Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


произведений и умножением их на пятикратный повышающий коэффициент

П с = 5 * С л.i.атм * (Мi.атм – Мн.атм)



Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются, как

произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в

пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной

опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья

населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы

загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных

загрязняющих вредных веществ. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых

нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в

пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных

объектов и почвы могут увеличиваться решением органов исполнительной власти:

- для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера

и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо

охраняемых и заповедных территориях, эколого- курортных регионах, а также на территориях, по

которым заключены международные конвенции - до 2 раз;

- для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и

крупных промышленных центров - на 20%

101. Связь платежей с видами воздействия на ОС (воздух, вода) сегодня и в перспективе

2020 г.;

Перспективы НВОС 2015–2020 гг.

Принят закон, вносящий изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу негативного

воздействия на окружающую среду. Данные поправки, несомненно, окажут влияние на исполнение

предприятиями обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду
, в

частности, за размещение отходов. Поправки будут вступать в силу поэтапно, в течение пяти лет.

В частности, речь идет о Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской

Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), который внес значительные изменения в процедуру уплаты

НВОС, часть которых вступают в силу с 01.01.2015, а часть – с 01.01.2016 и далее вплоть до 2020 г.

Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от

их организационно-правовых форм и формы их собствености, включая совместные предприятия с

участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-

хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. С 01.01.2016 согласно п. 9 ст. 1

Закона № 219-ФЗ вступают в силу ст.ст. 16.1–16.5 обновленного Закона об окружающей среде,

касающиеся порядка расчета платы за НВОС. С этого момента отменяется плата за негативное

воздействие, оказываемое ПИЗ – транспортными средствами (за текущий год платить за данные

источники загрязнения все еще необходимо), так как в статье четко прописаны три случая расчета

платы за НВОС:

 выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

 сбросы ЗВ в составе сточных вод в водные объекты;

 размещение отходов ПП.

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также

принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является

одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

Основой современной системы платежей являются методика определения экономической

эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба и

методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением законодательства. Согласно этим

документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:

1. Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате

загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных

нормативов); 2. Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

– плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой



принадлежности предприятия);

- плата зависит от массы и состава выбросов;

– плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

- плата учитывает региональную экологическую специфику (величину ассимиляционного потенциала

природной среды);

– плата должна осуществлять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению

природоохранных мероприятий).

Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом

инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают

суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих

веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени

загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района

102. Особенности платежей за отходы

Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно

допустимого воздействия (ПДВ) на экологию. Все плательщики сбора, кроме малых и средних

компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на

его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают

властные структуры РФ и субъектов.

Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В

ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы.

Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией. Устанавливают лимит

для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна

ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых

материалов. В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:

Рудосодержащие и вскрышные горные породы; Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.

При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая

сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5. Сумма за размещение отходов

определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:


П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56, П

(лимит) — сумма платежа при размещении мусора в границах лимита; С — ставка

оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов; М — масса (объем)

отходов к вывозу, тонн (куб.м.); 1,6 — почвенный

коэффициент; 2,56 — коэффициент

инфляции в 2016 году.

П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56, П

(сверх) — сумма платежа при размещении сверх лимита; 5 —

коэффициент за сверхлимитное размещение.

103. Основные приемы, методы и средства защиты ОС от химического загрязнения;

Самый распространенный вид загрязнения – химический. Существует три основных способа уменьшения

вреда от него.

Разбавление. Даже очищенные стоки необходимо разбавлять в 10 раз (а неочищенные – в 100–200 раз). На

предприятиях сооружают высокие трубы, чтобы выбрасываемые газы и пыль рассеивались равномерно.

Разбавление – малоэффективный способ уменьшения вреда от загрязнения, допустимый лишь как

временная мера.

Очистка. Сегодня в России это основной способ уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую

среду. Однако в результате очистки образуется много концентрированных жидких и твердых отходов,

которые также приходится хранить.

Замена старых технологий новыми – малоотходными. За счет более глубокой переработки сырья удается

снизить количество вредных выбросов в десятки раз. Отходы от одного производства становятся сырьем для

другого (например, из сернистого газа, выбрасываемого ТЭЦ, производят серную кислоту).

Чтобы минимизировать загрязнения атмосферы, необходимо:

1) производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с

помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и др.;

2) использовать экологически чистые виды энергии;

3) применять малоотходные и безотходные технологии;

4) добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования

конструкции двигателей и применения катализаторов, а также совершенствовать существующие и создавать

новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.

Кардинальным решением проблемы борьбы с загрязнением водной среды (гидросферы) был бы полный

переход на безопасные технологии, при которых исключался бы сброс каких-либо стоков, а также

разработка технологий с минимальным потреблением воды. Но разработка и внедрение малоотходных


технологий — дорогостоящи и сложны, поэтому первоочередное значение приобретает процесс очистки

сточных вод, включающий:

1) очистку и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков:

2) очистку стоков от последствий обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственной техники:

3) очистку стоков, содержащих нефтепродукты.