ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пасть жертвой прогресса такого поведения, постепенно становясь менее заинтересованным в других по мере усиления зависимости.
Невидимость - другой симптом потребности в уходе от стыда. Стыдящиеся люди привыкают к тому, что быть увиденными - значит пережить болезненное унижение; в своих попытках предохранить себя от таких чувств они приходят к тому, что самое безопасное - это когда никто вообще не обращает на них внимания. Такие люди развивают замечательную способность сливаться с фоном. Они просто отказываются привлекать к себе внимание, предпочитая жизненную позицию "за сценой", позволяя другим получать признание за те хорошие вещи, которые они делают, чтобы только не быть отвергнутыми за какой-нибудь из своих недостатков. Цена, которую они платят за безопасность, -это то, что они не могут дать другим возможности отблагодарить их. Эти люди не получают позитивного внимания, и поэтому у них мало шансов под-
___65
крепить приятное чувство гордости собой. Они остаются в убеждении, что с ними что-то не так, и поэтому продолжают прятаться в фоне.
Алкоголики, добившиеся невидимости, извлекают пользу из этого паттерна, поскольку другие склонны не замечать проблем их пьянства, так же как и другой их активности. Эти люди могут быть "вторыми" алкоголиками в семье, относительно незаметным благодаря вопиющему поведению более очевидного пьяницы. Например, когда главный алкоголик сильно пьян и смущает всех окружающих, этот может выпить столько же, но тихонько "отрубиться" в углу. Позже, когда его алкоголизм откроется, его друзья и семья, вероятно, не поверят в это. Они могут отказываться принять такой диагноз, потому что "он просто не может быть алкоголиком - он никогда не создает неприятностей, как его брат". Конечно, невидимый алкоголик может привести в точности те же аргумента, чтобы объяснить свои проблемы. Ему понадобится помощь, чтобы принять идею о том, что можно быть алкоголиком, даже не отличаясь открыто несносным поведением.
-Стыдящийся человек может найти другие способы ухода. Он может разработать концепцию своей полной некомпетентности в жизни, своей сущностной несостоятельности. Такие индивиды бросают попытки управлять своей средой. Как это ни странно, они достигают определенного чувства автономии, когда другие, убедившись в их бестолковости, оставляют их одних. Как бы то ни было, цена противостояния стыду таким образом огромна; однажды получив ярлык неудачника, очень трудно от него избавиться.
___66___67
Индивиды, чья идентичность базируется на несостоятельности, становятся экспертами в том, как "вырвать неудачу из пасти победы". Они могут оставить стационар за день до выписки, не в силах принять необходимость изменения образа себя в случае успеха в чем-то важном. Их подспудный страх состоит в том, что успех приведет к их видимости, которая, в свою очередь, повлечет за собой только стыд и позор. Такие люди предпочитают принять свою тотальную несостоятельность, потому что стыд, подразумеваемый этой ситуацией, может быть разбавлен и абсорбирован с меньшей болью, чем если бы он был непосредственно переживаемой эмоцией.
Понятие заброшенного ребенка, введенное Wegscheider (1981), - другой пример того, как дети, вырастающие в семьях алкоголиков, могут защищаться от стыда и других болезненных аффектов. Заброшенный ребенок прерывает контакты с семьей и друзьями. Он не способен выносить дисфункциональные аспекты жизни в этом доме и покидает его эмоционально, а иногда и физически, чтобы выжить. Позже, будучи взрослым, такой человек может не знать, как выразить свои потребности или как получить заслуженное внимание других.
В общем, уход есть важная защита, используемая для уменьшения чувства стыда. Алкоголизм способствует уходу и может быть рассмотрен в этой перспективе как центральная защита против стыда.
Перфекционизм
Стыдящиеся люди часто испытывают иррациональный страх неудачи. Это происходит потому, что ошибки не могут быть поняты ими как часть повседневной жизни нормальных людей. Сенситив-
ные к стыду персоны склонны интерпретировать любую неудачу, даже тривиальную ошибку типа забывания имени, как доказательство своей недо-человеческой природы. Каждая погрешность напоминает этому человеку о таком количестве прошлых "ляпов", что для него становится очевидной собственная дефективность. Иногда единственным непорядком в их жизни остается непонимание того, почему все остальные не согласны с их строгим суждением о себе.
Глубоко стыдящийся человек (или, возможно, любой, кто чувствует себя особенно уязвимым сейчас) верит, что в нем нет места человеческому; он должен тщательно избегать расслабления, чтобы никто не мог увидеть его истинной сущности.
Желание никогда не допускать ошибок превращается в привычный перфекционизм. Индивид развивает комплексную систему рационализации, убеждающую его в том, что он должен соответствовать самым высоким стандартам. Такой человек чувствует себя наилучшим образом, когда знает, что всё находится на своем месте, что сделанное им - безупречно, и что он опять предотвратил персональное или семейное унижение. В такие моменты он чувствует не просто облегчение; он также переживает возбуждение от победы над миром и теми смертными, что удовлетворяются менее превосходными результатами.
К несчастью, побуждение к представлению может стать невыносимым в перфекционисте. Если для них важен внешний вид, то каждый волосок должен быть на месте. Если главное - выполнение работы, то они должны работать больше и достичь больше, чем любой из коллег. Если их внимание направлено на родительство, они стремятся быть
___68___69
исключительными матерями и отцами, или, по меньшей мере, представляться такими внешнему миру. Они не могут позволить себе быть средними, поскольку они не принимают понятия "средний"; всё, что они могут представить, прекрасно или ужасно. Перфекционист живет со страхом надвигающегося позора. Он может обратиться к алкоголю для облегчения этого страха. Например, одна моя клиентка - домохозяйка и общественный лидер, имеющая побуждение содержать дом в исключительной чистоте. Она не могла остановиться, пока в доме был хоть малейший непорядок. К несчастью, часть дома нуждалась в переделке, что привело к беспорядку на несколько недель. Она переживала нарас-тающий дискомфорт, чувствовала себя выставленной напоказ и униженной. Вскоре она начала стараться увести гостей из этой части дома. Она определила беспорядок как состояние своего провала как домохозяйки и, таким образом, как человеческого существа. Давление упорно нарастало, пока она не была вынуждена искать помощи. Хотя масли бы найтись другие решения, она нашла облегчение в пьянстве, пока запой не привел ее сначала в госпиталь, а потом в лечебную программу. Типично то, что эта женщина не ассоциировала слово
Как показано в Главе 2, перфекционизм — это преувеличенное и крайне вредное искажение стремления к компетентности. Перфекционисты обладают столь малой толерантностью к стыду, что тратят избыточную энергию на его избегание. По-другому это можно выразить так: они не получают удовлетворения, будучи "достаточно хорошими". Алкого-лики-перфекционисты могут искать облегчения от осознания того, что не могут всегда соответствовать сверхчеловеческому уровню. Они также могут обновлять себя временной эйфорией, достигаемой в опьянении, чувствуя себя более могущественными и компетентными, чем на самом деле. Таким образом, перфекционист может пить частично для ухода от гнета безошибочного поведения и для поддержания или воссоздания иллюзии,, что он выше других.
Перфекционистское поведение откладывает приход внутреннего чувства неадекватности. В результате, такие люди постоянно покупают время, пытаясь предотвратить демонстрацию своей неадекватности. Каждый успех усиливает потребность в новом успехе, чтобы не почувствовать себя "обманщиком". Например, служащий в сфере бизнеса, быстро поднимаясь по служебной лестнице, может рассматривать каждое продвижение как доказательство того, что одурачил других служащих; когда они обнаружат и обнародуют тот факт, что он некомпетент-ный идиот (а он знает, что это так), он
переживет гораздо больший стыд, чем если бы никогда не продвигался. Центральная проблема состоит в том, что стыдящийся человек считает себя некомпетентным.
Перфекционист может лишь смутно осознавать вышеописанную динамику. Когда это поведение комбинируется с отрицанием, человек может только неясно ощущать свою скрытую слабость. Он мо-
___70___71
жет считать свое поведение полностью хорошим, не в силах понять, что ему недостает способности наслаждаться менее напряженным существованием. Когда клиент достигает маленького инсайта, касающегося данного паттерна, но не может связать его со своим употреблением интоксикантов, он, скорее всего, сорвется в ответственной ситуации. У такого человека также могут быть трудности с посещением группы, если он не может позволить себе быть "просто пьяницей, как и все мы". Вместо этого он может хотеть специального лечения, потому что он уже разработал "совершенный план выздоровления" и следует ему. Конечно, когда его безупречный план начинает пробуксовывать, такой человек склонен отгораживаться от других, чтобы они не увидели его неадекватности. Такая последовательность событий иллюстрирует, как каждая за-щита от стыда способствует развитию других защит. Отрицание, перфекционизм и уход помогают одно другому, так же как и повышают вероятность злоупотребления химическими веществами.
Высокомерие
Высокомерие - это комбинация грандиозности и презрительности. Грандиозность (Broucek, 1982; Kohut, 1978; Morrison, 1983) есть попытка стыдящейся персоны вновь возвысить себя. Презрение -. это процесс, посредством которого такая персона пытается принизить остальных. Высокомерный человек выводит свой стыд наружу, проецируя его, чтобы удержать чувство собственной значимости в раздутом состоянии. Он может презирать всех вокруг, глядя на них, как на ничего не стоящих, слабых и, так или иначе, дефективных. Он может гордиться своей предполагаемой доблестью, всерьез
веря, что будет лучшим в любой избранной им деятельности.
Высокомерие редко распознаётся самим индивидом. Скорее, искаженность его представлений о себе заметят члены семьи и друзья, находящие его менее компетентным и интересным, чем он сам находит себя. Его товарищи могут приходить в бешенство или переполняться отвращением по отношению к установке превосходства такого лица; они могут также быть напуганы его открытыми претензиями на верховенство или отеческим и, возможно, снисходительным отношением.
Высокомерный индивид нашел эффективный способ хорошо себя чувствовать. Он просто взял свой стыд и перенес его на остальную часть мира. Затем он ждет, что другие отнесутся к нему с огромным уважением и даже с благоговением. Действительно, он может быть достаточно компетентен, однако высокомерие может также быть свойственно персоне посредственной или даже некомпетентной. Важнейшим пунктом здесь является то, что эта личность нуждается в вере в свою особую одаренность, чтобы не чувствовать своей глубинной неадекватности.
Каждая защита от стыда чего-то стоит использу- ' ющему ее. Высокомерный человек воздвигает стену между собой и обществом, настаивая на том, чтобы окружающие обращали внимание только на эту стену, а не на реальную личность за ней. Он хочет быть почитаемым, превозносимым, почти причисленным к лику святых. Поскольку это может иногда случаться, такое почтение направлено только на спроецированный образ такого замечательного человека, а не на него самого. Его высокомерие делает невозможной интимность, поскольку
___72___73
она подразумевает отношения между равными, а он не может принять равенство.
Возможно, наихудшей из вещей, которую может представить себе высокомерный человек, является ситуация, когда другие смеются над ним и смотрят на него так же презрительно, как он раньше смотрел на других. К несчастью, в точности такова его судьба; когда другие распознают его неспособность принять свою человеческую природу, они могут смеяться над ним в открытую или, если он могуществен, за его спиной. Его собственная напыщенность способствует его унижению. Высокомерный человек похож на слишком сильно надутый пузырь, который другие с удовольствием проткнут. Он "дурак", потому что пытается убедить других в том, что он намного лучше, чем в реальности.
Невидимость - другой симптом потребности в уходе от стыда. Стыдящиеся люди привыкают к тому, что быть увиденными - значит пережить болезненное унижение; в своих попытках предохранить себя от таких чувств они приходят к тому, что самое безопасное - это когда никто вообще не обращает на них внимания. Такие люди развивают замечательную способность сливаться с фоном. Они просто отказываются привлекать к себе внимание, предпочитая жизненную позицию "за сценой", позволяя другим получать признание за те хорошие вещи, которые они делают, чтобы только не быть отвергнутыми за какой-нибудь из своих недостатков. Цена, которую они платят за безопасность, -это то, что они не могут дать другим возможности отблагодарить их. Эти люди не получают позитивного внимания, и поэтому у них мало шансов под-
___65
крепить приятное чувство гордости собой. Они остаются в убеждении, что с ними что-то не так, и поэтому продолжают прятаться в фоне.
Алкоголики, добившиеся невидимости, извлекают пользу из этого паттерна, поскольку другие склонны не замечать проблем их пьянства, так же как и другой их активности. Эти люди могут быть "вторыми" алкоголиками в семье, относительно незаметным благодаря вопиющему поведению более очевидного пьяницы. Например, когда главный алкоголик сильно пьян и смущает всех окружающих, этот может выпить столько же, но тихонько "отрубиться" в углу. Позже, когда его алкоголизм откроется, его друзья и семья, вероятно, не поверят в это. Они могут отказываться принять такой диагноз, потому что "он просто не может быть алкоголиком - он никогда не создает неприятностей, как его брат". Конечно, невидимый алкоголик может привести в точности те же аргумента, чтобы объяснить свои проблемы. Ему понадобится помощь, чтобы принять идею о том, что можно быть алкоголиком, даже не отличаясь открыто несносным поведением.
-Стыдящийся человек может найти другие способы ухода. Он может разработать концепцию своей полной некомпетентности в жизни, своей сущностной несостоятельности. Такие индивиды бросают попытки управлять своей средой. Как это ни странно, они достигают определенного чувства автономии, когда другие, убедившись в их бестолковости, оставляют их одних. Как бы то ни было, цена противостояния стыду таким образом огромна; однажды получив ярлык неудачника, очень трудно от него избавиться.
___66___67
Индивиды, чья идентичность базируется на несостоятельности, становятся экспертами в том, как "вырвать неудачу из пасти победы". Они могут оставить стационар за день до выписки, не в силах принять необходимость изменения образа себя в случае успеха в чем-то важном. Их подспудный страх состоит в том, что успех приведет к их видимости, которая, в свою очередь, повлечет за собой только стыд и позор. Такие люди предпочитают принять свою тотальную несостоятельность, потому что стыд, подразумеваемый этой ситуацией, может быть разбавлен и абсорбирован с меньшей болью, чем если бы он был непосредственно переживаемой эмоцией.
Понятие заброшенного ребенка, введенное Wegscheider (1981), - другой пример того, как дети, вырастающие в семьях алкоголиков, могут защищаться от стыда и других болезненных аффектов. Заброшенный ребенок прерывает контакты с семьей и друзьями. Он не способен выносить дисфункциональные аспекты жизни в этом доме и покидает его эмоционально, а иногда и физически, чтобы выжить. Позже, будучи взрослым, такой человек может не знать, как выразить свои потребности или как получить заслуженное внимание других.
В общем, уход есть важная защита, используемая для уменьшения чувства стыда. Алкоголизм способствует уходу и может быть рассмотрен в этой перспективе как центральная защита против стыда.
Перфекционизм
Стыдящиеся люди часто испытывают иррациональный страх неудачи. Это происходит потому, что ошибки не могут быть поняты ими как часть повседневной жизни нормальных людей. Сенситив-
ные к стыду персоны склонны интерпретировать любую неудачу, даже тривиальную ошибку типа забывания имени, как доказательство своей недо-человеческой природы. Каждая погрешность напоминает этому человеку о таком количестве прошлых "ляпов", что для него становится очевидной собственная дефективность. Иногда единственным непорядком в их жизни остается непонимание того, почему все остальные не согласны с их строгим суждением о себе.
Глубоко стыдящийся человек (или, возможно, любой, кто чувствует себя особенно уязвимым сейчас) верит, что в нем нет места человеческому; он должен тщательно избегать расслабления, чтобы никто не мог увидеть его истинной сущности.
Желание никогда не допускать ошибок превращается в привычный перфекционизм. Индивид развивает комплексную систему рационализации, убеждающую его в том, что он должен соответствовать самым высоким стандартам. Такой человек чувствует себя наилучшим образом, когда знает, что всё находится на своем месте, что сделанное им - безупречно, и что он опять предотвратил персональное или семейное унижение. В такие моменты он чувствует не просто облегчение; он также переживает возбуждение от победы над миром и теми смертными, что удовлетворяются менее превосходными результатами.
К несчастью, побуждение к представлению может стать невыносимым в перфекционисте. Если для них важен внешний вид, то каждый волосок должен быть на месте. Если главное - выполнение работы, то они должны работать больше и достичь больше, чем любой из коллег. Если их внимание направлено на родительство, они стремятся быть
___68___69
исключительными матерями и отцами, или, по меньшей мере, представляться такими внешнему миру. Они не могут позволить себе быть средними, поскольку они не принимают понятия "средний"; всё, что они могут представить, прекрасно или ужасно. Перфекционист живет со страхом надвигающегося позора. Он может обратиться к алкоголю для облегчения этого страха. Например, одна моя клиентка - домохозяйка и общественный лидер, имеющая побуждение содержать дом в исключительной чистоте. Она не могла остановиться, пока в доме был хоть малейший непорядок. К несчастью, часть дома нуждалась в переделке, что привело к беспорядку на несколько недель. Она переживала нарас-тающий дискомфорт, чувствовала себя выставленной напоказ и униженной. Вскоре она начала стараться увести гостей из этой части дома. Она определила беспорядок как состояние своего провала как домохозяйки и, таким образом, как человеческого существа. Давление упорно нарастало, пока она не была вынуждена искать помощи. Хотя масли бы найтись другие решения, она нашла облегчение в пьянстве, пока запой не привел ее сначала в госпиталь, а потом в лечебную программу. Типично то, что эта женщина не ассоциировала слово
Как показано в Главе 2, перфекционизм — это преувеличенное и крайне вредное искажение стремления к компетентности. Перфекционисты обладают столь малой толерантностью к стыду, что тратят избыточную энергию на его избегание. По-другому это можно выразить так: они не получают удовлетворения, будучи "достаточно хорошими". Алкого-лики-перфекционисты могут искать облегчения от осознания того, что не могут всегда соответствовать сверхчеловеческому уровню. Они также могут обновлять себя временной эйфорией, достигаемой в опьянении, чувствуя себя более могущественными и компетентными, чем на самом деле. Таким образом, перфекционист может пить частично для ухода от гнета безошибочного поведения и для поддержания или воссоздания иллюзии,, что он выше других.
Перфекционистское поведение откладывает приход внутреннего чувства неадекватности. В результате, такие люди постоянно покупают время, пытаясь предотвратить демонстрацию своей неадекватности. Каждый успех усиливает потребность в новом успехе, чтобы не почувствовать себя "обманщиком". Например, служащий в сфере бизнеса, быстро поднимаясь по служебной лестнице, может рассматривать каждое продвижение как доказательство того, что одурачил других служащих; когда они обнаружат и обнародуют тот факт, что он некомпетент-ный идиот (а он знает, что это так), он
переживет гораздо больший стыд, чем если бы никогда не продвигался. Центральная проблема состоит в том, что стыдящийся человек считает себя некомпетентным.
Перфекционист может лишь смутно осознавать вышеописанную динамику. Когда это поведение комбинируется с отрицанием, человек может только неясно ощущать свою скрытую слабость. Он мо-
___70___71
жет считать свое поведение полностью хорошим, не в силах понять, что ему недостает способности наслаждаться менее напряженным существованием. Когда клиент достигает маленького инсайта, касающегося данного паттерна, но не может связать его со своим употреблением интоксикантов, он, скорее всего, сорвется в ответственной ситуации. У такого человека также могут быть трудности с посещением группы, если он не может позволить себе быть "просто пьяницей, как и все мы". Вместо этого он может хотеть специального лечения, потому что он уже разработал "совершенный план выздоровления" и следует ему. Конечно, когда его безупречный план начинает пробуксовывать, такой человек склонен отгораживаться от других, чтобы они не увидели его неадекватности. Такая последовательность событий иллюстрирует, как каждая за-щита от стыда способствует развитию других защит. Отрицание, перфекционизм и уход помогают одно другому, так же как и повышают вероятность злоупотребления химическими веществами.
Высокомерие
Высокомерие - это комбинация грандиозности и презрительности. Грандиозность (Broucek, 1982; Kohut, 1978; Morrison, 1983) есть попытка стыдящейся персоны вновь возвысить себя. Презрение -. это процесс, посредством которого такая персона пытается принизить остальных. Высокомерный человек выводит свой стыд наружу, проецируя его, чтобы удержать чувство собственной значимости в раздутом состоянии. Он может презирать всех вокруг, глядя на них, как на ничего не стоящих, слабых и, так или иначе, дефективных. Он может гордиться своей предполагаемой доблестью, всерьез
веря, что будет лучшим в любой избранной им деятельности.
Высокомерие редко распознаётся самим индивидом. Скорее, искаженность его представлений о себе заметят члены семьи и друзья, находящие его менее компетентным и интересным, чем он сам находит себя. Его товарищи могут приходить в бешенство или переполняться отвращением по отношению к установке превосходства такого лица; они могут также быть напуганы его открытыми претензиями на верховенство или отеческим и, возможно, снисходительным отношением.
Высокомерный индивид нашел эффективный способ хорошо себя чувствовать. Он просто взял свой стыд и перенес его на остальную часть мира. Затем он ждет, что другие отнесутся к нему с огромным уважением и даже с благоговением. Действительно, он может быть достаточно компетентен, однако высокомерие может также быть свойственно персоне посредственной или даже некомпетентной. Важнейшим пунктом здесь является то, что эта личность нуждается в вере в свою особую одаренность, чтобы не чувствовать своей глубинной неадекватности.
Каждая защита от стыда чего-то стоит использу- ' ющему ее. Высокомерный человек воздвигает стену между собой и обществом, настаивая на том, чтобы окружающие обращали внимание только на эту стену, а не на реальную личность за ней. Он хочет быть почитаемым, превозносимым, почти причисленным к лику святых. Поскольку это может иногда случаться, такое почтение направлено только на спроецированный образ такого замечательного человека, а не на него самого. Его высокомерие делает невозможной интимность, поскольку
___72___73
она подразумевает отношения между равными, а он не может принять равенство.
Возможно, наихудшей из вещей, которую может представить себе высокомерный человек, является ситуация, когда другие смеются над ним и смотрят на него так же презрительно, как он раньше смотрел на других. К несчастью, в точности такова его судьба; когда другие распознают его неспособность принять свою человеческую природу, они могут смеяться над ним в открытую или, если он могуществен, за его спиной. Его собственная напыщенность способствует его унижению. Высокомерный человек похож на слишком сильно надутый пузырь, который другие с удовольствием проткнут. Он "дурак", потому что пытается убедить других в том, что он намного лучше, чем в реальности.