Файл: Практическое задание 3, Модуль Организация логопедической помощи слушатель Мурзина Ольга Викторовна Преподаватель Минеева Оксана Александровна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Введение в логопедическую специальность с основами логопедии

Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи


Выполнил:

слушатель Мурзина Ольга Викторовна

Преподаватель:

Минеева Оксана Александровна

г. Пермь - 2023

Задание 1. 

Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

- для обследования какого компонента речи оно используется,

- какова цель задания.

п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

Фонематический

Обследование состояния фонематического анализа

2.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

 Формирование связной речи

 Научиться создавать рассказ по серии картинок

3.

Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко) му (высоко)

 Сформированность фонематического слуха

 Определение силы, тембра, высоты голоса

4.

Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

 Определение состояния артикуляционной моторики

 Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата


Задание 2. 

Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:

Образец

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение, определение

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата

2.

Виды (формы)

Функциональная:

- Акустико-фонематическая

- Артикуляторно-фонематическая

- Артикуляторно-фонетическая

Органическая

 

3.

Причины возникновения

        Причины функциональной дислалии:

       1. Социальные факторы: подражание неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность.

       2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

       Причины органической дислалии:

1.     Короткая уздечка языка или верхней губы

2.     Макро- или микроглоссия

3.     Неправильным прикусом

4.     Аномалии, деформация зубного ряда

5.     Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нёбо

4.

Механизм возникновения

- Несформированность фонематического слуха

- Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков

- Неверное усвоение артикуляционной позиции

- Дефекты строения артикуляционного аппарата

5.

Симптоматика

Замены, смешения, искажения звуков

6.

Направления логопедической работы

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

2. Развития подвижности органов периферического речевого аппарата (артикуляционной моторики).

3. Формирование произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).


 

Таблица для заполнения

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение

 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

2.

Виды (формы)

 Моторная

Сенсорная

3.

Причины возникновения

  билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни.

4.

Механизм возникновения

 Речевое недоразвитие из-за патологии сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией)

Патология некоторых сторон психической деятельности

Несформированность языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

5.

Симптоматика

 Отсутствие речи

Разные замены одного и того же звука

Неадекватное использование слов из-за непонимания их значения

Ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь

Нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора

6.

Направления логопедической работы

 Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря,

Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.

Формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.

Воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.

 

Задание 3.

Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.

аудиофайла

Вид речевого нарушения

Обоснование

№ 1

 Заикание

 Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или зуков.

№ 2

 Ринолария

 Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции

№ 3

 Дизартрия

 Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.  Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной.


Задание 4. 

Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:

Дети с нарушением зрения

Дети с умственной отсталостью

Дети с ДЦП

1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий
2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
3.Развитие зрительно-двигательной координации;
4.Развитие слухового внимания;
5. Развитие зрительно-познавательной активности;
6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).


1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики
4. Развитие ритма.
5. Развитие речевого дыхания и голоса.   
6.Развитие артикуляторной моторики.
7. Развитие слухового восприятия и внимания.
8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи
10. Развитие лексики.
11. Формирование грамматического строя речи
12 Развитие связной речи


1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса;
3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
4. Развитие зрительного и слухового восприятия;
5. Развитие эмоциональных реакций;
6. Развитие функций кистей и пальцев рук;
7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.