ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Выявление нарушений зрения у школьников
Глава 2. Влияние внешних факторов на зрение школьника
2.1. Основные факторы, влияющие на зрение школьников
2.2. Исследование классного кабинета
2.3. Естественное и искусственное освещение
2.4. Уровень доски и посадочного места
Для проведения исследования я взяла кабинет «Физики», в котором я провожу до 5 часов в неделю. Рассматривая вопрос освещенности класса, я выделяю два вида освещенности: естественный и искусственный.
2.3. Естественное и искусственное освещение
К естественному я отношу свет, падающий от окна. Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений. (Инсоляционный, лат. insolatio, освещение солнечными лучами).
Моя задача заключается в определении светового коэффициента (СК) и сравнение его соответствием с гигиеническими требованиями. Норма светового коэффициента 1:4-1:5.
Итак, СК определяется по формуле:
(1)
Где S1- площадь остекленной поверхности [м2];
S2- площадь пола [м2].
Необходимо заметить, что естественная освещенность зависит от следующих показателей:
-
от климатического пояса; -
ориентация окон по сторонам света; -
от СК.
Мы живем в умеренно-контенентальном климатическом поясе. С помощью компаса я определила, что кабинет физики находится на Юге. Ориентация учебного кабинета - Юг обеспечивает высокий уровень освещения, особенно в первую половину дня, а также не происходит перегрева помещений, в отличие от Западного расположения. На западном расположении классных комнат (кабинеты математики и биологии) солнечные лучи, проникая в класс, «задерживаются» дольше времени, что способствует нагреванию кабинетов.
В кабинете 3 окна. Размеры одного окна:
а=166 см
b=171 см
Так как по стандартам 10% площади окна занимает переплет оконных рам, необходимо это учесть. Тогда:
Где S' — площадь окна с учетом переплета оконных рам [м2].
Получаем
Подставляем числовые значения:
Площадь пола в кабинете «Физики»:
По формуле (1) определяем световой коэффициент (СК):
Результат исследования
естественного освещения классного помещения школы в
кабинета физики
Таблица 1
Ориентация классного помещения | S1 остекления одного окна [м2] | S общая площадь остекления [м2] | S2 площадь пола [м2] | Световой коэффициент (СК) |
Юг | 2,8 м2 | 7,56 | 68,6 | 1:9 |
Вывод: Видим, что световой коэффициент естественного освящения в кабинете не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1:4 — 1:5.
Для искусственного освещения в классе имеются люминесцентные светильники типа «ЛБ-40».
Светильники установлены в два ряда вдоль класса параллельно окнам. Включение ламп дневного света происходит отдельно.
Определение искусственного освещения, возможно с помощью прибора люксметра, но я исследовала, с помощью метода «Ватт». Для этого мне необходимо:
-
определить количество осветительных приборов в классе; -
определить удельную мощность.
Норма освещенности при лампах накаливания в классных комнатах — 150 Вт/м2, а при люминесцентных 300 Вт/м2.
В классе люминесцентные лампы или лампы дневного света. Моя задача заключается в расчетах и сравнении с нормой освещенности.
Для определения удельной освещенности ламп в классе, необходимо учесть
(2)
где, - общая мощность ламп [Вт];
– общая площадь класса [м2].
— мощность одной лампочки.
В классе 24 лампы дневного света:
По формуле (2) определяем удельную мощность освещения:
Чтобы определить освещенность на отдельном рабочем месте помещения, умножают удельную мощность ламп на коэффициент , который показывает, какое количество люксов дает удельная мощность 1 Вт/ м2. Этот коэффициент для помещения с площадью более 50 м2 для люминесцентных ламп — 15,0.[1]
(3)
где
– удельная освещенность помещения на отдельном рабочем месте ;
– поправочный коэффициент (см. Приложение 1)
Результат исследования
искусственного освещения классного помещения школы в
кабинете физики
Таблица №2
Характеристика источника | Число светильников | Общая мощность Р [Вт] | Удельная мощность ρ [Вт/м2] |
Лампа люминесцентная | 24 | 960 | 14 |
Вывод: удельная мощность искусственного освещения в кабинете «Физики» не соответствует гигиеническим требованиям.
2.4. Уровень доски и посадочного места
Уровень доски и посадочного места так же играют важную роль в регуляции биологических ритмов. При оптимальной высоте классной мебели, осанка ученика не деформируется, что очень важно, как для формирования скелета, так и для сохранения хорошего зрения. Так же при неправильном положении снижается работоспособность учеников.
Рассматривая вопрос о классной мебели, я рассматриваю два вида:
-
уровень классной доски; -
высота посадочного места.
Размеры школьной мебели зависят от роста ученика (Приложение, Таблица 2).
По гигиеническим требованиям уровень классной доски для 5 – 11 классов не должен отклоняться от 80 – 90 см над уровнем пола.
В кабинете «Физики»:
- размеры доски:
- цвет: темно зеленый;
- доска освещается 1 светильником типа «ЛПО-30-40-122»;
- светильник размещен выше верхнего края доски на 37 см, в сторону класса перед доской;
- уровень классной доски 101 см от пола, что соответствует нормам.
Вывод: все характеристики, представленные выше, соответствуют требованиям Снитарно-эпидемиологическим правилам.
Средний рост учеников 8 – 11 классов колеблется от 145 до 175 см. Из Таблицы 2 видно, что высота парты в классе, где занимаются учащиеся 8 – 11 классов должна быть 64 – 70 см, а стула, соответственно – 38 – 42 см
В кабинете «Физики» эти показатели составляют:
высота парт — 76 см;
высота стульев — 46 см
По расположению учебной мебели в классе:
- расстояние от первой парты до учебной доски — 250 см;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 647 см (при максимуме — 860 см);
- высота нижнего края учебной доски над полом — 90 см;
- угол видимости доски - 65°48'.
Для вычисления угла видимости учебной доски я сделала следующие измерения и вычисления:
1. измерила расстояние от середины крайнего места ученика за передним столом до доски по перпендикуляру: ;
2. измерила расстояние от края доски длиной 300 см до середины крайнего места ученика за передним столом: ;
3. Вычислим . Для этого в получившемся прямоугольном треугольнике, где — катет и - гипотенуза:
По таблице Брадиса определяем угол .
Вывод: все характеристики, представленные на мебель в кабинете, соответствуют требованиям Снитарно-эпидемиологическим правилам (см. Приложение 2).
Выводы по 2 главе
Наши глаза обладают весьма интересными и жизненно важными свойствами. Однако эти свойства настолько для нас обыденны, привычны, что мы в повседневной жизни их не замечаем или совсем не думаем об их причинах.
Глаз — это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами приводит к ослаблению остроты зрения и порождает много проблем, вплоть до выбора профессии. Хочется, чтобы мы осмысленно подходили к вопросу о сохранении зрения.
По медицинской статистике большинство учеников нашей школы имеют дефекты зрения, которые частично можно исправить, соблюдая простые правила и выполняя глазную гимнастику.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. А так же необходимо соблюдать элементарные правила гигиены, которые, в сущности, не так сложны: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза от различных травм, на производстве использовать защитные очки, работать на компьютере с перерывами, питаться полезными для глаз продуктами, выполнять гимнастику для глаз и заниматься спортом.
Глава 3. Практическая часть
В практической части своей работы я провел опрос школьников разных возрастов нашей школы по следующим параметрам:
-
Есть ли у Вас смартфон -
Сколько времени в сутки Вы проводите , глядя в экран смартфона -
Есть ли у Вас проблемы со зрением -
Когда у Вас стало наблюдаться ухудшение зрения
Результаты опроса:
Класс | Есть смартфон | Есть проблемы со зрением | Проблемы начались в последние два года | Время за смартфоном | | |||
2-4 часа | 5-7 часов | 8-12 часов | 1 час | |||||
5А (18 опрошенных) | 11(61%) | 7(63%) | 1(14%) | 8(72%) | 1(9%) | 2(18%) | 0 | |
5Б (28 опрошенных) | 25(89%) | 11(44%) | 6(54%) | 13(52%) | 2(8%) | 2(8%) | 8(32%) | |
7А(26 опрошенных) | 24(92%) | 10(41%) | 6(25%) | 13(54%) | 3(12%) | 5(21%) | 3(12%) | |
9А (31 опрошенных) | 31(100%) | 15(50%) | 7(23%) | 9(29%) | 10(32%) | 11(35%) | 1(3%) | |
9Б (28 опрошенных) | 28(100%) | 17(60%) | 5(18%) | 13(46%) | 4(14%) | 10(35%) | 0(3%) | |
10( 9 опрошенных) | 9(100%) | 6(66%) | 3(33%) | 2(22%) | 2(22%) | 4(44%) | 1(11%) | |
11( 13 опрошенных) | 12(92%) | 4(30%) | 1(7%) | 2(15%) | 4((31%) | 7(53%) | 0 |