Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Консультант может представить данный материал несколькими способами. Возможно, наиболее полезный и общий подход - подтвердить деклари-

___344___345

руемые клиентом ценности, заметив, что он не воплощает в жизнь свои стандарты. Утверждения типа "Я верю, что тебе не особенно нравится врать своей жене, но каждый раз, когда ты хочешь напиться, ты заканчиваешь тем, что лжешь ей" подтверждают клиенту, что по сути он является честным человеком. Можно надеяться, что слушатель будет рассматривать трезвость не как наказание, а как шанс укрепить свою моральную идентичность.

Некоторые персоны получают надежду, когда консультант "обвиняет" алкоголь в неподобающем моральном поведении клиента. Это нужно делать аккуратно, чтобы индивид принимал на себя ответственность за шаги по решению проблемы. Основное здесь - говорить клиенту, что он был подменен наркотиком; его действия были действиями чужака, который временно занял место его идентичности, пока он пил. Его личность изменялась в состоянии интоксикации. Он на самом деле не является аморальным и плохим человеком. Однако в трезвом состоянии его обязанностью является сделать всё возможное, чтобы удержать эту другую лич-ность (алкоголика) от проявления. Эта тактика особенно полезна с людьми, переживающими подавляющую вину в связи со своими действиями в пьяном виде; это позволяет им дистанцироваться от иррациональной вины, принимая на себя ответственность за трезвость в будущем.

Консультантам, сталкивающимся с активными или выздоравливающими алкоголиками, не следует быть наивными. Они связываются с аддиктами на разных стадиях выздоровления, которым нельзя доверять. И тем не менее, консультант, который может начать терапевтический процесс с ощущением, что его клиент, возможно, имеет потенциал быть

честным и заботливым по отношению к другим, может быть способен передать эту надежду тому, кто потерял большую часть собственного достоинства. Терапевту также придется быть гидом в вопросах морали для некоторых клиентов. Это обычно индивиды, выросшие в особенно дисфункциональных семьях; они, может быть, и хотят действовать подобающим образом, но не уверены в том, что представляет собой нормальное (Woititz, 1983) моральное поведение. В таких ситуациях консультантам придется наставлять своих клиентов. Например, терапевт должен помочь клиенту понять, как его обычное безответственное поведение (типа опоздания на работу) вредит остальным. Индивид, привыкший хронически лгать, может также нуждаться в помощи и в обучении тому, как и когда следует быть честным.


3. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ стало защитой от чувства вины. -

Пьянство для избегания чувства вины — часть циркулярных отношений между виной и алкоголем. Компульсивно пьющий алкоголик строит свое поведение на паттерне потребления для того, чтобы исключить чувства. Он не должен думать о своей вине, во всяком случае тогда, когда занимается умерщвлением аффекта.

Дело терапевта - помочь клиенту понять, что он убегал от чувства вины в алкоголизм. Терапевт может использовать те же стратегии, которые использовались для встречи со стыдом: сбор данных, коллажи чувств, мягкая конфронтация, позволяющая клиенту заметить свое чувство вины. Первичная

___346___347

цель для клиента на этой стадии - понять, что он спрятал от самого себя сильное чувство вины.

Некоторые клиенты слишком ясно понимают, что пьют ради бегства от этого переживания. Они подвергаются подавляющим атакам иррациональной вины. Они чувствуют себя так плохо в течение подобных эпизодов, что бросаются к любой субстанции, которая может облегчить их положение. Нужно, чтобы они услышали, что есть другие способы обращения с чувством вины, более эффективные, чем пьянство, и что они в конце концов научатся противостоять иррациональной вине.

Может быть полезным лечить избегание чувства вины как фобическую реакцию, особенно когда оно хроническое и включает сильные элементы страха. Вино-фобический индивид устрашен своей виной. Он может даже верить, что не переживет этого чувства, если встретится с ним трезвым. Чем более иррациональна вина, тем более вероятно, что клиент будет ее бояться, поскольку иррациональная вина базируется на примитивном страхе наказания. Консультант может отделить страх пережить вину от самой вины. Он может помочь клиенту набраться смелости для встречи с чувством вицы, предлагая побыть с ним и показывая разницу между рациональной и иррациональной виной.

Клиент должен понять четыре вещи о себе для завершения этой фазы лечения:

1. Что он регулярно испытывает чувство вины;

2. Что он ужасно боится этого чувства и старается сбежать от него разными способами;

3. Что он использовал алкоголь или вещества, из меняющие настроение, для бегства и от самого чувства вины, и от страха его появления;



4. Что он может выжить, встретившись с чувством вины, будучи трезвым.

4. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ увеличило чувство вины

От чувства вины помогает временная анестезия в виде употребления алкоголя или наркотиков. Тот факт, что эти изменяющие настроение вещества притупляют боль, ведет к их чрезмерному употреблению. Индивид, нашедший такое решение для своей боли, с меньшей вероятностью будет искать другие решения, типа открытого общения или возмещения ущерба. Таким образом, желание избежать чувства вины часто вносит свой вклад в аддиктивный процесс.

Но привычное употребление алкоголя в конце концов увеличивает чувство вины алкоголика. Одна причина этого в том, что алкоголик не может эффективно действовать для уменьшения своей рациональной вины, потому что его энергия вместо этого направляется в пьянство. Это означает, что проблемы, которые не имели специфического отношения к его пьяному поведению, останутся неразрешенными, а часто и усугубленными. Алкоголизм нарушает способность индивида иметь дело с реальностью. Другая проблема в том, что алкоголик может сказать или сделать в состоянии интоксикации нечто, что противоречит его собственным ценностям. Такое поведение увеличивает его чувство вины в трезвом виде и, таким образом, имеет тенденцию всё сильнее толкать его обратно к пьянству. В-третьих, потеря контроля, которая сопровождает алкоголизм, - это вторжение в сферу моральной идентичности; некоторые люди чувствуют

___348___349

себя виноватыми в том, что они алкоголики. Они нарушили важное персональное или семейное правило ("Я никогда не стану пьяницей, как мой отец"), и обычно переживают в связи с этим разрушительную смесь стыда и вины. И, наконец, иррациональная вина расцветает посреди алкоголизма. Хронически употребляющий становится неспособен разбираться в своем чувстве вины, чтобы отказаться от пунктов, которые не имеют значения. Вместо этого он часто собирает увеличивающиеся количества вины за всё, что думает или делает. Он становится вечно виноватым.

Терапевт может находить эту фазу лечения проблематичной. Хотя некоторые клиенты переполнены виной и жаждут обсуждать эту тему, другие призывают на помощь все свои защиты, чтобы продолжать ее избегать. Эти люди хотят верить, что не причинили никакого реального вреда другим. Они могут больше всего получить от группового формата, например от семейной интервенции (Johnson, 1973), которая требует от алкоголика заметить, как его действия затрагивают других. Групповая терапия также помогает такому клиенту увидеть, как выздоравливающие могут признаваться в своих преступлениях и получать прощение.


Консультант может помочь клиенту принять рациональную ответственность и на индивидуальных сессиях. Прямой подход - спросить клиента о его чувстве вины и о том, как его пьянство повлияло на его поведение. Консультанту следует понимать, что клиент может чувствовать себя виноватым в связи с тем, что кажется терапевту тривиальным, или что совсем непохоже на то, что обычно считается серьезным проступком. Если цель состоит в том, чтобы привлечь клиента на терапию, может

быть, лучше всего будет принять чувство вины клиента, каким бы оно ни было, и предложить терапию как возможность облегчения. Позлее помощник может исследовать и чрезмерное, и отсутствующее чувство вины.

Клиент, отказывающийся принять на себя ответственность за то, что он сделал - сомнительный кандидат на продолжительную трезвость. Так же как и тот, кто сломлен чувством вины, когда каждый момент трезвости становится тяжелым испытанием. Основное обещание, которое дает терапевт, - что выздоравливающий в конце концов научится тому, как жить ответственной жизнью, в основном свободной от чувства вины. Желание клиента ощущать честную гордость и моральную полноценность может мотивировать его начать и поддерживать трезвую жизнь.

5. Проинформируй клиента, что он или она может начать уменьшать чувство вины, прекратив пить или употреблять химикаты

Терапевты в области химической зависимости, особенно начинающие, могут чувствовать искушение постараться облегчить чувство вины клиента, видя в этом первую задачу всего предприятия.'Проблема в том, что химическая зависимость, особенно активная, продолжает порождать слишком много иррациональной вины, которая заглушает рациональную, делая лечение неэффективным. Результат решения об откладывании фокусировки на зависимости, как правило, состоит в том, что клиент не поправляется, а консультант фрустрирован. Помощнику следует настаивать на том, чтобы клиент работал со своей зависимостью, как на необходимом условии терапии, прежде всех других тем.

___350___351

Послание клиенту по поводу чувства вины должно быть ясным и прямым: оно не; может начать излечиваться, пока клиент не прекратит пить или употреблять наркотик. Если возможно, это сообщение нужно связать со специфическими фактами, касающимися данной личности: "Ты чувствуешь себя плохо из-за последних проблем на работе (разрыва с женихом, выписки фальшивого чека и т.д.)... Эти проблемы не уйдут, пока ты пьешь". Фокус можно удерживать на рациональной вине, пока консультант пытается призвать самую здоровую часть клиента в трезвый альянс. Перспектива сокращения поведения, порождающего чувство вины, достаточно привлекательна для многих индивидов, чтобы они решили прекратить пить и в случае необходи-мости подвергнуться лечению.


Некоторые клиенты алкоголики восстанут против такого подхода. Они продолжат обсуждать свою вину и раскаяние, будучи неспособны или не желая изменить свое поведение. Они могут угрожать прекратить терапию, если консультант не согласится с их планом. Здесь терапевт должен будет принять непростое решение. Будет ли он продолжать концентрироваться на аддикции, рискуя потерять клиента, или лучше будет принять желания последнего с целью укрепить доверие? На этот вопрос проще всего ответить, имея дело с очевидно тяжело зависимым клиентом, непосредственно страдающим от химикатов. Консультант должен концентрироваться на аддикции в такой ситуации: игнорировать ее, даже несколько недель, - значит просто дать человеку возможность самодеструкции. Однако, терапевт может дольше бороться с клиентом, который "только" злоупотребляет алкоголем или наркотиком, и тем, кто находится посередине

между злоупотреблением и аддикцией. Такие клиенты обычно приходят на терапию с большим количеством проблем, которые могут включать, а могут и не включать в себя паттерн употребления. Я считаю, что консультанту следует сначала обратиться к проблемам алкоголя и предпринять серьезную попытку добиться обязательства клиента не употреблять никаких изменяющих настроение субстанций на протяжении терапии, включая все промежутки между сессиями. Аргумент, который я использую: клиенту нужно быть совершенно трезвым и эмоционально доступным в течение консультаций, чтобы получить что-то от них. Большинство клиентов согласится по меньшей мере уменьшить употребление и посмотреть более внимательно, что они делают, осознавая, что терапевт серьезно относится к этой теме. Позже, если клиент показывает свою неспособность соблюдать обязательство перед терапевтом, помощник может прямо оспорить его уверенность, что у. него нет реальных проблем с алкоголем или наркотиком.

6. Подтолкни клиента к развитию морально ответственного стиля жизни, чтобы минимизировать чувство вины в трезвом состоянии

Моральное развитие не происходит автоматически с наступлением абстиненции. Многие, особенно "завязавшие" самостоятельно и не изменившие стиля жизни, несут с собой чрезмерное количество вины. Оно может состоять из иррациональных следов прошлого, так же как и из рационального чувства вины за текущие проступки. Хроническое чувство вины может легко спровоцировать срыв, поскольку алкоголик пытается добиться облегчения для поврежденного чувства самоценности. Выздо-