Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
104. Правила утилизации и правила безопасности при утилизации химически опасных отходов
(на примере утилизации электролитов кислотных аккумуляторных батарей);
Опасные отходы (классов I-IV) непременно подлежат утилизации. Но сначала следует подтвердить,
что ваш мусор относится к этой категории. Степень опасности каждого вида отходов выясняется при
помощи государственного каталога-классификатора (ФККО) или уточняется путем помощью физико-химических исследований, которые проводятся аккредитованными организациями в лабораторных
условиях. На основе полученных сведений оформляются специальные паспорта на каждый вид
опасных отходов.
Нейтрализация сернокислотного электролита основана на реакциях взаимодействия
H2
S0
3 с нейтрализующими агентами. В качестве последних наибольшее применение нашли
кальцинированная сода Na
2
C03, каустичеcкая сода NaOH, известь СаСО
з, гидроксид кальция Са(ОН)2.
Содержание компонентов в нейтрализованном растворе не должно превышать следующих показателей:
соединения свинца — 0,1мг/л; взвешенные частицы — до 50мг/л. РН раствора должен быть равным
6, 5÷8, 0.
Требования безопасности
2.1. На предприятиях, производственная деятельность которых связана с вредными веществами, должны
быть:
разработаны нормативно-технические документы по безопасности труда при производстве, применении и
хранении вредных веществ; выполнены комплексы организационно-технических, санитарно-гигиенических и медико-биологических мероприятий.
2.2. Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами должны
предусматривать:
замену вредных веществ в производстве наименее вредными, сухих способов переработки пылящих
материалов - мокрыми; выпуск конечных продуктов в непылящих формах; замену пламенного нагрева
электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным; ограничение содержания примесей вредных
веществ в исходных и конечных продуктах;
применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная
механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический
контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения
вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые
концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию
санитарно-технического оборудования и устройств (отопления, вентиляции, водопровода, канализации);
рациональную планировку промышленных площадок, зданий и помещений;
применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперацию вредных веществ и
очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных
вод;
применение средств дегазации, активных и пассивных средств взрывозащиты и взрывоподавления;
контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с требованиями п.4.1;
включение в стандарты или технические условия на сырье, продукты и материалы токсикологических
характеристик вредных веществ;
включение данных токсикологических характеристик вредных веществ в технологические регламенты;
применение средств индивидуальной защиты работающих;
специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными
веществами;
разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами,
инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при
отравлении.
105.Правила утилизации и правила безопасности при утилизации пожаро-взрывоопасных
отходов (на примере отходов ГСМ);
Горюче-смазочные материалы относят к нефтяным отходам,
которые согласно своему составу и физико-химическим свойствам образовываются в результате
хранения, использования и транспортировки топлива нефти, масел и смазочных материалов, или же в
процессе утраты потребительских свойств. Все нефтепродукты, включая отходы гсм, которые попали в
окружающую среду весьма токсичные и пожароопасные, что значительно ухудшает экологическую
ситуацию окружающей среды.
Сбор, хранение и транспортировка отходов должны исключать возможность их россыпи, разлива и
самовозгорания, а также загрязнения окружающей среды.
Отработанные горюче - смазочные масла и фильтры собираются в герметически закрываемую емкость и
хранятся в специально - отведенном для этого месте - под навесом или в закрытом помещении,
обеспеченном противопожарным инвентарем. Слив отработанных масел производится на площадке с
твердым покрытием (асфальт либо бетон). Если твердого покрытия нет, емкость устанавливается в
металлический поддон. Поддон должен обеспечивать удерживание масла в случае перелива ГСМ.
Для ликвидации возможных разливов должен быть ящик с песком и деревянная лопата. Место разлива
засыпают песком.
При транспортировке отработки пробки бочек необходимо плотно затягивать для предотвращения течи или
деформации тары.
Сбор отработанных фильтров должен осуществляться в отдельные металлические емкости с маркировкой и
крышкой, которые нельзя ставить вблизи нагревательных приборов, чтобы не произошло возгорание.
Утилизация ветоши
Промасленную ветошь собирают в отдельную цельнометаллическую емкость, которая имеет крышку и
промаркирована. Не допускается смешивание ее с твердыми бытовыми отходами. Нельзя оставлять
промасленную ветошь в открытом контейнере и на солнце. Утилизация ветоши, осуществленная не вовремя,
может привести к возгоранию отходов, так как они очень быстро подвергаются процессу гниения.
Утилизация промасленной ветоши происходит с помощью сжигания в специальных цехах промышленных
заводов, так как она не подлежит переработке. Это наносит меньший вред экологии регионов, чем
захоронение и более экономично, чем проведение мер противопожарной безопасности на свалках и
полигонах.
106.Государственный экологический мониторинг;
Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в
состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений
на фоне природных процессов.
Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды,
естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями
состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) включает в себя подсистемы:
государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
государственного мониторинга атмосферного воздуха;
государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
государственного мониторинга земель;
государственного мониторинга объектов животного мира;
государственного лесопатологического мониторинга;
государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N
27-ФЗ)
государственного мониторинга состояния недр;
осударственного мониторинга водных объектов;
государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
107.Государственный статистический мониторинг;
Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только
государственной отчетности. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических
работ.Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и
статистики на всей территории РФ и согласование ее с международными стандартами и методологией.
Организация статистики осуществляется согласно Конституции РФ и определяется исключительно
законами.Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в
установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами
статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.
Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений,
формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие
статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, государственные
классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Программа отчетности, т.е.
перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и
утверждается органами государственной статистики России и периодически совершенствуется и
изменяется. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и
Министерством финансов РФ.
Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные
сроки по утвержденной форме. При невыполнении данных требований ст. 8.41 Кодекса РФ об
административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка подачи и
использования данных государственных статистических наблюдений. Важной функцией государственной
статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации,
объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для
присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков и кодирования на
основании национальных статистических классификаций России (например, ОКВЭД) для включения в
Единый государственный реестр предприятий и организаций РФ (ЕГРПО) и отражения в государственной
статистической отчетности.
Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции
отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение
разных форм собственности но отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности