ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы донести до читателя, какие действия были предприняты исследователем
для решения проблемы или получения ответов на поставленные вопросы и опи‐
сываются:
исследуемая генеральная совокупность, методика формирования выборочной
совокупности, а также число единиц наблюдения и их характеристики;
дизайн исследования, включая методы контроля;
методы сбора данных и измерения переменных;
описание процедур и вмешательств, применявшихся и/или изучавшихся в ходе
исследования.
В этом разделе исследователь имеет возможность не только описать, что им
было сделано, но и обосновать, почему это было сделано так, а не иначе.
Описание результатов исследования. В этом разделе представлены наибо‐
лее значимые и интересные результаты, полученные в ходе исследования.
В качественных исследованиях, в разделе результатов исследования дается
описание отдельных тем, которые были получены в результате анализа повест‐
вовательных материалов, вместе с интеграцией полученных данных в теоретиче‐
ский контекст. Исследователь обычно цитирует слова участников исследования
для иллюстрации важных моментов.
В количественных исследованиях исследователь начинает с описания глав‐
ных переменных, используя дескриптивные статистические данные, и приводит
следующую информацию:
названия использовавшихся статистических методов, при помощи которых
проводилась оценка уровня вероятности полученных результатов;
рассчитанные значения различных показателей;
уровни значимости полученных статистических показателей, определяющие
валидность полученных результатов.
Если в данном разделе представлены буквально все данные, полученные в
ходе количественного исследования, то это принято отождествлять с надлежа‐
щей практикой. Такой подход не позволяет исследователям утаивать те результа‐
ты, которые могут противоречить взятой за основу научной гипотезе, выдвину‐
тым в процессе дискуссии.
Ценным является также предоставление сведений о методике сбора дан‐
ных. Рекомендуется давать информацию о показателях отклика при проведении
опросов. Низкий процент ответивших (менее 50%) может негативно сказаться на
обобщаемости полученных данных даже тогда, когда выборка была репрезента‐
тивной и достаточно объемной. При изложении сведений такого рода рекомен‐
дуется указывать характеристику популяции, выборки и охваченных респонден‐
тов (с точки зрения их возрастно‐половой структуры, социально‐экономического
статуса).
Приветствуется графическое представление полученных результатов, кото‐
рое способствует лучшему восприятию данных и повышению заинтересованно‐
сти читателей к научной документации.
Обсуждение результатов исследования. В разделе обсуждения результатов
исследователь делает выводы о полученных в ходе исследования результатах и
исследовании в целом. Элементы, входящие в этот раздел, обычно включают:
интерпретацию полученных результатов;
обсуждение ограничений исследования;
значение исследования для практической деятельности и дальнейших иссле‐
дований.
Описанные выше этапы более характерны для количественных исследова‐
ний, нежели качественных. Последовательность действий исследователя при вы‐
полнении качественного исследования имеет следующие особенности:
исследователь собирает данные, беседуя с людьми, которые имеют опыт в
изучаемой области, или наблюдая за их поведением;
анализ и интерпретация данных выполняются в непрерывном режиме;
процесс анализа данных предполагает группировку информации в логически
последовательную систему;
во время непрерывного процесса анализа и интерпретации данных определя‐
ются соответствующие категории для построения описательной теории изуча‐
емого феномена;
выбор количества участников исследования определяется собираемыми дан‐
ными.
Тема 34 Ответственное проведение исследования. (1 час)
Электронная лекция
Тема 35 Нарушения в исследованиях. (1 час)
Электронная лекция
Тема 36 Требования к оформлению дипломной работы.. (1 час)
Тезисы лекции
Структура исследовательской работы представлена следующим образом:
титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, выводы, заключе‐
ние, список литературы, приложения.
Титульный лист является первой страницей научно‐исследовательской ра‐
боты и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается
полное наименование медицинской организации, где проводилось исследова‐
ние. В среднем поле пишется заглавие работы, которое оформляется без слова
«тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно‐
исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, ука‐
зываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия,
имя, отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В
нижнем поле указываются местонахождение медицинской организации и год
написания работы.
Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия
глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки
оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При
оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать
друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять
знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начи‐
наются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в пра‐
вом столбце оглавления. Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой си‐
стеме, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступе‐
нях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заклю‐
чение не нумеруются.
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость
исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель
и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечислен‐
ные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно‐
исследовательской работы.
Первая глава основной части работы строится на основе анализа научной
литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к
изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически про‐
анализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и
выводы. В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие
аспекты:
определить (уточнить) используемые в работе термины и понятия;
изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой про‐
блеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что дока‐
зано, но недостаточно полно и точно;
обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, эта‐
пы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирова‐
ние) изучаемого явления.
При написании основной части работы каждый раздел завершается кратким
резюме или выводами, которые обобщают изложенный материал и служат логи‐
ческим переходом к последующим разделам.
В последующих частях работы, имеющей опытно‐экспериментальную часть,
дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик иссле‐
дования, приводятся сведения о процедуре исследования и его этапах, а также
предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательным является: название, автор, показатели
и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработ‐
ке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве
испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для ин‐
терпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обра‐
ботку, описание математико‐статистического анализа, сведения об уровнях зна‐
чимости, достоверности сходства и различий.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией по‐
лученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно,
относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных
данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать сле‐
дующие правила выводы должны:
быть следствием данного исследования
не требовать дополнительных измерений;
соответствовать поставленным задачам;
формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового мате‐
риала;
не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследова‐
ния. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения, дать оценку
эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследова‐
ния. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование
выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно со‐
держать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследова‐
ния.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда за‐
носятся только использованные в тексте работы источники. Причем использо‐
ванными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все
статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно‐
исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. К ним отно‐
сятся первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По
своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочни‐
ки, нормативно‐правовая документация и т.д.
Тема 37 Требование к оформлению ссылок и иллюстраций.. (1 час)
Тезисы лекции
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того
или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует вы‐
полнять следующие требования: при дословном цитировании мысль автора за‐
ключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой да‐
на в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой ука‐
зывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер
страницы, где находится цитата. Например: обозначение [4. С. 123] указывает,