Файл: Центры социальной помощи детям задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объект социальной работы - клиент, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие склонность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества с ненормальными условиями жизни, которые данное общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих разного рода проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется любой человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: вежливые, агрессоры, немые и т.п.

Субъект социальной работы -это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (организации, разного рода благотворительные союзы, фонды и т.д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т.п.) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

1.2 Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе


Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают в основном как главный каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».


Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога.

Социальная работакак преемница первоначальных форм благотворительности и опеки - более широкое понятие, но включающее также педагогические воздействия и деятельность по защите человека и по оказанию ему помощи.

Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование - процессы, сопровождающие всю жизнь человека.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная работа, и социальная педагогика ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений.

Для профессионального индивидуального общения с клиентом важны навыки использования различного рода бесед, диалога, составляющих методический инструментарий этой формы социальной работы.

Для решения разного рода задач, которые стоят перед социальными работниками предпочтено отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине.

В практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам:

по характеру членов группы, например по возрасту, полу, социальным критериям (группы матерей, группы обучающихся и т.п.);

по характеру проблемы, что служит критерием для групповой терапии и касается всех членов групп (к примеру, группы психически больных, группы риска, заслуживающих наказание; группы детей из неполных семей, группы вдов и т.д.);

по виду программы группы (к примеру, дискуссионные группы, группы мастеровых, спортивные группы и т.п.);

по целевой направленности групп (к примеру, группы, ориентированные на образование, трудовые и политические группы, досуговые группы и т.п.).

Участие в группах, как правило, предусматривается на добровольных началах,кромегруппосужденных в тюрьме, участие в которых для их членов обязательно.

В практической деятельности используются и другие критерии для групп, например, формальные или неформальные группы, временные или долгосрочные, гомогенные или гетерогенные и т.д.


Кроме того, группа может быть определена и по количеству ее членов, по характеру контактов участников (дружественные или противоборствующие), по структуре (ролевая система или подгруппы), системе принятых правил и норм, по функциям, целям и задачам и т.п. Ведущие авторы этой формы, ее горячие сторонники, объединяют все виды деятельности социальных педагогов и социальных работников в группах под общим понятием «социальная групповая работа». Последняя понимается как одним из способов социальной работы, который помогает индивидам через наполненные определенным смыслом групповые переживания поднять свою социальную дееспособность, лучше понять и приобщиться к решению как личных, групповых, так и общественных проблем.

Основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп, в которые свою лепту вносят теория поведения, социология, психология, социальная психология, антропология, андрагогика, педагогика, коммуникативное учение, а также теории ролей и конфликтов.

Результаты данных исследований показывают:

человеческие отношения - лояльные или конфронтационные - определяются динамическими закономерностями;

«однолинейная коммуникация» не имеет отношения к групповой работе, так как она воспитывает пассивность;

существуют определенные методы для структурирования и регулирования межчеловеческих отношений;

малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;

становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, а также личных потенциальных возможностей и их предела;

в малой группе возможна обратная связь, то есть выяснение того, как индивид воздействует на других своимповедением;

малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом упражнения и проверки достигнутого.

Проектное обучение по своей сути нацелено на творческую проработку проблем, на укрепление теории и практики в плане профессиональной подготовки и критической оценки самой практической подготовки. Проектное обучение содержит инновационный элемент в смысле конкретных изменений в общественных нишах, а не во всей общественной системе. Важнейшие черты этого обучения - его междисциплинарный характер, методический плюрализм, связь с личностным опытом, инновационная творческая направленность. Поэтому оно было официально введено с конца семидесятых годов почти во все западногерманские специальные высшие школы по подготовке социальных педагогов и социальных работников. Руководили проектами, как правило, опытные специалисты. А с учебными заведениями, где апробировались эти проекты, заключались особые соглашения. Что касается метода социальной работы в общине, то он подразумевает подключение действий людей, которые связаны друг с другом прежде всего территориальной близостью, людей, укоторых трудноесоциальное положение в силу общей сложившейся ситуации в рамках окружающих условий и которые пытаются устранить данное положение через совместное
планирование и проведение определенных мер, используя при этом все свои силы и возможности.

Социальная работа в общине требует поддержки как со стороны специалистов, так и партнеров, и советников, которые вместо традиционного попечительства оказывают помощь в целях самопомощи. Процесс социальной эмансипации осуществляется при этом через участие людей, у которых трудное социальное положение. Собственная активная деятельность приводит их к освобождению и от внутреннего состояния психологического давления, которое отравляет им существование.

Работу в общине рекомендуют трактовать не только как метод, но и как перспективу для социальной работы; как принцип социальной деятельности, как социальную работу, которая в отличие от чисто индивидуализированных подходов приводит к изменению общественных структур.

В принципе здесь речь идет о выборе, решении - должны ли социальные работники приспосабливать своих клиентов к неосознанным ими общественным структурам или, наоборот, цель - так изменить общественные условия, чтобы добиться интеграции клиента без особых усилий и помощи.

Под социальной работой в общине следует понимать обобщенное понятие различных национальных форм работы, получивших развитие в последние годы и направленных на улучшение социально-культурного окружения групп населения.

Но среди разнообразия приемов социальной деятельности в общине можно выделить некоторые общие признаки. Прежде всего эта работа - профессиональная деятельность социальных работников. Объект социально-педагогического воздействия - это вся община, то есть все соседствующие территории, городские кварталы. При этом группы населения становятся действующими субъектами. Далее, социальная работа в общине рассматривает экономические и политические условия как причину социальных бед в регионе и решает существующие и возникающие проблемы на местном уровне.

Следует отметить, что социальная работа в общине интегрирует различные методы не только из арсенала социальных работников и социальных педагогов, но и методы политических акций.

Главная цель социальной работы в общине - добиться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, и активизации различных групп населения коммуны или общины. Исходный пункт для социальной деятельности в общине - главным образом социальные конфликты и их предупреждение. Нужно охватывать все проблемы повседневной жизни людей в жилых кварталах общины, формировать их политическую активность.


Социальная работа в общине рассматривается и как общественно-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей и ожиданий жителей общины. Ставится задача: чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем и доказывал это своим участием в солидарных действиях, направленных на решение актуальных социальных проблем и конфликтных ситуаций на региональном уровне.

Тем самым социальная работа в общине способствует лучшему взаимопониманию и взаимодействию коммунальной социальной политики со всеми структурами городских кварталов. Она позволяет в региональных масштабах высветить состояние общества и окружающей действительности в экономическом, политическом, культурном и социальном аспектах и лучше способствовать устранению противоречий и решению многих проблем, которые ставят новые социальные движения, разнообразные гражданские инициативы.

Рассмотренные выше методы, являются методами социальной работы, с позиции взаимодействия клиента и социального работника.

Тем самым выделяют организационно-распорядительные методы, которые лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование - способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы количества обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование - самый мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального поведения и самочувствия. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).