Файл: Курсовая работа по дисциплине Кадровая стратегия современной организации на тему Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее типичным для подобных теорий является представление о том, что возникновение права связано с появлением судов, которые могут возникать еще до государства при формировании минимального политического авторитета. Изучая обычаи в первобытном обществе, представители юридической антропологии рассматривают их в качестве «примитивного права», которое становится полноценным правом в тот момент, когда его применение для разрешения конфликтов в обществе санкционируется судами.

Примером наиболее широкого взгляда на происхождение права является плюралистическая концепция американского этнографа Л. Поспилиса. По его мнению, право возникает на этапе, когда формируются социальные группы с явно определенным членством, в которых выделяются носители политического авторитета, уполномоченные принимать решения и применять санкции к нарушителям42. Эта теория допускает не только существования догосударственного права, но и возникновение нескольких независимых друг от друга правовых систем внутри одного общества.

Отдельные авторы (М. Глукмен, Б. Малиновский) также возражали против абсолютизации фактора принудительного контроля в теории возникновения права. Они видят признаки возникновения права в формировании системы взаимных прав и обязательств, которые осознаются и признаются всеми членами первобытного сообщества (например, к таким выводам пришел Б. Малиновский в своем исследовании о системе хозяйственных обменов среди жителей Тробриандских островов)43.

Подводя итог, можно сделать вывод о существовании различных точек зрения на проблему происхождения права. Относительно общепризнанным является представление о последовательном эволюционном развитии права, которое так или иначе связано с развитием политических институтов, способных применять насилие для контроля за соблюдением правовых норм. Однако взгляды о первичности или вторичности права по отношению к государству в рамках разных теоретических направлений во многом зависят от эмпирического материала, с которым работают ученые. Антропологи, изучающие первобытные сообщества, находят признаки примитивного права на догосударственных стадиях развития общества. Юристы и историки права, изучающие законодательные памятники, склонны связывать возникновение права с правотворческой деятельностью политических институтов. В свою очередь, тезис о связи возникновения права с появлением первых судов, распространенный в англо-американской традиции, очевидно, связан с особенностями англо-американской правовой семьи, где суды занимают особое место и играют важную роль в создании и закреплении норм права.

3.2. Возникновение права как объективный процесс разложения первобытнообщинного строя согласно современной концепции происхождения государства и права
Как отмечается в современной правовой литературе, «государственная организация сменяет собой родоплеменную организацию, а право – обычаи. Данные процессы осуществляются в силу не самого по себе изменения общественных нравов, религиозных взглядов и воззрений, а коренных трансформаций в экономической области и в самом обществе»44. Данные изменения вызвали распад первобытнообщинного строя и потерю первобытными обычаями способности регулировать социальные отношения.

Для первобытного строя были характерны общественная власть и социальные нормы регулирования поведения людей, но при отсутствии власти отделенного от населения аппарата управления и принуждения. С течением времени родоплеменные коллективистские производственные отношения начали трансформироваться и разрушаться. На низших ступенях развития человечества не было места для господства и порабощения. Первое крупное общественное разделение труда, произошло, когда выделились пастушеские племена. Это породило регулярный обмен. Скот приобрел функцию денег. Важными достижениями стали ткацкий станок и плавка металлических руд. Появился прибавочный продукт, затем появилось рабство. Разделение труда в семье обусловливало распределение собственности между мужчиной и женщиной. Со вторым крупным разделением труда ремесло отделилось от земледелия.

Как отмечается в литературе, посвященной истории первобытного общества, «неизбежным следствием появления регулярного прибавочного продукта и частной собственности было возникновение социально-экономической дифференциации. Тогда как у родоплеменных старейшин, военных предводителей и жрецов скапливались богатства, прочие общинники обладали только незначительными излишками или не обладали ими совсем»45. Стал необходимостью союз родственных племен, а затем – их слияние в одну общую территорию всего народа.

Первым важным признаком государства является, таким образом, территориальная организация. Далее для содержания публичной власти стали необходимы взносы граждан – налоги. Таким образом, возникает следующий важнейший признак государства – обязательные сборы с населения. Следовательно, родовой строй был уничтожен разделением труда и разделением людей на классы, он был заменен государством.


Необходимым фактором существования любого социума выступает регулирование взаимоотношений его участников.

Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений являлись обычаи, закрепляя наиболее рациональные и необходимые социуму нормы поведения. Обычаи трансформировались крайне медленно, что отвечало и темпам изменения самого первобытнообщинного общества. С течением времени появились связанные с обычаями религиозные догмы и нормы общественной морали, отражавшие собой существовавшие в обществе этические представления. Все эти нормы с течением времени сливались в единый нормативный комплекс, регулирующий социальные отношения.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества. Развитие первобытного общества на определенном этапе привело к его расслоению и распаду. Обычаи, нормы морали, религиозные заповеди не содержали четких ограничений, дозволений и запретов, к тому же они защищали и выражали, в первую очередь, коллективный интерес. Переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе46.

Когда возникло социальное неравенство, участились нарушения обычаев, размывался закрепленный ими и ранее неизменный порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Лицами, наиболее заинтересованными в пресечении подобных нарушений, стали представители формирующихся социальных групп, в руках которых находилась не только собственность, но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к совершающим их лицам. Таким образом, происходит генезис правовых обычаев – обычаев, обеспечиваемых государством.

Как отмечают исследователи, «процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, они подкрепляют друг друга»
47.

Развитие общества с появлением задатков государственности резко убыстряется, и наступает определенный момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они трансформируются недостаточно оперативно, не соответствуют темпам социального развития. В связи с этим появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

В литературе выделяется два ключевых пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся обычно сборники нравственно-религиозных положений (Законы Ману – в Индии, Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Коран – в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят чаще всего казуальный характер.


В обществе, базирующемся на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось обычно более обширное, отличающееся более высокой степенью определенности и формализации законодательство, и, в первую очередь, гражданское, регламентирующее более сложную структуру имущественных общественных отношений (римское право, например)48.

Тем не менее, независимо от путей генезиса, в каждом государственно-организованном обществе нормы права получают форму закона, обеспечиваемого и поддерживаемого силой государства. Правовое регулирование общественных отношений становится ведущим методом государственного руководства обществом.

Таким образом, изучив в рамках третей главы современную концепцию и состояние проблемы происхождения права, можно сделать ряд выводов.

Современная концепция происхождения права в значительной степени базируется на достижениях марксистской концепции, дополненной научными разработками современности, этнографическими и археологическими данными. Согласно данной концепции, которую разделяет современное научное сообщество, в связи с появлением прибавочного общественного продукта были сформированы условия для генезиса государственности – появилась материальная возможность выделения аппарата публичной власти.

Как отмечается в современной отечественной концепции происхождения права, процесс возникновения данного общественно-политического феномена является исторически закономерным и объективно обусловленным. Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу происходил в результате развития производительных сил человечества. Согласно современному пониманию, параллельно с процессами социального расслоения и генезиса государства протекают процессы возникновения права, подкрепляя друг друга. Правовое регулирование общественных отношений становится ведущим методом государственного руководства обществом, согласно современной отечественной концепции происхождения государства и права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, по результатам проведенного исследования и согласно поставленным ранее для него целям и задачам, видится необходимым отразить следующие основные выводы: