ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГКП на ПХВ «Талдыкорганский высший медицинский колледж»
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Модуль: «Принципы планирования и проведения исследований в сестринском деле»
Специальность: 0302000 «Сестринское дело»
Квалификация: 0302054 «Прикладной бакалавр» (ускоренная траектория)
Курс – І
Семестр – І
Всего – 90 часов
Аудиторные занятия – 45 часов
Подготовила Тиникова Е.Л.
Талдыкорган 2018г.
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК №4
Протокол № ___ от «___» ______2018г.
Утвержден
Председателем ЦМК №4
Уражанова Н.Ж.________________
Тема 1.Роль медсестры в научных исследованиях. (1 час)
План лекции:
-
Понятие о научных исследованиях -
Роль медсестры в научных исследованиях
Тезисы лекции
Научное исследование – вид научной деятельности, направленный на получение системного и объективного знания. Научные исследования в сестринском деле – это систематизированный поиск научно обоснованных знаний по проблемам и вопросам, значимым для сестринского дела.
Медсестры могут по-разному участвовать в научно-исследовательской ра-боте. Например, медсестра может быть:
Субъектом исследования
«Поставщиком» предполагаемых субъектов для какого-либо исследования
Защитником испытуемых во время исследования. Защитник испытуемого
обеспечивает соблюдение правовых и этических аспектов исследования.
Испытуемый должен быть хорошо информирован, и медсестра должна
проследить, чтобы испытуемый полностью понимал методы и потенци-альное значение исследования.
Потребителем данных, полученных в ходе исследования. Это предполага-ет практическое применение результатов исследования.
Членом научно-исследовательской группы.
Главным исследователем Сестринские исследования - это систематический процесс изучения клинической, организационной или управленческой проблемы, который проводят медицинские сестры, с целью улучшения помощи пациентам.
- Сестринские исследования формируют науку о сестринском деле;
- Сестринская наука становится основой сестринской практики;
- Совершенствуется сестринская практика;
- Улучшаются результаты лечения пациентов;
- Повышается качество оказания сестринской медицинской
- помощи пациентам;
- Обеспечиваются основы для реализации большего числа
- сестринских вмешательств тех, эффективность которых
- подтверждена научными данными.
Цель сестринских исследований
- Изучить потребности пациентов, передовой опыт медработников, чтобы достичь желаемых результатов лечения пациентов с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
- Оценить результаты ранее проведенных сестринских исследований и возможности применения их в практической деятельности медицинской сестры.
- Протестировать и оценить научнообоснованные сестринские вмешательства в новых учреждениях, с новыми категориями пациентов.
Проблемы в процессе проведения сестринских исследований
- несовершенство нормативно-правовой базы, определяющей профессиональную деятельность сестринского персонала;
- недостаточная обеспеченность сестринскими кадрами в медицинских организациях;
- соответствие ненадлежащего качества многоуровневой последипломной подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;
- отсутствие системы и нормативной базы по развитию научных исследований в области сестринского дела;
- отсутствие правовых норм о возможности внедрения новых организационных форм и технологий;
- отсутствие взаимодействие научных советов вузов (имеющих факультеты ВСО) с практическим здравоохранением по проведению исследований;
- отсутствие общероссийского регистра по проведённым сестринским исследованиям;
- отсутствие мотивации и популяризации проведения исследований среди сестринского персонала (прежде всего его руководителей)/
1. Активизация работы руководителей сестринского персонала по обмену опытом проведения исследований в области сестринского дела и информированию общественности через СМИ и Интернет.
2. Популяризация и мотивация сестринского персонала на проведение исследований в области сестринского дела.
3. Продвижение инноваций в сестринском деле.
Тема 2 Дипломное проектирование как способ развития научных исследований в сестринском деле. (1 час)
Тезисы лекции
Медицинские сестры зачастую не осознают в достаточной мере необхо-димости научных исследований для решения имеющихся в их деятельности
проблем, не видят вокруг себя тем для научных исследований, не владеют ме-тодологией научного поиска. Одним из способов привлечь медицинских сес-тер к научной деятельности и дать им возможность овладеть методологией
выполнения научного исследования является выполнение и защита диплом-ной работы. Проводя обучение медицинских сестер на повышенном уровне
образования, мы с 1996 года внедрили в Свердловском областном медицинс-ком колледже дипломное проектирование как оптимальную форму Итоговой
государственной аттестации для этой категории студентов.
Теоретически овладеть методологией научного поиска позволяет введен-ный нами в число изучаемых дисциплин предмет «Методика научных ис-следований», при изучении которого студенты знакомятся с основными при-нципами выполнения научного исследования, учатся работать с литературой,
составлять планы научных исследований, доклады по их результатам и т. п.
Темы дипломов подбираются с учетом потребности отделений, в которых ра-ботают студенты. Для облегчения выбора темы диплома студентам предлага-ются примерные направления, по которым дипломная работа может быть вы-полнена практически в любом отделении. Часть работ выполняется по заказу
администрации учреждений здравоохранения.
Одно из непременных наших требований к дипломной работе – обязатель-ное наличие практических рекомендаций как итога выполнения работы. Про-водившийся нами опрос показал, что более 60 % выпускников, защитивших
дипломы, используют полученные материалы в своей профессиональной де-ятельности. Результаты исследований применяются также и в учреждениях,
где работают медицинские сестры, как для обучения персонала, так и при
работе с пациентами. Особенно важным является тот факт, что углубленную
подготовку по организации сестринского дела обычно получают старшие ме-дицинские сестры отделений. Это позволяет им не только внедрять получен-ные результаты, но и привлекать к выполнению научных исследований пер-сонал своих отделений.
В настоящее время выпускниками колледжа выполнено около 400 диплом-ных работ. Сведения о лучших выполненных дипломных работах регулярно
публикуются в журнале «Сестринское дело». Таким образом, дипломное про-ектирование как форма Итоговой государственной аттестации при углублен-ной подготовке медицинских сестер по организации сестринского дела явля-ется оптимальным способом, позволяющим не только привлечь медицинских
сестер к выполнению научных исследований, но и обучить их методологии
научного поиска.
Тема 3 Модели инновационного процесса. (1 час)
Тезисы лекции
Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятель‐
ности.
Теоретическая методология стремится к модели идеального знания (в за‐
данных описанием условиях, например, скорость света в вакууме).
Практическая методология стремится к достижению практической цели
(разрабатывая программы, алгоритмы и др.). Эффективность и качество метода
проверяется практикой, решением научно‐практических задач, т.е. поиском
принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоя‐
тельств.
Методология делится на содержательную и формальную. Содержательная
методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания,
критериев научности и системы используемых методов исследования. Формаль‐
ная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логи‐
ческой структуры и формализованных подходов к построению теоретического
знания, его истинности и аргументированности.
В методологии выделяют следующую структуру:
основания методологии (философия, логика, системология, психология, ин‐
форматика, системный анализ, этика);
характеристики деятельности (особенности, принципы, условия, нормы);
логическая структура деятельности (субъект, объект, предмет, формы, сред‐
ства, методы, результат деятельности, решение задач);
временная структура деятельности (фазы, стадии, этапы).
технология выполнения работ и решения задач (средства, методы, способы,
приемы).
Метод научного исследования – это способ познания объективной действи‐
тельности. Способ представляет собой определенную последовательность дей‐
ствий, приемов, операций. Методы исследования классифицируют по отраслям
науки: математические, биологические, медицинские, социально‐
экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют ме‐
тоды эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, сравнение, счет,
измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моде‐
лирование и др.
Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический (гипоте‐
тико‐дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы
(анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию)
Тема 4 Факторы, способствующие развитию инновационного процесса. (1 час)
Тезисы лекции
Классификационный подход к определению вида исследования.
1.Научные исследования с информационным выходом — это исследования, направленные не на разрешение конкретных клинических задач, а на накопление информации, для увеличения объема научно обоснованного профессионального знания. Примером таких исследований служит изучение влияния социальной, экологической, среды, национальной культуры на потребности пациента в сестринской помощи и т. д.
2.Экспериментальные исследования — были актуальны на всех этапах модернизации или реформирования здравоохранения, ибо позволяли оценить результат в экспериментальной системе профессиональной деятельности. Примером служит создание экспериментальной площадки по внедрению модели профессиональной информационной среды медицинской сестры первичного звена или площадки по апробации элементов сестринского процесса.
3.Аналитические исследования — как правило, интегрированны с маркетинговыми исследованиями и используются:
3.1.Для планирования работы сестринского персонала;
3.2.Для комплексного анализа основных профессиональных задач:
·применения стандартов сестринской помощи;
·рабочей нагрузки медицинских сестер, причин стрессовых ситуаций и пути их преодоления;
·критериев оценки качества деятельности сестринского персонала.
3.3.Исследования по оценке результата необходимы для внедрения инновационных технологий, современных материалов, управленческих решений;
3.4.Аналитические исследования чрезвычайно важны для построения прогноза по дальнейшему развитию и рациональному использованию внедряемых в сестринскую практику качественных изменений, с возможным применением методологии системного подхода, регрессионного анализа: