Файл: Лекционный комплекс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·использования стандартов сестринской деятельности, неотложной доврачебной помощи и технологических протоколов манипуляций;

·использования персоналом теоретических основ сестринского дела и этапов организации сестринского процесса;

·рабочей нагрузки медицинских сестер, причины стрессовых ситуаций и пути их преодоления;

·критериев оценки качества деятельности сестринского персонала;

·потребностей и рационального использования методических пособий сестринским персоналом при работе в школах «Бронхиальная астма» и «Сахарный диабет», «Гипертоническая болезнь», «Здоровая семья» и т. д.

4.НИР перспективно-стратегического плана — данный вид исследований затрагивает проблемы сестринского персонала не только отдельно взятого ЛПУ, а выходит на уровень проблем регионального значения и интегрируется с целями исследовательской работы более высокого уровня преподавательского состава ВУЗов.

Анализ проведенных с 2009 года по 2012 год специалистами сестринского дела в рамках непрерывного профессионального образования специалистов сестринского дела Самарской области в г. о. Сызрань научных исследований показал, что 83 % — это исследования с информационным выходом, 15 % это исследования аналитические, и лишь 2 % это исследования экспериментального характера.

То есть большинство исследований, которые проводят специалисты сестринского дела, имеют пока накопительный и аналитический характер.

По результатам научных исследований специалистов сестринского дела была организована и функционирует «Школа по профилактике социально значимых заболеваний» для специалистов сестринского дела. Членами Совета по сестринскому делу были изучены условия, обеспечивающие систему профилактических мероприятий ВБИ в ЛПУ г.о. Сызрань, и дана оценка результата с выявлением проблемных этапов в организационно-профилактической системе. На сайте медицинского колледжа функционирует раздел по правовым вопросам сестринской практики. Материалы докладов научно-практических конференций используются в качестве учебно-методических пособий в рамках повышения квалификации специалистов сестринского дела на циклах усовершенствования.

Результаты же экспериментальных исследований специалистов сестринского дела пока не обобщаются, не апробируются на территории, и, как следствие, нет возможности оценить их достоверность, что не позволяет использовать полученные результаты в практической деятельности.


Таким образом, научные исследования специалистов сестринского дела имеют практическую значимость и на сегодняшний момент направлены на:

·создание системы научно обоснованных знаний, которые можно обозначить как «науку сестринского дела»;

·повышение статуса профессии;

·получение достоверных научных данных, позволяющих на их основе осуществлять и совершенствовать профессиональную деятельность.

Тема 5 Цели и задачи научных исследований в сестринском деле.. (1 час)

Тезисы лекции

Важнейшей задачей сестринского дела является достижение наивысшей эффективности и качества сестринской помощи населению. Для реализации этой сложной задачи, повышения профессионального и социального статуса сестринского дела необходимо создание базы научных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики,

Научные исследования в сестринском деле - одно из новых направлений развития в этой профессиональной сфере. Анализ зарубежного опыта подтверждает качественные изменения в системе оказания медицинской помощи населению в связи с внедрением в практику лечебных учреждений результатов сестринских исследований (повышение удовлетворённости пациентов, сокращение сроков пребывание в стационаре, уменьшение числа осложнений и т.д.). Развитие исследований в сестринском деле связано в большинстве стран с академической подготовкой медсестёр.

Знания, используемые медсестрами в работе, могут быть получены из разных источников. Это традиции ("так делалось всегда"), знания более квалифицированных специалистов (экспертов), личный опыт, приобретенный "методом проб и ошибок", умозаключения и научные исследования.

 

Научные исследования в сестринском деле, являясь составной частью медицинской науки, и имеют следующие цели:

- внедрение научно обоснованных мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране среды обитания человека, профилактике наиболее распространенных заболеваний;

- разработка и внедрение новых технологий сестринского ухода, основанных на доказательной медицине, клинико -экономическом анализе;

Научные исследования предполагают изучение явлений с позиций научного подхода и систематизированный поиск научно обоснованных знаний. Явления, изучаемые в сестринском деле (феномены), будь то боль, страх, стресс, утомляемость, нарушение сна, развитие пролежней, сложны по структуре и формируются в результате воздействия множества факторов (переменных). При выявлении связи между феноменом и определенным фактором важно контролировать и снижать влияние переменных, не являющихся предметом изучения. Контроль, будучи обязательным элементом научного исследования, позволяет получить достоверные результаты.



Доказательства, используемые в научных исследованиях для подтверждения выдвинутой гипотезы, должны быть практическими и полученными из объективной реальности через органы чувств.

Научный подход позволяет делать обобщенные выводы, т.е. экстраполировать результаты исследования, полученные на сравнительно небольшой группе людей, на всю популяцию. Показатель того, насколько точно результаты исследования отражают феномен в большей группе людей, широко используется в оценке качества проведённого исследования. С позиций научного подхода можно оценить достоверность информации, полученной в результате исследования.



Тема 6 Источники знаний в сестринском деле.. (1 час)

Тезисы лекции

Научные исследования предполагают изучение явлений с позиций научного подхода и систематизированный поиск научно обоснованных знаний. Явления, изучаемые в сестринском деле (феномены), будь то боль, страх, стресс, утомляемость, нарушение сна, развитие пролежней, сложны по структуре и формируются в результате воздействия множества факторов (переменных). При выявлении связи между феноменом и определенным фактором важно контролировать и снижать влияние переменных, не являющихся предметом изучения. Контроль, будучи обязательным элементом научного исследования, позволяет получить достоверные результаты.

Доказательства, используемые в научных исследованиях для подтверждения выдвинутой гипотезы, должны быть практическими и полученными из объективной реальности через органы чувств.

Аналитический этап

1. Количественный анализ результатов (математическая обработка).

2. Научная интерпретация полученных фактов, форматирование новых научных гипотез и практических рекомендаций.

I этап. Теоретический этап исследования (Постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование проблемы темы исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· определение экспериментальных задач и гипотез исследования.

Предмет исследования- это центральный вопрос проблемы.

В одной и той же проблемной ситуации предметом исследования могут быть разные аспекты.

Пример: Если проблема сформулирована как - низкая эффективность управления организацией, то предметом исследования может стать: система принятия решений или стиль руководства.

Именно с постановки вопроса начинается процесс сестринского исследования. Постановка вопросов дает начало не только проведению сестринского исследования, но и использованию на практике данных уже осуществленных научных исследований. Основывая свои действия на исследованиях и науке, придают особую ценность своей профессии, поскольку в этом случае они вносят вклад в достижение более желательных результатов лечения для пациентов, их близких и сообществ. Выполняя исследования и применяя результаты научных исследований, медицинские сестры приобретают уважение со стороны других членов медицинской команды.

Исследовательский вопрос – это предложение, сформулированное в виде вопроса в форме настоящего времени, ответ на который поможет медицинской сестре в решении клинической проблемы. Вопрос должен быть кратким и конкретным, отражающим клиническую проблему, которую решает медсестра, но не в
форме описания проблемы, а в форме вопроса.

Границы предмета исследования следует устанавливать при одновременном учете следующих моментов:

· цели и задачи исследований,

· объекта исследования,

· материальных и временных возможностей экспериментирования.

· результатов научной разработки вопроса, которые зафиксированы в частной объяснительной теории.

Обращение к объяснительной теории направлено на выяснение известных факторов, которые оказывают влияние на объект исследования и его свойства, что позволяет определить круг решенных и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи конкретного эксперимента.

Тема 7 Виды научных исследований в сестринском деле. (1 час)

Тезисы лекции
Методы научных исследований: ЭМПИРИЧЕСКИЕ: Наблюдение. Опросные методы. Эксперимент. Тестирование. Сравнение. Измерение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: Анализ. Моделирование. Методы математической статистики.


  1. Метод наблюдения. Наблюдение – активный познавательный процесс с использованием органов чувств человека. Разновидности наблюдения: открытое; конспиративное .


Опросные методы. Беседа. Интервьюирование. Анкетирование. Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Интервью - исследователь как бы задает тему дня выяснения точки зрения и оценок испытуемого по из­учаемому вопросу. Анкетирование: контактное ; заочное; прессовое.

  1. Типы анкет: Открытого типа - содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Закрытого типа - построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Смешанного типа - содержит элементы той и другой.



  1. . Эксперимент Эксперимент - метод получения эмпирического материала или опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают: глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых; локальные; микроэксперименты - проводятся с минимальным охватом участников.

  2. Тестирование: Тестирование - (от английского слова "test" — опыт, проба) метод психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным выверенным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.