Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокомерие может сочетаться с отрицанием, в этом случае человек почти не осознаёт расхождения собственного восприятия себя и того, как другие его видят. Он может быть в замешательстве, не понимая, почему не получает от других признания и наград, которые, как он думает, заслужил. У него будут трудности с изменением проблематичного поведения, пока он не достигнет некоторого понимания своей защиты от стыда. Одна из самых заметных составляющих цены использования данной защиты - это то, что способность адекватной интерпретации и соответствующего действия во внешнем мире искажается; негативные аспекты реальности должны быть скрыты, чтобы можно было сохранять свой образ великим и благословенным.

И последняя плата за высокомерие, о которой я скажу здесь, состоит в том, что такой человек может являться объектом жалости своих товарищей. Это, очевидно, не то, чего он хочет или ожидает.

Но другие часто видят сквозь стену и узнают, что он просто использует ее для того, чтобы спрятаться. Пока высокомерный человек хвастается, люди, к которым он обращается, могут говорить себе, что он представляет собой пример лица, которому не в чем завидовать, но которого нужно терпеть. Фактически, они могут решить, что его гордость собой и хвастовство говорят о глупости. Они чувствуют, очень точно, стыд этого человека и предполагают, что ему есть чего стыдиться. Парадоксальным образом высокомерное поведение служит маркером чувства, которое было призвано скрывать; невозможно кричать и вопить о своих дарованиях, не привлекая этим внимания к своим недостаткам.

Позже, в процессе выздоровления, маркирующий эффект высокомерия может быть крайне полезен. Индивиды, грандиозные в своей аддикции, часто возобновляют такое поведение, приближаясь к срыву. Следовательно, когда недавно протрезвевший пациент начинает опять заговаривать о том, какой он великий, это похоже на знак, что он в действительности чувствует себя плохо. Консультант, чувствительный к этому феномену, может помочь своим клиентам заметить и прервать этот процесс; первые признаки высокомерия могут сигнализировать человеку, что нужно прекратить делать то, что он делает сейчас, и посмотреть, что привело к снижению его чувства своей ценности. Товарищи могут привлечь и привлекают внимание выздоравливающего алкоголика к высокомерному поведению. В конечном счете сам выздоравливающий индивид может научиться замечать свою грандиозность или презрительность до того, как они достигнут таких размеров, что заслонят от него реальность.


___74___75

Конечно, не все алкоголики высокомерны, и не все высокомерные люди - алкоголики. Однако эти вещи связаны из-за свойства алкоголя нарушать способность человека точно, реагировать на других. Алкоголизм неизбежно увеличивает эгоизм употребляющего. Алкоголик будет вкладывать меньше энергии и умений в межличностные отношения из-за своей озабоченности выпивкой. Эта фокусировка на себе поддерживает любые тенденции к высокомерию, преувеличивает их сначала временно, а затем всё более постоянным образом по мере прогресса в карьере алкоголика. Первоначально высокомерие может появиться в течение ранней интоксикации; почти каждый читатель этой книги, воз-можно, знаком с людьми, которые очень скромны, пока не напьются, а потом внезапно становятся высокомерными. Часто за этой стадией интоксикации следует столь же быстро возникающий приступ патологической жалости к себе, когда "доходит" деп-рессирующий эффект наркотика. Такое колебание от высокомерия до жалости к себе показывает тесную связь двух этих состояний, усиливающихся алкоголем. Но если болезнь прогрессирует, у алкоголика развивается вторая, более хроническая проблема с высокомерием. Он должен найти некий метод уменьшать возрастающие чувства стыда, которые он переживает в результате своего алкогольного поведения; в это время он, кажется, становит-ся более гордым и подверженным самообману. Он становится высокомерным пропорционально уменьшению чувства собственного достоинства. Чем хуже он чувствует себя, тем сильнее его побуждение доказывать себе и другим, что он лучше них.

Члены семьи - специальная мишень алкоголика; для него становится критичным принятие ими его

представлений о себе. Алкоголик будет делать всё возможное, чтобы утвердить свое верховенство, часто говоря своей супруге и детям, как он умен и, самое главное, как тупы и бестолковы они. Алкоголик пытается создать ситуацию, в которой он являлся ^ы самым интеллектуальным, творческим или здравомыслящим в семье. Таким образом, будучи спрошен о своем поведении, он может предложить объяснения, которые принимаются просто потому, что он, высший член семьи, предложил их. Если по каким-либо причинам эти рационализации не принимаются, алкоголик может прибегнуть к другой стратегии и объяснить, что его семья не понимает или не ценит его, такого хорошего и умного. Наконец, если его партнер в действительности умнее, алкоголик может использовать еще одно оправдание своей позиции: его жена или подруга "слишком умна, и всё для своей пользы", и совсем запутаться, что же на самом деле важно. Критический пункт - это то, что данный человек должен занять доминирующую позицию одновременно психологически (чтобы защитить пошатнувшуюся концепцию себя) и прагматически, чтобы сохранить контроль над семьей и защитить свое пьянство.



Высокомерное поведение не всегда грубо. Терапевтам следует быть бдительными к более тонким манифестациям этой защиты. Например, индивиды, посещающие групповые программы, которые ухитряются казаться слегка отстраненными от других, даже полностью участвуя в группе, могут спокойно говорить, что группа им в действительности не нужна, потому что им присуще особое мастерство или знание. Так же и люди, которые слушают, но никогда не меняют своего поведения, могут

___76___77

быть не заинтересованы в этом из-за своего презрения к другим.

Высокомерный человек, проходящий лечение от химической зависимости, часто проходит через острый период дефляции эго в течение первых недель и месяцев трезвости. Опасность здесь состоит в том, что он может впасть в депрессию, узнав, что не является лучшим, чем другие. Если он концептуализирует алкоголизм как постыдное состояние, проблема только обостряется; теперь он хуже других. Пациентов нужно информировать о такой возможности и помогать во время такого кризиса стыда долговременной поддержкой и консультированием.

Эксгибиционизм

Возможно, наиболее парадоксальной защитой от стыда является эксгибиционизм, определяемый как поведение, привлекающее чрезмерное внимание к индивиду. Использующий эту защиту кажется, в сущности, бесстыдным (Morrison, 1983). Примеры такого поведения варьируют от хождения в странных одеяниях и произнесения "шокирующих" речей о себе до сексуального промискуитета. Общим знаменателем является то, что индивид игнорирует обычные общественные правила, касающиеся скромности и приличия.

Я ссылался ранее на работу Кохута (1978) по эксгибиционизму. В основном, он утверждает, что дети проходят стадию развития, на которой они осознают, что другие существуют как отдельные существа, которые могут одобрять или не одобрять их. Он уверен, что все дети переживают период, когда они хотят быть в центре внимания, но боятся быть отвергнутыми и покинутыми. Стыд развива-

ется из этого напряжения между потребностью быть видимым и опасностью, будучи увиденным, подвергнуться нападению.

Эксгибиционизм разрешает данный кризис особенным образом. Человек, кажется, решает, в основном на бессознательном уровне, что он находится в безопасности только в центре внимания. Его главным страхом становится игнорирование другими, и поэтому он делает всё возможное, чтобы обеспечить свою постоянную видимость. Похоже, будто бесстыдный человек говорит миру: "Я не позволю тебе заметить что-нибудь или кого-нибудь, кроме меня". Возможно, существует невысказанный страх, что, оставшись в одиночестве, такой человек перестанет существовать, что у него нет другой идентичности, кроме той, которая у него есть в компании.


Эксгибиционист завяз в нарциссической трясине. Он не способен найти места для себя, если это не центр мироздания. Он не может выучить основные принципы жизни, описанные в Главе 2; в особенности, он не понимает принципа скромности, который позволяет каждому из нас получить внимание других, но только разумное количество.

Не всё эксгибиционистское поведение имеет полностью бессознательные корни. Часто совершенно бесстыдный человек полностью осознаёт свое поведение. В таких ситуациях он может притворяться, что его не заботит, что другие думают о его поведении, чтобы скрыть свой стыд. Например, некто, имеющий проблемы с чтением, может громко говорить об этом, почти призывая кого-нибудь сделать что-нибудь с этим, притворяясь совершенно не стыдящимся, тогда как в действительности ощущает свою ужасную дефективность по этой причин

___79

не. Сексуальный промискуитет - другая область, относительно которой люди могут утверждать, что не стыдятся, испытывая в реальности стыд за свое текущее или прошлое сексуальное поведение. Хорошо документированная связь между текущим сексуальным промискуитетом, проституцией и историей сексуального абъюза в детстве частично отражает то, как можно защищаться от постыдного события посредством продолжения идентичного поведения, переопределенного как приемлемое.

Конечно, не всякое хорошо видимое поведение являет собой эксгибиционизм. Многие люди порой наслаждаются, "разыгрывая спектакли". Другие, которым нравится быть заметными, часто находят пути выделиться из группы. Публичное говорение, обучение и многие другие деятельности были бы невозможны, если бы люди не чувствовали себя комфортно в центре внимания. Такое поведение бесстыдно, только если личность совершает нечто для сокрытия таким образом своего чувства неадекватности и стыда.

Алкоголь растормаживает. Физиологически он ослабляет нормальные механизмы торможения, удерживающие индивида от слишком открытого проявления себя. Также от пьющего часто ожидают бесстыдных действий: четверо нормальных, благоразумных друзей, выпивая на новогодней вечеринке, превращаются в "Четверых Друзей", танцующих вместе, купающихся во всеобщем одобрении. Такое поведение приносит им полное наслаждение и ничем не угрожает, поскольку является определенно временным состоянием: предполагается, что "Четверо Друзей" вернутся к своим обычным ролям и будут удовлетворены, будучи на следующее утро членами общества, а не звездами.


Однако не всякое, пьяное бесстыдство столь невинно. Человек, использующий состояние интоксикации для оправдания своего оскорбительного поведения, претендует на то, что, будучи опьяненным, он может безопасно пренебрегать социальными нормами, защищающими наши уединение и границы. Такой человек притворяется, что не замечает создаваемого им дискомфорта. Elkin (1986) заметил, что пьяное поведение дает использующему его огромную власть над другими, поскольку он может пренебрегать правилами, которые трезвые люди обязаны соблюдать.

Алкоголик может также пытаться доказать всему миру, что не стыдится своего состояния. Он может шутить по поводу алкоголизма. Он намекает, что наслаждается тем, что он алкоголик и может предпринимать действия, неприемлемые для других. Однако чаще всего, такое явное бесстыдство убеждает только самого алкоголика и, возможно, его пьяных дружков; большинство людей чувствуют, что это просто позволяет алкоголику не замечать своего стыда.

Ярость

Последней защитой от стыда, которую мы обсудим, будет ярость (Kaufman, 1980). Ярость часто появляется в ходе терапии, когда консультант случайно задерживается на материале, постыдном для клиента. Консультант может заметить что-либо на первый взгляд тривиальное, не осознавая, что клиент внезапно почувствовал себя уязвленным. Например, терапевт может заметить в начале сессии, что клиентка прибавила несколько фунтов перед отпуском, не зная, что ее муж недоволен ее полнотой. С другой стороны, ярость может быть порож-

___80___ 81

дена попытками консультанта обсуждать важные темы. Одной из причин, по которой многие консультанты избегают расспросов клиентов по поводу их возможной химической зависимости, является частота столкновения с разъяренными людьми, рассматривающими диагностический процесс сам по себе как угрозу или нарушение их прав. Они чувствуют себя загнанными в угол и вынужденными контратаковать. Послание их мучителям выглядит так: "Я не могу пережить обнародование моего стыда. Я нападу, если ты подойдешь слишком близко". Они хотят вынудить консультанта, членов семьи и всех остальных смотреть в другую сторону, чтобы их постыдный секрет не был раскрыт.

Некоторые хронически разъяренные люди могут рассматривать мир как опасное место, где другие пытаются их устыдить. Они должны тратить большую часть энергии на защиту от ощущаемого ими нападения. Им некогда радоваться. Хорошим правилом для терапевта будет искать глубинный стыд всякий раз, когда клиент кажется более гневным, чем обусловлено ситуацией.