Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
произведений и умножением их на пятикратный повышающий коэффициент
П с = 5 * С л.i.атм * (Мi.атм – Мн.атм)
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются, как
произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в
пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной
опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья
населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных
загрязняющих вредных веществ. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых
нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в
пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных
объектов и почвы могут увеличиваться решением органов исполнительной власти:
- для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера
и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо
охраняемых и заповедных территориях, эколого- курортных регионах, а также на территориях, по
которым заключены международные конвенции - до 2 раз;
- для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и
крупных промышленных центров - на 20%
101. Связь платежей с видами воздействия на ОС (воздух, вода) сегодня и в перспективе
2020 г.;
Перспективы НВОС 2015–2020 гг.
Принят закон, вносящий изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу негативного
воздействия на окружающую среду. Данные поправки, несомненно, окажут влияние на исполнение
предприятиями обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду
, в
частности, за размещение отходов. Поправки будут вступать в силу поэтапно, в течение пяти лет.
В частности, речь идет о Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), который внес значительные изменения в процедуру уплаты
НВОС, часть которых вступают в силу с 01.01.2015, а часть – с 01.01.2016 и далее вплоть до 2020 г.
Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от
их организационно-правовых форм и формы их собствености, включая совместные предприятия с
участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-
хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. С 01.01.2016 согласно п. 9 ст. 1
Закона № 219-ФЗ вступают в силу ст.ст. 16.1–16.5 обновленного Закона об окружающей среде,
касающиеся порядка расчета платы за НВОС. С этого момента отменяется плата за негативное
воздействие, оказываемое ПИЗ – транспортными средствами (за текущий год платить за данные
источники загрязнения все еще необходимо), так как в статье четко прописаны три случая расчета
платы за НВОС:
выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
сбросы ЗВ в составе сточных вод в водные объекты;
размещение отходов ПП.
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также
принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является
одним из экономических методов управления в сфере природопользования.
Основой современной системы платежей являются методика определения экономической
эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба и
методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением законодательства. Согласно этим
документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:
1. Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате
загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных
нормативов); 2. Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.
В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:
– плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой
принадлежности предприятия);
- плата зависит от массы и состава выбросов;
– плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;
- плата учитывает региональную экологическую специфику (величину ассимиляционного потенциала
природной среды);
– плата должна осуществлять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению
природоохранных мероприятий).
Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом
инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают
суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих
веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени
загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района
102. Особенности платежей за отходы
Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно
допустимого воздействия (ПДВ) на экологию. Все плательщики сбора, кроме малых и средних
компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на
его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают
властные структуры РФ и субъектов.
Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В
ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы.
Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией. Устанавливают лимит
для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна
ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых
материалов. В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:
Рудосодержащие и вскрышные горные породы; Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.
При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая
сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5. Сумма за размещение отходов
определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:
П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56, П
(лимит) — сумма платежа при размещении мусора в границах лимита; С — ставка
оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов; М — масса (объем)
отходов к вывозу, тонн (куб.м.); 1,6 — почвенный
коэффициент; 2,56 — коэффициент
инфляции в 2016 году.
П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56, П
(сверх) — сумма платежа при размещении сверх лимита; 5 —
коэффициент за сверхлимитное размещение.
103. Основные приемы, методы и средства защиты ОС от химического загрязнения;
Самый распространенный вид загрязнения – химический. Существует три основных способа уменьшения
вреда от него.
Разбавление. Даже очищенные стоки необходимо разбавлять в 10 раз (а неочищенные – в 100–200 раз). На
предприятиях сооружают высокие трубы, чтобы выбрасываемые газы и пыль рассеивались равномерно.
Разбавление – малоэффективный способ уменьшения вреда от загрязнения, допустимый лишь как
временная мера.
Очистка. Сегодня в России это основной способ уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую
среду. Однако в результате очистки образуется много концентрированных жидких и твердых отходов,
которые также приходится хранить.
Замена старых технологий новыми – малоотходными. За счет более глубокой переработки сырья удается
снизить количество вредных выбросов в десятки раз. Отходы от одного производства становятся сырьем для
другого (например, из сернистого газа, выбрасываемого ТЭЦ, производят серную кислоту).
Чтобы минимизировать загрязнения атмосферы, необходимо:
1) производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с
помощью электрофильтров, жидких и твердых поглотителей, циклонов и др.;
2) использовать экологически чистые виды энергии;
3) применять малоотходные и безотходные технологии;
4) добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования
конструкции двигателей и применения катализаторов, а также совершенствовать существующие и создавать
новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.
Кардинальным решением проблемы борьбы с загрязнением водной среды (гидросферы) был бы полный
переход на безопасные технологии, при которых исключался бы сброс каких-либо стоков, а также
разработка технологий с минимальным потреблением воды. Но разработка и внедрение малоотходных
технологий — дорогостоящи и сложны, поэтому первоочередное значение приобретает процесс очистки
сточных вод, включающий:
1) очистку и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков:
2) очистку стоков от последствий обслуживания автотранспорта и сельскохозяйственной техники:
3) очистку стоков, содержащих нефтепродукты.