Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3

Выполнил:

Обучающийся Назаров Владимир Владимирович

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 1. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы

(разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).



УМК:

УМК «Школа России»

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова

I.Структура букваря (этапы обучения грамоте)

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.


1.Подготовительный этап (I четверть) :

- введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

II. Последовательность изучения букв

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).


3. Структура и содержание типовой букварной страницы

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

4. Виды материала для обучения звуковому анализу


Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ.


БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ

Рассмотрим конкретную тему: «Буква Ш, ш». Никаких моделей слова в данном учебнике не наблюдается. Буква дается сразу как составная часть слова, а не отдельная единица языка. Слова даются в большом количестве, при этом сразу вводится правило о написании ши через и.
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.

Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:

1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);

2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).

На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определённое количество слов.

Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:

1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).


Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.

Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.
Такими упражнениями могут быть:

Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).

Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).


Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).

Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.

Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:

- Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.

- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

- Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.

- Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.

- Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.

Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.

Задание 2. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

Ответ:

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно – тематическим планированием по учебнику «Букварь»
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, научиться читать слова и предложения со звуками [л], [л’], буквами Лл
Образовательные: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Л и звуками, которые эта буква обозначает [л], [л']; научить выполнять звуковой анализ слов, совершенствовать умения моделировать схемы слов; создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, фонематического слуха, развития речи, творческого воображения; обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.