Файл: Курсовая работа по дисциплине Кадровая стратегия современной организации на тему Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19.

В рамках данной теории источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Основными достоинствами данной теории являются следующие:

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- сторонниками естественно-правовой теории верно отмечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур20.

Основным недостатком данной теории, по нашему мнению, является то, что основу права составляют нравственные ценности. Это, в свою очередь, умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного.

Можно заметить, что теория естественного права в некотором смысле тесно смыкается с теологической теорией происхождения права, обосновывающей его возникновение божественным провидением, ведь если естественные права принадлежат человеку от рождения, они вполне могут иметь и божественное происхождение.

Еще одна теория происхождения права – это историческая школа происхождения права, которая получила развитие в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являются такие известные философы и мыслители, как Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

В соответствии с данной теорией, происхождение права – это стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам21.

Под правовыми обычаями принято понимать исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия22.

Схема возникновения права была такова: в результате развития народного духа появляется право, ученые-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство. В свое время историческая школа права подвергалась резкой критике со стороны отечественной теории права, по мнению представителей которой в понятие «народного духа» вкладывалось мистическое и националистическое значение. В настоящее время ученые-правоведы склонны полагать, что понятие «народный дух» предполагает определение глубинного этнокультурного пласта, обуславливающего особенности возникновения права у каждого народа, и указывают в связи с этим на заслугу исторической школы права, впервые уловившей связь между этносом и правом
23.

Положительным моментом в данной теории является то, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Представители данной теории уделяли большое значение естественности развития права.

Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма – уже отживающего строя. Необходимо отметить, что представители данной теории переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.


2.2. Нормативистская и марксистская теории
Следующей теорией происхождения права является нормативистская теория, которая получила своё развитие в XX в. Представителями данной теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.24 Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Исходным, в частности, для концепции Кельзена является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме25.

Несомненно, с данной концепцией тесно связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над национальным законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального органа конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г., которую отредактировал сам Г. Кельзен). Многие системы законодательства как европейских, так и азиатских стран, построены на основе той самой пирамиды норм, которую предложил Г. Кельзен, и отличаются от его предложений только отдельными незначительными штрихами, подчеркивающими особенности той или иной формы правления и национальных правовых систем
26.

Г. Кельзен – один из самых ярких представителей нормативизма, поскольку он предложил понимать под правом «совокупность правил поведения». С данным концептом сегодня соглашаются представители разных правовых школ и направлений. Однако в своих суждениях Г. Кельзен часто ассоциировал право с государственным порядком.

Таким образом, к основным достоинствам данной теории можно отнести:

- дифференциацию правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность, связанную с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

- влияние государства на развитие общества, потому что именно оно устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны, на наш взгляд, представлены тем, что представителями данной теории недооценивается связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами. Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая (марксистская) теория права возникла в XIX-XX вв. К числу её представителей следует отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова и др. Марксистская теория основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксисткой концепции, неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права27.

Марксистская теория, подчеркивая классовый характер права, объясняет его происхождение необходимостью для правящего класса закрепления неравенства, появляющейся эксплуатации и других проявлений классового неравенства. В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности
28.

С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Именно государство является источником права. Государственные институты создают право, защищают его и принуждают граждан к его исполнению.

Достижениями марксистской теории происхождения права является проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер.

Выработанные в данной теории дефиниции по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения сформулировано следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса29. Это понятие по сей день имеет сторонников.

Следовательно, в рамках данной теории право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление, а содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть.

Представители данной школы придерживаются мнения о том, что право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. В связи с тем, что представители данной теории понимали право, как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного.

Также определим достоинства и недостатки рассматриваемой теории. Достоинства теории: право понимается как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного; показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивается жизнь права историческими рамками классового общества; право слишком жестко связывается с материальными факторами.



2.3. Психологическая и социологическая теории права
Психологическая теория получила распространение в конце XX в. Основоположниками данной теории являются Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Как можно понять из названия теории, её суть – понимание появления права как результата биопсихических аспектов личности. Психика человека здесь является ключевым понятием, отождествляющимся, также, с моралью, государством, правом.

Яркий представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий. Его взгляды на сущность права изложены в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности». По словам Петражицкого «под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»30. В психологической школе права возникновение государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики: потребности подчиняться, управлять, подражать и т.д.

Как подчеркивал основатель психологической теории Л. Петражицкий, эмоции, импульсы, переживания, осознание – все это является определяющим при переносе правовых требований в поведение индивида31.

В дополнение необходимо отметить, что Петражицкий называл разработанную им теорию не психологической, а эмоциональной, считав эмоции источников всех наших поступков, в том числе тех, что несут за собой правовые последствия. Более того, Петражицкий считал, что существует официальное и неофициально право. Право официальное закреплено в законах, нормативно-правовых актах и, соответственно, активно поддерживается государством. Неофициальное право не имеет за собой государственного признания, однако активно применяется и существует в социальной среде32. Например, таковым являются правила этикета, правила поведения в библиотеке, правила игры в дартс и так далее.

Конечно, данная теория не раз подвергалась сильной критике как со стороны соотечественников Петражицкого, так и от западных коллег. Причиной для неё послужило весьма явное приравнивание двух понятий: право и правосознание. Иными словами, право – это общеобязательный, максимально объективный регулятор общественных

Следовательно, можно выделить сильные и слабые стороны данной теории. Так, достоинства теории: обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и проч. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида; повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; право человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.