Файл: Контрольная работа Диагностика нагляднообразного мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
Институт педагогики и психологии

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии детства
Контрольная работа
Диагностика наглядно-образного мышления 

Код, направление подготовки: направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование направленность (профиль) Логопедия



Обучающийся

Куриленко В.А.

5 курса, заочная (полная форма обучения)

Проверил

Комарова С. В,

к. п.н., доцент



Брянск 2023 г.

Методика «Разрезные картинки»

Цель: исследовать способность ребенка к перцептивному моделированию, к смысловому и пространственному соотнесению частей и целого, т.е возможность синтеза на предметном уровне. Выявить сформированность наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, комбинаторных способностей. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.

Возраст: средний возраст 2.5-7 лет
Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и горизонтали

Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются картинки из трех, четырех, пяти, шести частей, разрезанные по вертикали и горизонтали.

Анализ результатов:


Дети с нормальным умственным развитием: складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб. После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. Отмечается интерес к заданию.

Дети с задержкой психического развития: начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако после показа способа действия (консультант сам собирает картинку, а затем разрушает её) ребенок выполняет задание. Составление картинки из трех, четырех, пяти, шести частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.

Дети умственно отсталые: с легкой умственной отсталостью понимают инструкцию и собирают картинку, разрезанную на 2-3 части. Сложные картинки собирают после двух-трех показов. При работе с картинкам из 4-6 частей наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывая их друг на друга, раскладывают на столе. Дети с умеренной умственной отсталостью часто не понимают устной инструкции. Им необходим показ, совместное выполнение. Правильно собирают картинку, разрезанную на две части по горизонтали. Составление картинок из 3 – 6 частей часто недоступно.

1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: определить уровень сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания, способности ориентироваться в пространстве.


Возраст: от 5 лет

Оборудование: кубики Кооса, образцы орнаментов.

Инструкция: перед ребенком раскладывают кубики Кооса, затем предлагают составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастающей сложности. Сначала испытуемому предлагают сложить орнамент №1 и №2. Если ребенку не удается это сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Дальше они работают самостоятельно. При появлении затруднений испытуемым предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам с нанесенной сеткой.

Анализ результатов:

При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами №1-№6 по 60 сек., над фигурами №7-№10 по 120 сек. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления.

Дети с нормальным умственным развитием без затруднений складывают орнаменты №1-№8, могут появиться затруднения при складывании орнаментов №9-№10. Деятельность детей с сохранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи экспериментатора, способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию. При этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при складывании сложных узоров (орнаменты №7-№10), но при помощи взрослого (предъявлении макета с нанесенной сеткой) с заданием справляются.

Дети умственно отсталые выполняют задания пассивно, вяло, им требуется большая помощь со стороны консультанта. Необходимы повторные инструкции, показы. Перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время).

за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Методика «Почини коврик»

Цель: выявить уровень развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения; сформированность наглядно - образных представлений, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Оборудование: рисунки, содержащие пробел, матрицы Равена.

Возраст: от 4.5 лет

Инструкция: ребенку показывают поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые располагаются под рисунком или справа, слева от него. Инструкция: «Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его», «Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки, покажи, какой подходит (или: какой вырезали). Более сложные рисунки предлагаются детям с 6-7 лет.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, консультант использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика «внимательнее», «не спеши»). Такая помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развёрнутая, детальная помощь.

Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью консультанта часто оказывается случайным.

Методика “Нелепицы”

Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически. Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор


В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.

  Рисунки по теме ПДД в детских садах - безопасность глазами детей

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам. Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар. Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.

Задания на нахождение закономерностей

В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.