ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ахмед хочет иметь много детей, а это и моя мечта. Я многое узнала от Ахмеда. Кстати, марихуана – совсем безвредная трава. Мы будем ее выращивать во дворе нашего трейлера для нас и наших друзей, а они будут взамен угощать нас кокаином и экстази. Пока же молись вместе с нами, чтобы ученые побыстрее нашли лекарство от СПИДа, чтобы Ахмед смог почувствовать себя лучше. Он этого заслуживает. Мамочка! Пожалуйста, не волнуйся за меня! Мне уже 15 лет, и я могу сама о себе позаботиться. Когда-нибудь я приду к тебе в гости, чтобы ты увидела своих внуков.
Твоя любимая дочь…»
Обсудить с родителями следующие вопросы:
- Как вы можете прокомментировать это письмо?
- Что в подтексте письма? Что послужило причиной обращения девушки к матери?
- Как, по-вашему, относится к матери девушка – подросток?
Только получив от родителей ответы на поставленные вопросы, дочитывается финал письма:
P.S. Мам! Я написала неправду! На самом деле я в гостях у соседей. Я просто хочу сказать тебе, что в жизни могут случиться куда более неприятные вещи, чем рапорт о моих оценках, который находится в верхнем ящике моего стола!.. Я тебя очень люблю!»
(По материалам Интернет-сайта
http//www.rambler.ru).
Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости.
Эмиль Золя
Задачи блока:
Упражнение №1 «Отношение к проблеме».
Цель:
Участники: родители и их дети от 12 лет
Процедура проведения:
Работа осуществляется в парах родитель – ребенок:
По окончании выполнения задания происходит обсуждение, и делаются выводы.
Упражнение №2 «Саботажники общения».
Цель: развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Участники:
родители
Процедура проведения:
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
• «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза.
• «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.
*«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты . неряха» - Негативная критика.
* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» -Оскорбительные прозвища.
* «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».
Упражнение №3 Права (обязанности) ребенка и родителя
Цель:признание прав родителей и ребенка (формирование процесса сотрудничества)
Участники: родители и их дети от 12 лет
Процедура проведения:
Многие вещи родители и дети понимают по-разному. В результате – конфликты, столкновения, непонимание. Каждый человек имеет свои права, которые позволяют ему чувствовать себя лучше и увереннее в этом мире. Это упражнение поможет родителям разобраться в том, чего же добиваются они от детей и понять чего хотят их дети.
Ведущий раздает листочки и ручки всем членам семьи. Задача каждого заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая, сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить семью о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 5 минут.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.
Пример:
Когда права все обсуждены, можно по такой же схеме обсудить обязанности.
Подведение итогов: Какие трудности возникли у участников при составлении прав и обязанностей? Почему в реальной жизни чаще всего члены семьи не задумываются о правах и обязанностях.
Ведущий: Главное в преодолении детско-родительских конфликтов – реальное, а не теоретическое признание личных прав друг друга.
Упражнение №4 «Проигрывание стиля воспитания»
Цель: коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Инструкция: «Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Остановимся на трех часто используемых стилях авторитарный, либеральный и демократический. Родители и дети проигрывают сценку, с разными стилями. После чего меняются ролями.
Авторитарный (родитель): «Почему 2? Сегодня никуда не идешь, будешь учить! Быстро поел и за уроки».
Либеральный: «Ну 2, так 2. Что поделать. Ну, подучи сам и справишь».
Демократический: «Ты чем-то расстроен? Что-то было не понятно на уроке? Хорошо, отдыхай, а потом мы с тобой вместе разберем».
Вопрос ребенку/родителю:
- Как себя ощущаешь?
- Что хочется сделать?
- Какое ощущение у вас было, когда вы проигрывали сценки?
- Как вы думаете, где какой стиль был?
- К какому результату каждый из них привел?
- Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком?
- Какой стиль наиболее эффективный?
Упражнение № 5 «Футболка с надписью».
Цели:
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Над заданием работает вся семья.
Инструкция выполнения упражнения:
Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».
На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.
На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.
Анализ: Обсуждение: все ли участники принимали участие в составлении кредо, всем ли понравился конечный результат, были ли идеи которые не учли и т.д.
Упражнение № 6 «Чертополох и роза».
Цели:
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.
Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»
Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.
«А эту розу я дарю тебе за то, …»
Отмечаются положительные качества и поступки людей.
По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.
Упражнение №7 «Декларация прав».
Цели:
Участники: родители и их дети от 13 лет
Процедура проведения:
Задача детей и родителей заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждый составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.
По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.
Конфликт – это пересечение интересов.
Виноватых нет. Есть только причины.
Евгений Малышев.
Задачи блока:
Упражнение №1 “Обзывалки”
Цель: обучение навыкам выплескивать гнев и раздражение в приемлемой форме.
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу, вы называете друг друга разными необидными словами “овощи”, “фрукты”, “цветы”, но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).
А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).
Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при разрешения конфликтов и ссор.
Упражнение №2 «Шаг в будущее»
Цель: Апробировать новые способы взаимодействия, снижающие риск конфликтов, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, в семье, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии.
Упражнение №3 «Конфликт»
Цель: Обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в семье.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Участникам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в семье: сначала с негативным исходом, а затем выбрать другой, более эффективный путь разрешения конфликта.
Упражнение №4 «Наказание»
Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.
Участники: родители
Процедура проведения:
- Часто ли вы наказываете своего ребенка?
- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?
- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?
- Как ваш ребенок реагирует на наказания?
- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?
- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?
- Вы часто его хвалите?
- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?
- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?
- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?
- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?
- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.
- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?
Твоя любимая дочь…»
Обсудить с родителями следующие вопросы:
- Как вы можете прокомментировать это письмо?
- Что в подтексте письма? Что послужило причиной обращения девушки к матери?
- Как, по-вашему, относится к матери девушка – подросток?
Только получив от родителей ответы на поставленные вопросы, дочитывается финал письма:
P.S. Мам! Я написала неправду! На самом деле я в гостях у соседей. Я просто хочу сказать тебе, что в жизни могут случиться куда более неприятные вещи, чем рапорт о моих оценках, который находится в верхнем ящике моего стола!.. Я тебя очень люблю!»
(По материалам Интернет-сайта
http//www.rambler.ru).
2.2. Блок № 2 «Понимание»
Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости.
Эмиль Золя
Задачи блока:
-
Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка. -
Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
Упражнение №1 «Отношение к проблеме».
Цель:
-
побудить участников к осознанию различий в позициях и взглядах на одну и ту же проблему.
Участники: родители и их дети от 12 лет
Процедура проведения:
Работа осуществляется в парах родитель – ребенок:
-
пара выбирает проблему, наиболее часто возникающую в жизни; -
затем взрослый и ребенок стараются представить ее, как катастрофу; -
далее они представляют данную проблему как нечто незначительное.
По окончании выполнения задания происходит обсуждение, и делаются выводы.
Упражнение №2 «Саботажники общения».
Цель: развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Участники:
родители
Процедура проведения:
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
• «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза.
• «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.
*«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты . неряха» - Негативная критика.
* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» -Оскорбительные прозвища.
* «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».
Упражнение №3 Права (обязанности) ребенка и родителя
Цель:признание прав родителей и ребенка (формирование процесса сотрудничества)
Участники: родители и их дети от 12 лет
Процедура проведения:
Многие вещи родители и дети понимают по-разному. В результате – конфликты, столкновения, непонимание. Каждый человек имеет свои права, которые позволяют ему чувствовать себя лучше и увереннее в этом мире. Это упражнение поможет родителям разобраться в том, чего же добиваются они от детей и понять чего хотят их дети.
Ведущий раздает листочки и ручки всем членам семьи. Задача каждого заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая, сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить семью о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 5 минут.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.
Пример:
Права родителей | Права детей |
1.Знать друзей 2.Частично контролировать поступки ребенка 3.Ограничивать в излишествах 4.Право знать о крупных неприятностях и проблемах ребенка 5.Высказывать недовольство в корректной форме 6.Право направлять, объяснять, убеждать 7.Право на свободное время 8.Предлагать посильные домашние поручения | Смотреть видеомагнитофон Носить то, что нравится Гулять на улице в разумных пределах Выбирать друзей Кушать, что хочется Высказывать недовольство Заниматься в свободное время тем, чем хотим (неопасным для здоровья) Право на неприкосновенность (физические наказания) |
Когда права все обсуждены, можно по такой же схеме обсудить обязанности.
Подведение итогов: Какие трудности возникли у участников при составлении прав и обязанностей? Почему в реальной жизни чаще всего члены семьи не задумываются о правах и обязанностях.
Ведущий: Главное в преодолении детско-родительских конфликтов – реальное, а не теоретическое признание личных прав друг друга.
Упражнение №4 «Проигрывание стиля воспитания»
Цель: коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Инструкция: «Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Остановимся на трех часто используемых стилях авторитарный, либеральный и демократический. Родители и дети проигрывают сценку, с разными стилями. После чего меняются ролями.
Авторитарный (родитель): «Почему 2? Сегодня никуда не идешь, будешь учить! Быстро поел и за уроки».
Либеральный: «Ну 2, так 2. Что поделать. Ну, подучи сам и справишь».
Демократический: «Ты чем-то расстроен? Что-то было не понятно на уроке? Хорошо, отдыхай, а потом мы с тобой вместе разберем».
Вопрос ребенку/родителю:
- Как себя ощущаешь?
- Что хочется сделать?
- Какое ощущение у вас было, когда вы проигрывали сценки?
- Как вы думаете, где какой стиль был?
- К какому результату каждый из них привел?
- Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком?
- Какой стиль наиболее эффективный?
Упражнение № 5 «Футболка с надписью».
Цели:
-
предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи; -
создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и системы ценностей.
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Над заданием работает вся семья.
Инструкция выполнения упражнения:
Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».
На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.
На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.
Анализ: Обсуждение: все ли участники принимали участие в составлении кредо, всем ли понравился конечный результат, были ли идеи которые не учли и т.д.
Упражнение № 6 «Чертополох и роза».
Цели:
-
обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами; -
тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.
Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»
Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.
«А эту розу я дарю тебе за то, …»
Отмечаются положительные качества и поступки людей.
По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.
Упражнение №7 «Декларация прав».
Цели:
-
способствовать конструктивному диалогу детей и родителей; -
создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих; -
способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.
Участники: родители и их дети от 13 лет
Процедура проведения:
Задача детей и родителей заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждый составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.
По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.
2.3. Блок №3 « Разрешаем конфликт»
Конфликт – это пересечение интересов.
Виноватых нет. Есть только причины.
Евгений Малышев.
Задачи блока:
-
Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях
Упражнение №1 “Обзывалки”
Цель: обучение навыкам выплескивать гнев и раздражение в приемлемой форме.
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу, вы называете друг друга разными необидными словами “овощи”, “фрукты”, “цветы”, но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).
А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).
Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при разрешения конфликтов и ссор.
Упражнение №2 «Шаг в будущее»
Цель: Апробировать новые способы взаимодействия, снижающие риск конфликтов, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, в семье, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии.
Упражнение №3 «Конфликт»
Цель: Обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в семье.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Участникам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в семье: сначала с негативным исходом, а затем выбрать другой, более эффективный путь разрешения конфликта.
Упражнение №4 «Наказание»
Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.
Участники: родители
Процедура проведения:
-
Обсуждаются вопросы:
- Часто ли вы наказываете своего ребенка?
- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?
- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?
- Как ваш ребенок реагирует на наказания?
- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?
- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?
- Вы часто его хвалите?
- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?
- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?
- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?
- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?
- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.
- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?