ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.7.Психологическое просвещение родителей «Семейные конфликты и способы их разрешения».
Спор – это переживание противоречий
для усвоения содержащихся в них истин.
В.Г.Кротов
Леди отличается от цветочницы не тем, как
она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.
Бернард Шоу
Отрывок из произведения Ф.М.Достоевского «Записки из мертвого дома»:
«…Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись… Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось.
Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная… Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей – а это утонченнее, ядовитее.
«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!» - говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».
Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.
О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем мероприятии.
Полезная информация
В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремиться освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
-
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. -
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. -
Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. -
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его. -
Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. -
Не забывайте слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачестве и неподобающих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
-
За то, чтобы перестать быть ребенком. -
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность. -
За утверждение среди сверстников. -
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
-
Помочь подростку найти гармонию души и тела. -
Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков. -
Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма. -
Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу. -
Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:
-
проблемы физического плана, связанные со здоровьем; -
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.); -
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
В любых конфликтных ситуациях необходимо:
-
отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; -
стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; -
стремиться к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Причины конфликтов родителей с подростками:
-
Кризис переходного возраста. -
Стремление к самостоятельности и самоопределению. -
Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения. -
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье. -
Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми. -
Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым. -
Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы. -
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте. -
Борьба за собственную власть и авторитетность. -
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка. -
Не подтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта:
-
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других. -
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте. -
Поставить себя на место другого человека. -
Осознать право на существование иной точки зрения.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в этой правоте.
- Заставьте себя слышать доводы оппонента.
- Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Уважайте себя самого, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Глава 2. Коррекция детско-родительских отношений
2.1. Блок №1 «Я - родитель?!»
Родитель пытающийся изменить своего ребенка,
не начиная с себя, не просто напрасно теряет время,
но и очень жестоко рискует.
Владимир Леви
Задачи блока:
-
Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии. -
Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней; -
Повышение родительской компетентности;
Упражнение №1 “Волшебный мешочек”
Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.
Участники: родители и их дети от 5 лет
Процедура проведения:
Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).
Упражнение №2 “Родители и дети глазами друг друга”
Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.
Участники: родители и их дети от 5 лет
Процедура проведения:
Участники по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?
— Что любит делать?
Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?
Упражнение №3 «Кто я как родитель?»
Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений.
Участники: родители
Процедура проведения:
Дискуссия, вопросы:
-
Нравится ли Вам быть родителем? -
Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле? -
Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему? -
Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод? -
Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? -
Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу? -
Что для этого надо? -
Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть? -
Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу? -
Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?
Упражнение №4 «Что я знаю о своем ребенке?».
Цель: Саморефлексия. Формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка
Участники: родители
Процедура проведения:
-
Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда). -
Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0). -
Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку
Участники: родители
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что же такое условная и безусловная любовь?(высказывания участников)
Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.
Условная любовь