Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных, и научить детей по этим признакам находить орфограммы.

Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию, имеющий свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений.

Формирование навыков грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

Практическая работа учащихся в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность приводит к ошибкам.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться на основе определенного уровня владения фонетическим, грамматическим и словообразовательным материалом.

Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.

В правиле можно выделить условия и норму. Орфографические правила бывают различными, но все они унифицируют написания слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.

«Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы».
Он выделяет три группы правил:

1) одновариантные – предполагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации, один определенный вариант написания;

2) двухвариантные – содержат указания на правописание орфограмм, но дает не один вариант, а несколько (чаще 2);

3) правила рекомендации – не содержат информации об образе письма. Они сводятся к рекомендации некоторого приема; применение которого может привести школьника к решению орфографической задачи.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим и словообразовательным материалом.

Применить правило – это значит выполнить в определенной последовательности ряд мыслительных операций, направленных на выяснение правильного написания.


Орфографическое правило используется в период обучения и формирования орфографических действий. Отказ от него допускается по мере автоматизации навыка, когда орфографическое правило используется лишь для контроля.
Остановимся теперь на тех общих условиях, которые необходимы для формирования орфографических навыков. Основные из этих условий связаны с проблемами повторения и овладения приемами или способами выполнения действия.

«Упражнение и правильно понятая и организованная тренировка – это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которого первоначальное действие совершенствуется и качественно видоизменяется».

Повторение при обучении орфографии, является применением теоретических знаний в практике письма.

Что же совершенствуется в процессе применения правил во время таких повторений. Прежде всего те мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач и которые лежат в основе приемов и способов решения этих задач.

Повторение в процессе образования навыка ценно, таким образом, не только тем, что при повторении закрепляются необходимые орфографические связи между звуковой и графической формой речи, но и тем, как эти связи образуются: не механически, а осознанно; сами же связи носят не единичный

(запоминание слова), а обобщенный характер.

Упражнения в применении правил важны не столько тем, что закрепляют в памяти образцы написания слов, но и тем, что развивают умственные операции, те приемы памяти, которыми необходимо овладеть при выработке орфографических навыков обобщенного характера.

Обучение, учитывающее это обстоятельство, ставится обучением орфографии, основывающимся на активной, сознательной деятельности учеников, повышающей уровень умственного развития.
Итак, важнейшими условиями овладения навыком являются:

1) знание правил;

2) знание приемов, правил и умение их применять;

3) упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.
А также:

1) высокий уровень преподавания орфографии;

2) связь между сформированием орфографических навыков и развития;

3) вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений школьников в применении орфографических правил.
Т.О. орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный.



Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки. Поэтому, преодоление трудностей в обучении грамотному письму и формированию у школьников орфографических навыков во многом зависит от педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков; то во многом облегчит работу школьникам по освоению и выработке орфографического навыка; так как формирование орфографических навыков сложный и длительный процесс.

Задание 4. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.

Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.
Современный учебник как основа учебного процесса, представляет собой комплекс упражнений по грамматике, орфографии, орфоэпии, синтаксису, пунктуации и развитию речи. Он используется на всех этапах урока: при повторении, для справок по языковой теории, правописанию и развитию речи.

В процессе обучения современный учебник выполняет определенные функции:
воспитательную (воспитание ума, формирование умений видеть явления языка в их взаимосвязях, прививание любви к родному языку, самовыражение самих учащихся в речи и т.п.);

- познавательную (передача определенного объема информации и знаний по предмету);
- развитие интеллекта (умственных способностей и речи).
Все эти три функции выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету. В связи с этим к учебнику предъявляется ряд требований:
- содержательные: он дает обучающимся языковой материал, адаптированный к детскому восприятию, в соответствии с программой и государственным стандартом;
- интегративные: учебник объединяет в систему различные области языка, в нем в единстве выступают и литературный текст, и материал грамматики, лексики, орфографии, графики и развития речи;

4.2. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Спланируйте урок обучающего изложения по одному из них.
В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное - то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.


Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном материале.
Текст первый «Осенняя елочка» можно использовать в третьем классе для подробного изложения. Задача такого изложения - выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного. Дети устно по вопросам пересказывают текст, и позже по наводящим вопросам возпроизводят его.
Текст второй «Дятел» можно использовать в начальной школе(4 класс) для сжатого изложения.
Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия. Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два: переформулировка; исключение несущественной информации.
Текст третий «фигурка из воздушных шариков» не целесообразно использовать для изложения. Так как он представляет собой подробную инструкцию изготовления фигурки.
4.3. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца). 

Широкая тема

 

Осень

Узкая тема

Краски осени

 

Осень на Урале

Стиль речи

Картинная речь

 

Деловая речь

Речевой  мотив

 Самостоятельная монологическая речь

 

 Обращение информационного характера

Жанр

 рассказ

 

 доклад

Тип речи

 описание

 

 повествование

Варианты основной мысли

 Главная мысль, все части сочинения должны быть подчинены ей, дать для себя четкий ответ на вопрос «что я хочу сказать о теме?», обобщение сказанного.

 

 Определить понятия и термины в формулировке темы, определить отношения между основными понятиями, сформулировать основную мысль, отобрать наиболее значимые факты и события.

Источники накопления материала 

Фактического

наблюдения, экскурсии, личные впечатления

Языкового

Прочитанные книги

Фактического

рассматривание картин, просмотр фильмов

Языкового

Прочитанные книги