Файл: Программа Погода в доме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ахмед хочет иметь много детей, а это и моя мечта. Я многое узнала от Ахмеда. Кстати, марихуана – совсем безвредная трава. Мы будем ее выращивать во дворе нашего трейлера для нас и наших друзей, а они будут взамен угощать нас кокаином и экстази. Пока же молись вместе с нами, чтобы ученые побыстрее нашли лекарство от СПИДа, чтобы Ахмед смог почувствовать себя лучше. Он этого заслуживает. Мамочка! Пожалуйста, не волнуйся за меня! Мне уже 15 лет, и я могу сама о себе позаботиться. Когда-нибудь я приду к тебе в гости, чтобы ты увидела своих внуков.

Твоя любимая дочь…»
Обсудить с родителями следующие вопросы:

- Как вы можете прокомментировать это письмо?

- Что в подтексте письма? Что послужило причиной обращения девушки к матери?

- Как, по-вашему, относится к матери девушка – подросток?

Только получив от родителей ответы на поставленные вопросы, дочитывается финал письма:

P.S. Мам! Я написала неправду! На самом деле я в гостях у соседей. Я просто хочу сказать тебе, что в жизни могут случиться куда более неприятные вещи, чем рапорт о моих оценках, который находится в верхнем ящике моего стола!.. Я тебя очень люблю!»

(По материалам Интернет-сайта

http//www.rambler.ru).

2.2. Блок № 2 «Понимание»



Залог семейного счастья в доброте,

откровенности, отзывчивости.

Эмиль Золя
Задачи блока:

  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.

  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.



Упражнение №1 «Отношение к проблеме».
Цель:

  • побудить участников к осознанию различий в позициях и взглядах на одну и ту же проблему.

Участники: родители и их дети от 12 лет

Процедура проведения:

Работа осуществляется в парах родитель – ребенок:

  1. пара выбирает проблему, наиболее часто возникающую в жизни;

  2. затем взрослый и ребенок стараются представить ее, как катастрофу;

  3. далее они представляют данную проблему как нечто незначительное.

По окончании выполнения задания происходит обсуждение, и делаются выводы.

Упражнение №2 «Саботажники общения».

Цель: развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.

Участники:
родители

Процедура проведения:

Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
• «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза.
• «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.
*«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты . неряха» - Негативная критика.
* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» -Оскорбительные прозвища.
* «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».
Упражнение №3 Права (обязанности) ребенка и родителя

Цель:признание прав родителей и ребенка (формирование процесса сотрудничества)

Участники: родители и их дети от 12 лет

Процедура проведения:

Многие вещи родители и дети понимают по-разному. В результате – конфликты, столкновения, непонимание. Каждый человек имеет свои права, которые позволяют ему чувствовать себя лучше и увереннее в этом мире. Это упражнение поможет родителям разобраться в том, чего же добиваются они от детей и понять  чего хотят их дети.

Ведущий раздает листочки и ручки всем членам семьи. Задача каждого заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа за­кончила подготовку такого списка (в течение 15-20 ми­нут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое пра­во может быть внесено в окончательный список толь­ко тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая, сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она прохо­дит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему сто­роны не могут договориться, и прекращает обсужде­ние, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить семью о том, сколько времени отводит­ся на обсуждение каждого пункта, обычно это зани­мает не более 5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются про­цессы отстаивания детских прав и те состояния, кото­рые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратить­ся к чувствам участников группы.

Пример:

Права родителей

Права детей

1.Знать друзей

2.Частично контролировать поступки ребенка

3.Ограничивать в излишествах

4.Право знать о крупных неприятностях и проблемах ребенка

5.Высказывать недовольство в корректной форме

6.Право направлять, объяснять, убеждать

7.Право на свободное время

8.Предлагать посильные домашние поручения

Смотреть видеомагнитофон

Носить то, что нравится

Гулять на улице в разумных пределах

Выбирать друзей

Кушать, что хочется

Высказывать недовольство

Заниматься в свободное время тем, чем хотим (неопасным для здоровья)

Право на неприкосновенность (физические наказания)



Когда права все обсуждены, можно по такой же схеме обсудить обязанности.

Подведение итогов: Какие трудности возникли у участников при составлении прав и обязанностей? Почему в реальной жизни чаще всего члены семьи не задумываются о правах и обязанностях.

Ведущий: Главное в преодолении детско-родительских конфликтов – реальное, а не теоретическое признание личных прав друг друга.

Упражнение №4 «Проигрывание стиля воспитания»

Цель: коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Инструкция: «Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Остановимся на трех часто используемых стилях авторитарный, либеральный и демократический. Родители и дети проигрывают сценку, с разными стилями. После чего меняются ролями.

Авторитарный (родитель): «Почему 2? Сегодня никуда не идешь, будешь учить! Быстро поел и за уроки».

Либеральный: «Ну 2, так 2. Что поделать. Ну, подучи сам и справишь».

Демократический: «Ты чем-то расстроен? Что-то было не понятно на уроке? Хорошо, отдыхай, а потом мы с тобой вместе разберем».

Вопрос ребенку/родителю:

- Как себя ощущаешь?

- Что хочется сделать?

- Какое ощущение у вас было, когда вы проигрывали сценки?

- Как вы думаете, где какой стиль был?

- К какому результату каждый из них привел?

- Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком?

- Какой стиль наиболее эффективный?
Упражнение № 5 «Футболка с надписью».

Цели:

  • предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи;

  • создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и системы ценностей.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Над заданием работает вся семья.

Инструкция выполнения упражнения:

Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».

На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.

На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.

Анализ: Обсуждение: все ли участники принимали участие в составлении кредо, всем ли понравился конечный результат, были ли идеи которые не учли и т.д.
Упражнение № 6 «Чертополох и роза».

Цели:

  • обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами;

  • тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.


Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.

Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»

Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.

«А эту розу я дарю тебе за то, …»

Отмечаются положительные качества и поступки людей.

По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.

Упражнение №7 «Декларация прав».
Цели:

  • способствовать конструктивному диалогу детей и родителей;

  • создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих;

  • способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.

Участники: родители и их дети от 13 лет

Процедура проведения:

Задача детей и родителей заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждый составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.

По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.

2.3. Блок №3 « Разрешаем конфликт»



Конфликт – это пересечение интересов.
Виноватых нет. Есть только причины.
Евгений Малышев.
Задачи блока:

  • Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях

Упражнение №1 “Обзывалки” 

Цель: обучение навыкам выплескивать гнев и раздражение в приемлемой форме.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу, вы называете друг друга разными необидными словами “овощи”, “фрукты”, “цветы”, но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).

А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).


Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при разрешения конфликтов и ссор.
Упражнение №2 «Шаг в будущее»

Цель: Апробировать новые способы взаимодействия, снижающие риск конфликтов, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, в семье, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии.
Упражнение №3 «Конфликт»

Цель: Обучение способам разрешения конфлик­тов, возникающих в семье.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Участникам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в семье: снача­ла с негативным исходом, а затем ­ выбрать другой, более эффективный путь разрешения конф­ликта.
Упражнение №4 «Наказание»

Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.

Участники: родители

Процедура проведения:

  1. Обсуждаются вопросы:

- Часто ли вы наказываете своего ребенка?

- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?

- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?

- Как ваш ребенок реагирует на наказания?

- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?

- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?

- Вы часто его хвалите?

- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?

- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?

- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?

- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?

- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.

- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?