Файл: Программа Погода в доме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.7.Психологическое просвещение родителей «Семейные конфликты и способы их разрешения».


Спор – это переживание противоречий

для усвоения содержащихся в них истин.

В.Г.Кротов
Леди отличается от цветочницы не тем, как

она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.

Бернард Шоу

Отрывок из произведения Ф.М.Достоевского «Записки из мертвого дома»:

«…Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись… Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось.

Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная… Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей – а это утонченнее, ядовитее.

«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!» - говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.

О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем мероприятии.

Полезная информация

В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремиться освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.


Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

  3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

  5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

  6. Не забывайте слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачестве и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

  3. За утверждение среди сверстников.

  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  1. Помочь подростку найти гармонию души и тела.

  2. Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков.

  3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма.

  4. Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

  5. Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

В любых конфликтных ситуациях необходимо:

  • отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

  • стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

  • стремиться к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.


Причины конфликтов родителей с подростками:

  1. Кризис переходного возраста.

  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.

  3. Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения.

  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

  6. Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.

  7. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.

  8. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.

  9. Борьба за собственную власть и авторитетность.

  10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.

  11. Не подтверждение родительских ожиданий.


Методы выхода из конфликта:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.

  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.

  3. Поставить себя на место другого человека.

  4. Осознать право на существование иной точки зрения.


Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

- Прежде чем вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

- Будьте тверды и открыты, если убеждены в этой правоте.

- Заставьте себя слышать доводы оппонента.

- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

- Уважайте себя самого, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


Глава 2. Коррекция детско-родительских отношений

2.1. Блок №1 «Я - родитель?!»



Родитель пытающийся изменить своего ребенка,

не начиная с себя, не просто напрасно теряет время,

но и очень жестоко рискует.

Владимир Леви

Задачи блока:

  • Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.

  • Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;

  • Повышение родительской компетентности;


Упражнение №1 “Волшебный мешочек”



Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

Участники: родители и их дети от 5 лет

Процедура проведения:

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

Упражнение №2 “Родители и дети глазами друг друга” 

Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.

Участники: родители и их дети от 5 лет

Процедура проведения:

Участники по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?
— Что любит делать?
Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?

Упражнение №3 «Кто я как родитель?»

Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений.

Участники: родители

Процедура проведения:

Дискуссия, вопросы:

  • Нравится ли Вам быть родителем?

  • Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?

  • Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?

  • Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?

  • Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

  • Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?

  • Что для этого надо?

  • Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?

  • Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?

  • Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?



Упражнение №4 «Что я знаю о своем ребенке?».

Цель: Саморефлексия. Формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка

Участники: родители

Процедура проведения:

  • Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда).

  • Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).

  • Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.


Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку

Участники: родители

         Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

         Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают  условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

          Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

        Что же такое  условная и безусловная любовь?(высказывания участников)

Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.

Условная любовь