Файл: Исследование классного кабинета 17.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан

«Технический колледж имени Р.Н. Ашуралиева»

Проектная работа

Влияние внешних факторов на зрение школьника

Выполнила:

Руководитель проекта:
г. Махачкала

2023 год

Содержание



Введение 2

Глава 1. Выявление нарушений зрения у школьников 4

1.1.Строение зрительного анализатора и физиология зрение 4

Рис. 2. Зрительный нерв 8

1.2.Основные дефекты зрения у школьников 8

Глава 2. Влияние внешних факторов на зрение школьника 11

2.1. Основные факторы, влияющие на зрение школьников 11

2.2. Исследование классного кабинета 17

2.3. Естественное и искусственное освещение 18

2.4. Уровень доски и посадочного места 22

Глава 3. Практическая часть 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Приложение 29

Санитарные требования к размерам школьной мебели 29

Таблица 2 29


Введение


Актуальность работы. Человек через органы зрения получает самый большой объем информации – до 80%. Говорят, что глазами в мир смотрит мозг, помогая нам ориентироваться в окружающей среде. Без зрения мы не получали бы большую часть положительных и отрицательных эмоций, именно оно пробуждает наши воспоминания и воображение, позволяет воспроизводить в памяти однажды увиденные предметы и действия. Не случайно народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

   Здоровье младших школьников значительно отличается от того, когда мы заканчиваем школу. Среди заболеваний, которые приобретают школьники, одно из первых мест занимают заболевания органов зрения, а именно близорукость и дальнозоркость. По данным Министерства здравоохранения Хабаровского края острота зрения у первоклассников за первый год обучения снижается с 6.2 до 9.4%. В среднем у учеников к окончанию школы зрение ухудшается в десять раз.

Актуальность данной работы заключается в том, что мое исследование находит широкое применение в практической деятельности и здоровьесберегающих технологий.

Все эти факторы заставляют нас обратить особое внимание по данному вопросу и постараться выявить возможные пути решения, стабилизирования зрение школьника.

Цель исследования заключается в изучении факторов, влияющие на снижение зрения у школьников.


Задачи:

  • собрать информацию и изучить ее;

  • определить уровень снижения зрения у школьников среднего звена;

  • изучить факторы, влияющие на снижение зрения школьника во время учебного дня и во внеурочное время;

  • предложить пути решения для сохранения зрения у подростков.

Объектом исследования является зрение человека.

Предмет исследования: нарушение зрения у школьников.

Гипотеза: на основе полученных исследований я смогу помочь окружающим советом о факторах, влияющих на снижения зрения, нарушениях зрительного аппарата на ранних стадиях его развития. А так же открою для себя много нового в вопросах здоровье сберегающих технологий и медицины.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов, систематизация современные данные о планетах. На основании изученного материала сделать выводы.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретическая и практическая часть), заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Выявление нарушений зрения у школьников


    1. Строение зрительного анализатора и физиология зрение

Система органов, образующая зрительный анализатор, состоит из нескольких отделов:

  • периферический (включает рецепторы сетчатки);

  • проводниковый (представлен зрительным нервом);

  • центральный (центр зрительного анализатора).

Благодаря периферическому отделу обеспечивается возможность сбора зрительной информации. Через проводниковую часть она передаётся в кору мозга, где происходит её обработка.

Строение глаз:

Глаза располагаются в глазницах (углублениях) черепа, состоят из глазных яблок, вспомогательного аппарата. Первые имеют форму шара диаметром до 24 мм, весят до 7-8 г. Они образованы несколькими оболочками (рис.1):

Склера – наружная оболочка. Непрозрачная, плотная, включает кровеносные сосуды, нервные окончания. Передняя часть соединена с роговицей, задняя – с сетчаткой. Склера придает форму глазам, не давая им деформироваться.

Сосудистая оболочка. Благодаря ей питательные вещества поступают к сетчатке.

Сетчатка. Образована клетками фоторецепторов (палочки, колбочки), вырабатывающие вещество родопсин. Оно преобразовывает энергию света в электрическую, в дальнейшем она распознаётся корой мозга.

Роговица. Прозрачная, без кровеносных сосудов. Находится она в переднем отделе глаза. В роговице преломляется свет.


Радужная оболочка (радужка). Образована мышечными волокнами. Они обеспечивают сокращение зрачка, находящегося в центре радужки. Именно так регулируется количество света, попадающего в сетчатку. Цвет радужки глаз обеспечивается концентрацией в ней особого пигмента.

Ресничная мышца (ресничный поясок). Её функция - обеспечение способности хрусталика фокусировать взгляд.

Хрусталик. Прозрачная линза, благодаря которой обеспечивается отчётливое зрение.

Стекловидное тело. Представлено гелеобразной прозрачной субстанцией, находящейся внутри глазных яблок. Через стекловидное тело свет проникает от хрусталика к сетчатке. Его функция – формирование устойчивой формы глаз.



Рис.1. Строение глаза
Вспомогательный аппарат:

Вспомогательный аппарат глаз образован веками, бровями, слёзными мышцами, ресницами, двигательными мышцами. Он обеспечивает защиту глаз и их движения. Сзади они окружены жировой клетчаткой.

Над глазницами находятся брови, защищающие глаза от попадания жидкости. Веки способствуют увлажнению глазных яблок, обеспечивают защитную функцию.

К вспомогательному аппарату относятся ресницы, при раздражении они обеспечивают защитный рефлекс смыкания век. Следует также упомянуть о конъюнктиве (слизистой оболочке), ею покрыты глазные яблоки в передней части (кроме роговицы), веки изнутри.

В верхних внешних (латеральных) краях глазниц есть слёзные железы. Они вырабатывают жидкость, нужную для обеспечения прозрачности роговицы и её чистоты. Также она предохраняет глаза от высыхания. Благодаря миганию век слёзная жидкость может распределяться по поверхности глаз. Защитную функцию также обеспечивают 2 запирающих рефлекса: роговичный, зрачковый.

Глазное яблоко двигается с помощью 6-ю мышц, 4 называют прямыми, а 2 - косыми. Одной парой мышц обеспечиваются движения вверх-вниз, второй парой - движения влево-вправо. Третья пара мышц даёт возможность глазным яблокам вращаться относительно оптической оси, глаза могут смотреть в различных направлениях, реагируя на раздражители.

Зрительный нерв, его функции:

Значительная часть проводящего пути образована зрительным нервом длиной 4-6 см. Он начинается на заднем полюсе глазных яблок, где представлен несколькими нервными отростками (т. н. диск зрительного нерва (ДЗН). Проходит он и в глазнице, вокруг него находятся оболочки мозга. Небольшая часть нерва располагается в передней черепной ямке, где окружена цистернами мозга, мягкой оболочкой.


Основные функции:

Передаёт импульсы от рецепторов в сетчатке. Они проходят к подкорковым структурам мозга, а оттуда к коре.

Обеспечивает обратную связь путём передачи сигнала от коры мозга к глазам.

Отвечает за быструю реакцию глаз на раздражители извне.

Над местом входа нерва (напротив зрачка) имеется жёлтое пятно. Его называют участком наивысшей остроты зрения. В состав жёлтого пятна входит красящий пигмент, концентрация которого довольно значительна.

Механизм действия зрительного анализатора сравнивают с работой телевизора. Глазные яблоки можно ассоциировать с антенной, принимающей сигнал. Реагируя на раздражитель, они преобразовываются в электроволну, которая передаётся к участкам коры мозга.

Проводниковая часть, состоящая их нервных волокон, - это телевизионный кабель. Ну а роль телевизора выполняет центральный отдел, находящийся в коре мозга. Он обрабатывает сигналы, переводя их в образы.

В корковом отделе мозга происходит восприятие сложных объектов, оцениваются форма, размер, удалённость предметов. В результате полученная информация объединяется в общую картинку.

Итак, свет воспринимается периферической частью глаз, проходя к сетчатке через зрачок. В хрусталике он преломляется и преобразуется в электроволну. По нервным волокнам она поступает к коре, где полученная информация расшифровывается и оценивается, а затем декодируется в зрительную картинку.

Изображение воспринимается здоровым человеком в трёхмерном виде, что обеспечивается наличием 2-х глаз. От левого глаза волна идёт к правому полушарию, а от правого – к левому. Соединяясь, волны дают чёткое изображение. Свет преломляется на сетчатке, образы поступают в мозг перевёрнутыми, а после они преобразуются в форму, привычную для восприятия. При каком-либо нарушении бинокулярного зрения человек видит сразу 2 картинки.



Рис. 2. Зрительный нерв

    1. Основные дефекты зрения у школьников

Близорукость:

Близорукость (миопия) — аномалия рефракции. При ней фокусировка изображения происходит неправильно: не на сетчатке глаза, а перед ней. Миопия весьма распространена среди школьников и студентов, которые постоянно испытывают повышенную нагрузку на органы зрения. Однако она может быть и врожденной, либо сопровождать некоторые заболевания — сахарный диабет, синдром Дауна, катаракту.




Рис.3. Близорукость зрения
Дальнозоркость:

Дальнозоркость (гиперметропия) так же, как и близорукость — аномалия рефракции. При ней изображение в состоянии покоя аккомодации фокусируется неправильно, за сетчаткой. Дальнозоркость имеет распространение среди детей до 3-х лет и рассматривается как физиологическая. Среди детей постарше, до 12 лет, она тоже встречается нередко. Кроме того, данный дефект зрения часто наблюдается у взрослых от 18 и старше. Гиперметропия сопровождается головными болями, жжением в глазах и повышенной утомляемостью зрительной зоны. Также данное заболевание развивается в старческом возрасте.


Рис. 4. Дальнозоркость зрения
Спазм аккомодации:

Функциональное нарушение зрения, обусловленное длительным спастическим сокращением цилиарной мышцы, продолжающимся в условиях, когда фокусировка вблизи не требуется. Спазм аккомодации сопровождается снижением остроты зрения вдаль, быстрым утомлением при выполнении зрительной работы на близком расстоянии, болью в глазных яблоках, висках, лобной области.

Спазм аккомодации является одним из наиболее частых заболеваний в детской офтальмологии, занимающим второе место после близорукости. По статистике, спазмом аккомодации страдает 15% детей школьного возраста. До определенного момента спазм аккомодации является обратимым, однако длительно не корригируемая ложная близорукость со временем может перейти в истинную близорукость у детей.

Выводы по 1 главе

Орган зрения – глаз человека представляет периферическую часть зрительного анализатора. Орган зрения имеет огромное значение для жизни организма: ориентация в пространстве, трудовая деятельность, у животных: поиск корма, спасение от врага. Значение зрительного анализатора очень велико для развития мозга животного и человека. Раннее нарушение функции зрения вызывает существенные перестройки мозга, которые в известной степени могут быть устранены при восстановлении нормального притока зрительной импульсации.

Глаз имеет почти круглую форму около 2,5 сантиметров в диаметре. Он находится в глазных впадинах – орбитах. Между глазом и костной стенкой глазницы лежит жир, соединительная ткань, железа, вырабатывающая слёзную жидкость, глазодвигательные мышцы.