Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104. Правила утилизации и правила безопасности при утилизации химически опасных отходов

(на примере утилизации электролитов кислотных аккумуляторных батарей);

Опасные отходы (классов I-IV) непременно подлежат утилизации. Но сначала следует подтвердить,

что ваш мусор относится к этой категории. Степень опасности каждого вида отходов выясняется при

помощи государственного каталога-классификатора (ФККО) или уточняется путем помощью физико-химических исследований, которые проводятся аккредитованными организациями в лабораторных

условиях. На основе полученных сведений оформляются специальные паспорта на каждый вид

опасных отходов.

Нейтрализация сернокислотного электролита основана на реакциях взаимодействия

H2

S0

3 с нейтрализующими агентами. В качестве последних наибольшее применение нашли

кальцинированная сода Na

2

C03, каустичеcкая сода NaOH, известь СаСО

з, гидроксид кальция Са(ОН)2.

Содержание компонентов в нейтрализованном растворе не должно превышать следующих показателей:

соединения свинца — 0,1мг/л; взвешенные частицы — до 50мг/л. РН раствора должен быть равным

6, 5÷8, 0.

Требования безопасности

2.1. На предприятиях, производственная деятельность которых связана с вредными веществами, должны

быть:

разработаны нормативно-технические документы по безопасности труда при производстве, применении и

хранении вредных веществ; выполнены комплексы организационно-технических, санитарно-гигиенических и медико-биологических мероприятий.

2.2. Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами должны

предусматривать:

замену вредных веществ в производстве наименее вредными, сухих способов переработки пылящих

материалов - мокрыми; выпуск конечных продуктов в непылящих формах; замену пламенного нагрева

электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным; ограничение содержания примесей вредных

веществ в исходных и конечных продуктах;

применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная

механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический

контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;

выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения

вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые


концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию

санитарно-технического оборудования и устройств (отопления, вентиляции, водопровода, канализации);

рациональную планировку промышленных площадок, зданий и помещений;

применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперацию вредных веществ и

очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных

вод;

применение средств дегазации, активных и пассивных средств взрывозащиты и взрывоподавления;

контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с требованиями п.4.1;

включение в стандарты или технические условия на сырье, продукты и материалы токсикологических

характеристик вредных веществ;

включение данных токсикологических характеристик вредных веществ в технологические регламенты;

применение средств индивидуальной защиты работающих;

специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;

проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными

веществами;

разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами,

инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при

отравлении.

105.Правила утилизации и правила безопасности при утилизации пожаро-взрывоопасных

отходов (на примере отходов ГСМ);

Горюче-смазочные материалы относят к нефтяным отходам,

которые согласно своему составу и физико-химическим свойствам образовываются в результате

хранения, использования и транспортировки топлива нефти, масел и смазочных материалов, или же в

процессе утраты потребительских свойств. Все нефтепродукты, включая отходы гсм, которые попали в

окружающую среду весьма токсичные и пожароопасные, что значительно ухудшает экологическую

ситуацию окружающей среды.

Сбор, хранение и транспортировка отходов должны исключать возможность их россыпи, разлива и

самовозгорания, а также загрязнения окружающей среды.

Отработанные горюче - смазочные масла и фильтры собираются в герметически закрываемую емкость и


хранятся в специально - отведенном для этого месте - под навесом или в закрытом помещении,

обеспеченном противопожарным инвентарем. Слив отработанных масел производится на площадке с

твердым покрытием (асфальт либо бетон). Если твердого покрытия нет, емкость устанавливается в

металлический поддон. Поддон должен обеспечивать удерживание масла в случае перелива ГСМ.

Для ликвидации возможных разливов должен быть ящик с песком и деревянная лопата. Место разлива

засыпают песком.

При транспортировке отработки пробки бочек необходимо плотно затягивать для предотвращения течи или

деформации тары.

Сбор отработанных фильтров должен осуществляться в отдельные металлические емкости с маркировкой и

крышкой, которые нельзя ставить вблизи нагревательных приборов, чтобы не произошло возгорание.

Утилизация ветоши

Промасленную ветошь собирают в отдельную цельнометаллическую емкость, которая имеет крышку и

промаркирована. Не допускается смешивание ее с твердыми бытовыми отходами. Нельзя оставлять

промасленную ветошь в открытом контейнере и на солнце. Утилизация ветоши, осуществленная не вовремя,

может привести к возгоранию отходов, так как они очень быстро подвергаются процессу гниения.

Утилизация промасленной ветоши происходит с помощью сжигания в специальных цехах промышленных

заводов, так как она не подлежит переработке. Это наносит меньший вред экологии регионов, чем

захоронение и более экономично, чем проведение мер противопожарной безопасности на свалках и

полигонах.

106.Государственный экологический мониторинг;

Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в

состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений

на фоне природных процессов.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга

окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга

окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга

окружающей среды) являются:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды,


естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями

состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей

среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц,

индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга

окружающей среды) включает в себя подсистемы:

государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

государственного мониторинга атмосферного воздуха;

государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

государственного мониторинга земель;

государственного мониторинга объектов животного мира;

государственного лесопатологического мониторинга;

государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N

27-ФЗ)

государственного мониторинга состояния недр;

осударственного мониторинга водных объектов;

государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

107.Государственный статистический мониторинг;

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только

государственной отчетности. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических

работ.Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и

статистики на всей территории РФ и согласование ее с международными стандартами и методологией.

Организация статистики осуществляется согласно Конституции РФ и определяется исключительно


законами.Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в

установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами

статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений,

формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие

статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, государственные

классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Программа отчетности, т.е.

перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и

утверждается органами государственной статистики России и периодически совершенствуется и

изменяется. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и

Министерством финансов РФ.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные

сроки по утвержденной форме. При невыполнении данных требований ст. 8.41 Кодекса РФ об

административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка подачи и

использования данных государственных статистических наблюдений. Важной функцией государственной

статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации,

объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской

деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для

присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков и кодирования на

основании национальных статистических классификаций России (например, ОКВЭД) для включения в

Единый государственный реестр предприятий и организаций РФ (ЕГРПО) и отражения в государственной

статистической отчетности.

Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции

отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение

разных форм собственности но отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности