Файл: Курсовая работа по дисциплине Кадровая стратегия современной организации на тему Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этим детерминируется, естественным образом обусловливается, происхождение права.
1.2. Проблема многообразия теорий происхождения права
В мире всегда существовал большой ряд разнообразных теорий, объясняющих возникновение и развитие права. Это является вполне естественным и понятным процессом. Так, как каждой из них отражаются или различные взгляды разных групп, слоёв, классов, наций и иных социальных общностей на данный процесс, или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты этого процесса возникновения и развития права. Основу этих взглядов и суждений всегда представляли разнообразные экономические, финансовые, политические и прочие интересы.

За период существования юридических, философских и политических наук создавались десятки самых разных теорий и доктрин. Высказаны сотни, различных предположений. Однако, следует отметить, что споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и в настоящее время.

Причины многообразия теорий В.Н. Хропанюк объясняет следующими положениями. Во-первых, сложностью и многосторонностью самого происхождения права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, неизбежностью различного субъективного восприятия этого процесса со стороны исследователей, что обусловлено их не совпадающими, а иногда противоречивыми экономическими, политическими взглядами и интересами. В-третьих, преднамеренным искажением процесса первоначального либо последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, преднамеренным или непреднамеренным смешении в некоторых случаях процесса возникновения права с другими соотносящимися с ним процессами10.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе11. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.


Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, которые связаны с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, вызвали быстрый рост производительных сил, способность человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Стало экономически выгодно использовать чужой труд. Военнопленные, которых раньше убивали либо принимали на равных в свой род, превращались в рабов, их заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивался.

В обществе стало намечаться, а затем по мере разделения труда быстро усиливаться имущественное расслоение, появляются богатые и бедные. Для того, чтобы получить остаточный продукт стали широко использовать не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство вызвало за собой социальное неравенство. Постепенно общество, в течение многих тысячелетий стало расслаиваться на разные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковые статусы, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Так, следует отметить, что К. Маркс и Ф. Энгельс основывались на том, что с возникновением и существованием классов неразрывно связан процесс возникновения и существования государства и права12. Государство, по словам Энгельса, существует не извечно. Имелись общества, которые обходились без него, которые не имели понятия о государстве и государственной власти. На определённом этапе экономического развития, который необходимо был связан с расколом общества на классы, государство стало представлять необходимость, следовательно, и право.

В. И. Лениным государство рассматривалось в качестве продукта и проявления непримиримости классовых противоречий. Он считал, что государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены13.

Таким образом, о появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а, с другой – самим вести новые территориальные завоевания.




О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется. «Все древнейшие государственные организации, – писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, – возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам. Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов»14.

Аналогично обстоит дело и с правом. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу интересами15.

В заключении настоящей главы мы приходим к выводу, что в учебной и научной литературе разработано множество концепций и теорий, объясняющих и предполагающих возможные причины возникновения права. Некоторые из них доказали свое право на существовании, а некоторые показали свою несостоятельность, в силу тех или иных причин. Тем не менее, какой-то одной, общепризнанной и всеобъемлющей теории нет. Думается, ее существование и невозможно, поскольку каждое государство и право складывалось в силу ряда особых предпосылок.

Таким образом, причинами многообразия теорий происхождения права являются:

- сложность и многогранность самого процесса происхождения права, и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия;

- неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;

- преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу различных соображений;

- в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения права с другими соотносящимися с ними процессами.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
На протяжении длительного времени, как в прошлом, так и в настоящем различные учёные, историки, политологи пытались найти
объяснения причин происхождения права, как важнейшего института человеческого общества. На сегодняшнее время существует множество теорий происхождения права, и каждая из них имеет место на существование. В рамках данной главы мы рассмотрим наиболее распространенные классические или традиционные теории происхождения права. Это такие теории, как: теологическая, естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая и социологическая теории происхождения права.
2.1. Теологическая, естественно-правовая и историческая теории происхождения права
Теологическая теория. Главным представителем данной теории был идеолог католицизма Фома Аквинский, а также Аврелий Августин и Жозеф де Местр. В соответствии с этой теорией, право – это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством16.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его»17.

Несмотря на свой многовековой опыт, данная теория не теряет своей актуальности и используется в современных государственных доктринах. Ее востребованность в некоторой мере объясняется тем, что законы современного теологического и клерикального государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу.

На наш взгляд, сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат христианская мораль, христианские заповеди: «Не убий», «Не укради». Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

Естественно-правовая теория получила развитие в XVII-XVIII вв. Основоположниками данной теории являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев18.

Согласно данной теории существует две системы права: естественное и позитивное. Представители данной теории придерживаются мнения о том, что право отождествляется с моралью. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, выступают нравственные ценности, к числу которых относятся справедливость, свобода, равенство