Файл: Урок (41) Наименование раздела Казахстан в период тоталитаризма Тема занятия Политические репрессии 192030х годов Учебные цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план по истории Казахстана в период дистанционного обучения

Ф. И. О. учителя:

Власенко Елена Викторовна

Предмет/Класс:

История Казахстана, 8 класс

Четверть.недели

3 четверть,5 неделя 9 урок (41)

Наименование раздела:

Казахстан в период тоталитаризма

Тема занятия:

Политические репрессии 1920-30-х годов

  • Учебные цели :

8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века;

8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции

  • Цель урока:

Определить роль и деятельность казахской интеллигенции в 20–30 гг. ХХ века

Критерии оценивания:

Знание и понимание- Называет деятельность казахской интеллегенции и прогнозирует причины их репрессий в 30-х годах.



Время

Этапы

Содержание урока

Ресурсы

1 мин

Орг.момент

Озвучивание темы урока


Здравствуйте ребята! Сегодня у нас второй урок по теме:

«Политические репрессии 1920-30-х годов»

Учебные цели:

8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века;

8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции

Цель урока: Определить роль и деятельность казахской интеллигенции в 20–30 гг. ХХ века

Критерии оценивания: Называет деятельность казахской интеллегенции и прогнозирует причины их репрессий в 30-х годах.

Сегодня на уроке рассмотрим:

  • Создание системы лагерей

  • Карлаг-лагерь особого режима

  • Алжир-женский лагерь жен изменников родины


Исследовательский вопрос:

Почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»?


Слайд 1-3

3 мин

Повторение

Начнем с повторения изученного материала:Соотнеси термины с понятиями



Понятия



Термины

А

осуществляемые государственной властью в отношении больших групп населения по политическим, социальным, религиозным, идеологическим и иным мотивам

1

репрессии


В

жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы.

2

тоталитарная система


С

государственная власть, которая основана на всеобъемлющем контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека.

3

Депортация


D

Высылка из государства или насильственное переселение куда-нибудь, как мера уголовного или административного наказания.

4

Массовые репрессии


I

наказания, карательные меры применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

5

административно-командная система





  • Ответы учащихся: 1I, 2C, 3D, 4A, 5B



Слайд 4,5


7мин

Изучение новой темы

Подход к теме

Подход к теме: Посмотрите на рисунок, ответьте на вопрос: Почему репрессиям в первую очередь подверглась национальная интеллигенция Казахстана?
Примерные ответы учеников:1. интеллигенция отстаивала интересы народа, что не удовлетворяло нынешнюю тоталитарную сталинскую власть.

2. репрессиям в первую очередь подверглась национальная интеллигенция Казахстана, потому что существующая власть опасалась, сильной оппозиции со стороны грамотных людей.
Сегодня на уроке тебе понадобятся новые термины:

  • НКВД СССР -Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел СССР (Наркомвнудел) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, в 1934—1943 годах (с перерывом с 3 февраля по 20 июля 1941 года) — также и по обеспечению государственной безопасности.

  • Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР (ОГПУ при СНК СССР) — специальный орган государственной безопасности СССР. Данная структура была образована на базе ГПУ при НКВД РСФСР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 ноября 1923 года после учреждения в 1922 году СССР — союза четырёх советских республик. В 1934 году ОГПУ вошло в состав НКВД СССР (образованного из НКВД РСФСР) как Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Председателем ОГПУ (а ранее председателем ГПУ при НКВД РСФСР) до 20 июля 1926 года являлся Ф. Э. Дзержинский, затем до 1934 года ОГПУ возглавлял Вячеслав Менжинский.

  • ГУЛАГ- подразделение НКВД СССРМВД СССРМинистерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.

  • Карлаг- (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР в 19301959 годах, находился в Карагандинской области, был в системе ГУЛАГ НКВД СССР

  • АЛЖИР - разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской областиКазахстан (19381953). Крупнейший советский женский лагерь, один из 3 «островов» «Архипелага ГУЛАГ».

  • тоталитарная система-это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека..

  • репрессии- наказания, карательные меры применяемые государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.


1. Создание системы лагерей


  • С усилением карательной политики тоталитарного режима расширилась сеть исправительно-трудовых лагерей. Через этот гигант ГУЛАГа прошли сотни тысяч узников, репрессированных по политическим мотивам в разные годы. В 1931г. в республике был сформирован филиал ГУЛАГа, влючающий более 20 лагерей политзаключенных,.Наиболее крупные лагеря на территории Казахстана: Дальний, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский,Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кингир, Усть- Каменогорский, крепнейшим был Карлаг (Карагандинский лагерь особого режима), специально для жен «изменников родины» образовали Акмолинский лагерь «АЛЖИР». Через лагеря Казахстана прошли более 2 млн. заключенных со всех республик СССР. Через гулаговские жернова прошли 100 тысяча казахстанцев, из них более 25 тысяч были расстреляны

  • Гла́вное управле́ние лагере́й (ГУЛАГ) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР,осуществлявшее руководство местами

заключения и содержания в 1930—1960 годах.6 ноября 1929г. Решением ВЦИК и СНК СССР было определено создание исправительно-трудовых лагерей. Решено было использовать труд осужденных судом или постановлением ОГПУ на срок от 3 до 10 лет

В 1930г.в лагерях ГУЛАГА содержалось 179 тыс заключенных, а в 1940г. уже 1344408, а в 1953г.-1727970человек.
2. Карлаг-лагерь особого режима
Лагерь располагался на территории Карагандинской области, в Осакаровском районе, центр с.Долинка , основан в 1931г. Первые заключенные прибыли из Кубани в 1932г. Протяжённость территории Карлага с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км. К 1940 году освоенная площадь лагеря составляла 1 780 650 га

Одной из целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн,  Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Часть заключеных работала на стеклозаводе, сахарном заводе,ремзаводе, маслозаводе,в теплицах. 13.05.1930г., открытие Карлага было помещено 2567 заключенных, в 1933г. Их стало20262 человека, в т.ч.2943 казаха, в 1937-1938гг, там содержалось уже 43 тыс. человек.Условия труда и быта спецпереселенцев были неимоверно тяжелыми.В Карлаге отбывали наказание такие видные деятели:

Чижевский А.Л.-автор труда по теории крови в условиях невесомости

В.С.Пустовойт- знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда

В.Л. Пржецлавский- крупный специалист по теплотехнике, соратник академика С.П.Королева

Т.М. Людвиг-член-корресподент Академии Архитектуры

Л.Н.Гумилев – ученый, тюрколог, писатель

Лев Никола́евич Гумилёв (18 сентября  1912, Санкт-Петербург — 15 июня 1992, там же) — советский и российский учёный, писатель и переводчик  Археолог, востоковед

 и географ, историк, этнолог, философ. Создатель пассионарной теории этногенеза.

В ночь с 10 на 11 марта 1938 года Гумилёв был арестован. Свой арест он связывал с лекцией Льва Васильевича Пумпянского о русской поэзии начала века..Дело, по которому проходил Лев Гумилёв, началось с ареста 10 февраля студентов Николая Ереховича и Теодора Шумовского, с первым из которых он был знаком.По версии следователя, все трое входили в молодёжное крыло «партии прогрессистов», которая стремилась превратить «советскую страну в буржуазную парламентскую республику».В конце августа студентов перевели в тюрьму «Кресты», где они оказались в одной камере. На военном трибунале 27 сентября все трое отказались от данных ранее признаний. Гумилёв, в частности, заявил:«…отказываюсь от протокола допроса, он был заготовлен заранее, и я под физическим воздействием был вынужден его подписать.

Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Следователь: «Вы опасны, потому что вы грамотны». 11 октября 1950 года он был этапирован в Челябинскую пересыльную тюрьму, откуда с очередным этапом его отправили в Казахстан, под Караганду Только за лето 1952 года заключённый Гумилёв сменил следующие профессии: чертёжника, монтёра, строительного десятника, скульптора, грузчика , библиотекаря: он смог писал труды:«Этногенез и биосфера земли» (1979 г.),Степная трилогия,История народа Хунну,
2. Алжир-Акмолинский лагерь жен изменников родины
На базе Карагандинского исправительно-трудового лагеря был создан Акмолинский лагеррь жен изменников родины (АЛЖИР), его площадь составила 30 тыс.га..

Акмолинское спецотделение Карлага НКВД было образовано в декабре 1937года. В 1936году началось строительство бараков и формирование на этом месте детской колонии. А в августе 1937г. Подростки были переведены в другие места. Началась подготовка к приему заключенных ЧСИР-членов семей изменников Родины. Первый поток в Акмолинский лагерь прибыл в 1938г.Здесь содержались женшины со всего Советского Союза, осужденные по надуманным политическим мотивам. В основном это были жены, матери, дочери известных государственных, общественных деятелей СССР.Здесь находились жены С.Сейфуллина,Т.Жургенова, С.Ходжанова, жена и дочьТ.Рыскулова.

Здесь отбывали наказания беременные женщины и женщины с грудными детьми. За период 1938-1953гг через АЛЖИР прошли 20 тыс.заключенных.

Турар Рыскулов — казахский государственный деятель в Средней Азии и России, участник национально-освободительного восстания народов Центральной Азии, дипломат, яркий представитель казахской интеллигенции, борец за права тюркских народов, создатель общества «Бухара», председатель Мусульманского бюро Туркестанской АССР. В период массовых сталинских репрессий Турар Рыскулов был объявлен врагом народа и расстрелян 10 февраля 1938 года. По данным ФСБ России, переданным в фонд «Мемориал», в списке захороненных на спецобъекте НКВД под названием «Коммунарка» имеется сведения о захоронении Рыскулова. В 1956 году реабилитирован посмертно. Он доказывал, что тюркоязычные народы Туркестана — единый народ, лишь ходом истории раздробленный, а Туркестан — общий дом для тюркоязычных народов, населявших Центральную Азию. С заявления Рыскулова о сохранении единства Туркестана начался этап гонений.

 В июне 1923 Сталин на IV совещании руководящих кадров национальных республик и областей обвинил Рыскулова в «пантюркизме», говоря, что Рыскулов поддерживает Султан-Галиева, видного деятеля—революционера из Татарстана, открыто выступившего против политики Сталина по национальному вопросу.
От первой жены — Татьяны Колосовской — у Турара Рыскулова сын Александр (Искандер), от второй — Надежды Пушкаревой — дочь София. Третья жена — Азиза Тубековна — подарила политическому деятелю дочь дочь Майю.

«Вслед за бабушкой 30 апреля 1938 г. взяли маму с грудной дочерью и погнали по этапу в Карагандинский лагерь. Спустя пять дней после ареста мамы меня, не достигшую еще и пятилетнего возраста, отправили в детдом на Украину, в с. Дубки Одесской обл. Я отчетливо помню многое, но более всего - свой безумный страх, истошный, непрекращающийся плач, переходящий в истерику.

Мама с бабушкой встретились в Карлаге, но были вместе очень короткое время. Их разлучили навсегда, перегнав Арифу Атауловну в АЛЖИР. Маленькую Риду оторвали от матери в трехлетнем возрасте, как и других детей, и отправили в Осакаровский детдом Карагандинской обл. Эта вопиющая акция, как говорила мама, вызвала шок у всех матерей. Они бежали за машиной с детьми, кричали, вопили, теряли сознание, сходил и с ума. Так мама, арестованная в цветущем 26-летнем возрасте, провела в лагере почти

 10 лет. Из них восемь - по 58-й статье как член семьи изменника Родины, остальное время — в качестве вольнонаемной.


Слайд 6
.

Слайд 7

Слайд 8


Слайд 9

Слайд 10


Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14


1 мин

Закрепление


Задание1. Причины политических репрессий 1920-30-х годов? С.103-105

Примерные ответы учащихся:

  • Власть стремилась ликвидировать оппозицию в лице интеллигенции;

  • 2. бесплатно использовать труд заключенных

  • 3. развитие промышленности, разработки природных ресурсов требовали дешевой рабочей силы

  • 4. земли под лагеря изымали у коренного населения, вынуждая их уходить из родных мест

  • 5. Фабриковались уголовные дела «врагов народа» для сокрытия экономических провалов в стране.


Дескриптор:

  1. Называют причины политических репрессий

  2. Называют, что казахская интеллегенция стала жертвой репрессии 1937-1938 гг.

Почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»? (одно предложение)
Примерные ответы учеников:

«Враги народа» -эти ярлыки интеллигенции давали из-за того, что опасалась сталинская власть, что народ пойдет за ними, может даже поднять восстание.

Дескриптор:

1.Определяет за какую деятельность называли людей «Враг народа»?

2.Называет тех, кто не заслуженно стал жертвой политических репрессий

Слайд 15,16


1мин

Итог урока

Поведем итог урока:

  • политика командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века привела к массовым политическим репрессиям, в первую очередь интеллигенции, т.к. они первые старались дипломатически отстаивать интересы народа, но жесткая сталинская идеология противостояла демократическому обществу.

Слайд 17

1 мин

Рефлексия

  • Есть вопросы??? Поднимите руку

  • Все понятно

Слайд 18

1мин

Домашнее задание

  • Читать пар.20-21, ответить на вопросы 4-6

  • Знать понятия: репрессии, амнистия, ГУЛА, ОГПУ, ЧСИР




Слайд 19