остатки гнева и обиды на жертву. С другой стороны, я верю, что для выздоравливающего нормально "возвращаться на место преступления" время от времени, чтобы проверить свое чувство раскаяния. Это становится частью процесса примирения с собой (Ramsey, 1987), в течение которого выздорав-

___358

ливающий алкоголик постепенно прощает себя за свои прегрешения. Такой процесс примирения с собой происходит параллельно с репарацией; прощения себя не удастся достигнуть в моральном вакууме.

9. Подтолкни клиента производить регулярный пересмотр его или ее ценностей и выборов, чтобы помочь поддержанию решимости быть трезвым

Gorski и Miller (1982) заметили, что срыв - постепенный процесс, в течение которого люди теря-ют способность поддерживать абстиненцию. , Это может не быть единой точкой, в которой выздоравливающий алкоголик сознательно возвращается к отрицанию, прекращает ходить на встречи и т.д. Скорее, его трезвый стиль жизни понемногу блекнет до старой модели существования, поощряющей пьянство. Регулярные обзоры ценностей и выборов клиента могут помочь ему ощутить этот процесс.


Возможность обследовать ценности предоставляется, когда индивид сообщает нам о возвращении чувства вины. Это может быть для клиента сигналом, что он отклонился от ценностей, выработанных или обновленных в продолжение трезвого периода. Терапевты могут использовать это чувство вины, чтобы напомнить о некоторых основных принципах моральной жизни, которые клиент так недавно подтверждал. Мягкая конфронтация может выглядеть следующим образом: "Вы знаете, что часть плана вашего выздоровления включает в себя честность и искренность с другими. Сейчас вы чувствуете себя виноватым, потому что не сдержали этого обещания. Когда вы ощущаете вину, вы с боль-

___359

шей вероятностью захотите выпить. Так что вы можете сделать, чтобы опять вернуться на свой путь?" Помощнику лучше избегать недоказуемых утверждений (например, что это старое поведение всегда и неизбежно приводит к пьянству); чрезмерная генерализация только позволит клиенту обесценить терапевта как приставучего зануду. Собственного чувства вины, должным образом исследованного, может быть достаточно для того, чтобы выздоравливающий изменил свое поведение.

Позитивный опыт - тоже повод для ревизии ценностей. Индивид, который продемонстрировал новую способность заботиться о других, отстаивать свои убеждения или принял более вдумчивый и этичный подход к жизни, захочет поделиться этим опытом с консультантом и группой поддержки. Каждый из таких эпизодов может быть проинтерпретирован как признание трезвости на том основании, что они не могли бы произойти без абстиненции. И опять же дело не в том, что абстиненция -причина моральности, а в том, что моральное развитие невозможно без нее.

Следует ли консультанту поощрять клиента оценить саму трезвость как моральное достижение? Хорошо ли само по себе быть трезвым? Ответ на этот вопрос таков: поскольку немногие в лечебном сообществе согласятся с тем, что быть активным алкоголиком грешно, трудно так уж превозносить состояние трезвости. Трезвость - понятие поведенческое, а не моральное. Поскольку грандиозность может быть проблемой для выздоровления, помощнику, возможно, лучше вообще отговорить недавно протрезвевшую персону думать о трезвости самой по себе как о благе. Скорее, консультант может просто отметить, что абстиненция предостав-

___360

ляет плодородную почву для хороших поступков. Трезвость становится необходимой, но недостаточной частью морального развития.