Файл: Лекционный комплекс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГКП на ПХВ «Талдыкорганский высший медицинский колледж»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Модуль: «Принципы планирования и проведения исследований в сестринском деле»
Специальность: 0302000 «Сестринское дело»

Квалификация: 0302054 «Прикладной бакалавр» (ускоренная траектория)

Курс – І

Семестр – І
Всего – 90 часов
Аудиторные занятия – 45 часов


Подготовила Тиникова Е.Л.

Талдыкорган 2018г.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК №4
Протокол № ___ от «___» ______2018г.
Утвержден
Председателем ЦМК №4
Уражанова Н.Ж.________________

Тема 1.Роль медсестры в научных исследованиях. (1 час)

План лекции:

  1. Понятие о научных исследованиях

  2. Роль медсестры в научных исследованиях

Тезисы лекции

Научное исследование – вид научной деятельности, направленный на получение системного и объективного знания. Научные исследования в сестринском деле – это систематизированный поиск научно обоснованных знаний по проблемам и вопросам, значимым для сестринского дела.

Медсестры могут по-разному участвовать в научно-исследовательской ра-боте. Например, медсестра может быть:

Субъектом исследования

«Поставщиком» предполагаемых субъектов для какого-либо исследования

Защитником испытуемых во время исследования. Защитник испытуемого

обеспечивает соблюдение правовых и этических аспектов исследования.

Испытуемый должен быть хорошо информирован, и медсестра должна

проследить, чтобы испытуемый полностью понимал методы и потенци-альное значение исследования.

Потребителем данных, полученных в ходе исследования. Это предполага-ет практическое применение результатов исследования.

Членом научно-исследовательской группы.

Главным исследователем Сестринские исследования - это систематический процесс изучения клинической, организационной или управленческой проблемы, который проводят медицинские сестры, с целью улучшения помощи пациентам.

- Сестринские исследования формируют науку о сестринском деле;

- Сестринская наука становится основой сестринской практики;


- Совершенствуется сестринская практика;

- Улучшаются результаты лечения пациентов;

- Повышается качество оказания сестринской медицинской

- помощи пациентам;

- Обеспечиваются основы для реализации большего числа

- сестринских вмешательств тех, эффективность которых

- подтверждена научными данными.

Цель сестринских исследований

- Изучить потребности пациентов, передовой опыт медработников, чтобы достичь желаемых результатов лечения пациентов с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

- Оценить результаты ранее проведенных сестринских исследований и возможности применения их в практической деятельности медицинской сестры.

- Протестировать и оценить научнообоснованные сестринские вмешательства в новых учреждениях, с новыми категориями пациентов.

Проблемы в процессе проведения сестринских исследований

- несовершенство нормативно-правовой базы, определяющей профессиональную деятельность сестринского персонала;

- недостаточная обеспеченность сестринскими кадрами в медицинских организациях;

- соответствие ненадлежащего качества многоуровневой последипломной подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;

- отсутствие системы и нормативной базы по развитию научных исследований в области сестринского дела;

- отсутствие правовых норм о возможности внедрения новых организационных форм и технологий;

- отсутствие взаимодействие научных советов вузов (имеющих факультеты ВСО) с практическим здравоохранением по проведению исследований;

- отсутствие общероссийского регистра по проведённым сестринским исследованиям;

- отсутствие мотивации и популяризации проведения исследований среди сестринского персонала (прежде всего его руководителей)/

1. Активизация работы руководителей сестринского персонала по обмену опытом проведения исследований в области сестринского дела и информированию общественности через СМИ и Интернет.

2. Популяризация и мотивация сестринского персонала на проведение исследований в области сестринского дела.

3. Продвижение инноваций в сестринском деле.



Тема 2 Дипломное проектирование как способ развития научных исследований в сестринском деле. (1 час)

Тезисы лекции

Медицинские сестры зачастую не осознают в достаточной мере необхо-димости научных исследований для решения имеющихся в их деятельности

проблем, не видят вокруг себя тем для научных исследований, не владеют ме-тодологией научного поиска. Одним из способов привлечь медицинских сес-тер к научной деятельности и дать им возможность овладеть методологией

выполнения научного исследования является выполнение и защита диплом-ной работы. Проводя обучение медицинских сестер на повышенном уровне

образования, мы с 1996 года внедрили в Свердловском областном медицинс-ком колледже дипломное проектирование как оптимальную форму Итоговой

государственной аттестации для этой категории студентов.

Теоретически овладеть методологией научного поиска позволяет введен-ный нами в число изучаемых дисциплин предмет «Методика научных ис-следований», при изучении которого студенты знакомятся с основными при-нципами выполнения научного исследования, учатся работать с литературой,

составлять планы научных исследований, доклады по их результатам и т. п.

Темы дипломов подбираются с учетом потребности отделений, в которых ра-ботают студенты. Для облегчения выбора темы диплома студентам предлага-ются примерные направления, по которым дипломная работа может быть вы-полнена практически в любом отделении. Часть работ выполняется по заказу

администрации учреждений здравоохранения.

Одно из непременных наших требований к дипломной работе – обязатель-ное наличие практических рекомендаций как итога выполнения работы. Про-водившийся нами опрос показал, что более 60 % выпускников, защитивших

дипломы, используют полученные материалы в своей профессиональной де-ятельности. Результаты исследований применяются также и в учреждениях,

где работают медицинские сестры, как для обучения персонала, так и при

работе с пациентами. Особенно важным является тот факт, что углубленную

подготовку по организации сестринского дела обычно получают старшие ме-дицинские сестры отделений. Это позволяет им не только внедрять получен-ные результаты, но и привлекать к выполнению научных исследований пер-сонал своих отделений.


В настоящее время выпускниками колледжа выполнено около 400 диплом-ных работ. Сведения о лучших выполненных дипломных работах регулярно

публикуются в журнале «Сестринское дело». Таким образом, дипломное про-ектирование как форма Итоговой государственной аттестации при углублен-ной подготовке медицинских сестер по организации сестринского дела явля-ется оптимальным способом, позволяющим не только привлечь медицинских

сестер к выполнению научных исследований, но и обучить их методологии

научного поиска.
Тема 3 Модели инновационного процесса. (1 час)

Тезисы лекции

Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятель‐

ности.

Теоретическая методология стремится к модели идеального знания (в за‐

данных описанием условиях, например, скорость света в вакууме).

Практическая методология стремится к достижению практической цели

(разрабатывая программы, алгоритмы и др.). Эффективность и качество метода

проверяется практикой, решением научно‐практических задач, т.е. поиском

принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоя‐

тельств.

Методология делится на содержательную и формальную. Содержательная

методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания,

критериев научности и системы используемых методов исследования. Формаль‐

ная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логи‐

ческой структуры и формализованных подходов к построению теоретического

знания, его истинности и аргументированности.

В методологии выделяют следующую структуру:

 основания методологии (философия, логика, системология, психология, ин‐

форматика, системный анализ, этика);

 характеристики деятельности (особенности, принципы, условия, нормы);

 логическая структура деятельности (субъект, объект, предмет, формы, сред‐

ства, методы, результат деятельности, решение задач);

 временная структура деятельности (фазы, стадии, этапы).

 технология выполнения работ и решения задач (средства, методы, способы,

приемы).

Метод научного исследования – это способ познания объективной действи‐

тельности. Способ представляет собой определенную последовательность дей‐

ствий, приемов, операций. Методы исследования классифицируют по отраслям

науки: математические, биологические, медицинские, социально‐


экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют ме‐

тоды эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, сравнение, счет,

измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моде‐

лирование и др.

Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический (гипоте‐

тико‐дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы

(анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию)

Тема 4 Факторы, способствующие развитию инновационного процесса. (1 час)

Тезисы лекции

Классификационный подход к определению вида исследования.

1.Научные исследования с информационным выходом — это исследования, направленные не на разрешение конкретных клинических задач, а на накопление информации, для увеличения объема научно обоснованного профессионального знания. Примером таких исследований служит изучение влияния социальной, экологической, среды, национальной культуры на потребности пациента в сестринской помощи и т. д.

2.Экспериментальные исследования — были актуальны на всех этапах модернизации или реформирования здравоохранения, ибо позволяли оценить результат в экспериментальной системе профессиональной деятельности. Примером служит создание экспериментальной площадки по внедрению модели профессиональной информационной среды медицинской сестры первичного звена или площадки по апробации элементов сестринского процесса.

3.Аналитические исследования — как правило, интегрированны с маркетинговыми исследованиями и используются:

3.1.Для планирования работы сестринского персонала;

3.2.Для комплексного анализа основных профессиональных задач:

·применения стандартов сестринской помощи;

·рабочей нагрузки медицинских сестер, причин стрессовых ситуаций и пути их преодоления;

·критериев оценки качества деятельности сестринского персонала.

3.3.Исследования по оценке результата необходимы для внедрения инновационных технологий, современных материалов, управленческих решений;

3.4.Аналитические исследования чрезвычайно важны для построения прогноза по дальнейшему развитию и рациональному использованию внедряемых в сестринскую практику качественных изменений, с возможным применением методологии системного подхода, регрессионного анализа: