Файл: Тема Сознание и неосознаваемые процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представляет интерес для современной психологии и медитация, несмотря на то что практика медитирования известна на Востоке уже много столетий. Медитация (от лат. meditatio – размышление) – это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение).

Как относиться к измененным состояниям сознания? Стоит ли их переживать? Как утверждают специалисты, без особой на то надобности, пожалуй, не стоит. Вместе с тем, в отечественной литературе существует мнение, что ИСС, и в частности, гипноз, – «это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности трансформированного (по типу сверхвнушаемости) сознания. Это позволяет более концентрированно фокусироваться в заданном состоянии, что при определенных обстоятельствах может вызвать мобилизацию физических, интеллектуальных и психофизиологических резервов личности».

Ж. Годфруа в учебнике «Что такое психология» подробно описывает такие ИСС, как медитация, гипноз, сон, а также состояния сознания, вызванные приемом алкоголя и наркотических средств.

3. Сознание и бессознательное

Основатель психоанализа З. Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

Сознательное, предсознательное, бессознательное. В душевной жизни З. Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

«Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, — писал З. Фрейд, — оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:


1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Предсознательное – это структура, с содержанием которой сознание вольно поступать по собственному усмотрению. В нем заключено то, что в нужный момент может свободно переместиться в сознание. Речь идет о впечатлениях, воспоминаниях, знаниях, которые отсутствуют в фокусе нашего внимания и являются своего рода сейфом, ключ к которому хранится у нашего сознательного. Например, при необходимости мы можем вспомнить свои любимые стихи, впечатления о летнем отдыхе, имена и фамилии друзей. Однако до упоминания о них вы актуально эти знания не осознавали. Предсознательное иногда называют «доступной памятью».

С точки зрения З. Фрейда, роль предсознательного заключается в наведении мостов между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание, даже через несколько десятилетий не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связано не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты — это «каналы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.


По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии. Либидо (в пер. с лат. — желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис — процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.

Однако бессознательное человека – это не только хранилище подавленных и вытесненных инстинктов и импульсов человека. Ученик З. Фрейда К. Г. Юнг, в отличие от своего учителя, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным».

У каждого из нас есть два вида бессознательного. Индивидуальное бессознательное – хранилище подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также материала, который не оказался в свое время ярким, чтобы быть пережитым в сознании.

Коллективное бессознательное – своего рода «память поколений», психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и не принадлежит никому».

Таким образом, уже с начала ХХ века термин «бессознательное» в психологической науке имел неоднозначную трактовку. Немецкий психолог К. Ясперс сделал попытку разъяснить многообразие значений, приписываемых этому понятию. Согласно ученому, бессознательное трактуется:

1. Как производное от сознания и может быть идентифицировано с:

- автоматическим поведением (т.е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется без контроля сознания, например, ходьба, езда на велосипеде, письмо);

- забытым опытом, который еще не утратил своей действительности (имеются ввиду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);


- воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.

2. В соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения «Оно» есть то, что:

- будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;

- хотя и выявляется, но непреднамеренно;

- ускользает из памяти, т.е., будучи некогда содержанием сознания, забывается. Например, известны случаи, когда люди забывают, каковы были их намерения мгновением раньше: «я иду в соседнюю комнату – но зачем?»;

- никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.

3. Как сила, как первоисточник, т. е. как:

- творческое жизненное начало;

- убежище, защита, первопричина и конечная цель.

Иначе говоря, все существенное – все наши страстные устремления и озарения, все импульсы и все идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни – приходят к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.

4. Как «бытие» – как истинный глубинный смысл бытия, т.е. как психическая реальность.

Таким образом, для объяснения психической жизни индивида необходимо изучить не только содержание сознательных структур психики, но и механизмы, внешние по отношению к сознанию, – происходящие в сфере бессознательного события, которые, конечно, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий, представляя собой факты неосознаваемого психического.
4. Неосознаваемые процессы и их классификация

Российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер предложила классификацию этих неосознаваемых психических фактов. Все неосознаваемые процессы делятся на три больших класса:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий,

  2. неосознаваемые побудители сознательных действий

  3. и надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

К первому классу – неосознаваемые механизмы сознательных действий – относятся три различных подкласса:

1. Неосознаваемые автоматизмы.

2. Явление неосознаваемой установки.

3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Остановимся на каждом из выделенных подклассов.

Неосознаваемые автоматизмы представляют собой действия и акты, которые совершаются без участия сознания, «сами собой», механически.


Некоторые из этих процессов никогда не осознавались (первичные автоматизмы): они либо врожденные, либо формируются в течение первого года жизни ребенка. Это автоматические действия, связанные с миганием, схватыванием предметов, ходьбой, сосанием и т.д. Другие процессы раньше были сознательными, но перестали осознаваться – вторичные автоматизмы. Эту группу составляют автоматизированные действия или навыки, благодаря которым происходит высвобождение сознания и направление его на более сложные аспекты деятельности. Автоматизированные действия лежат в основе развития всех наших умений, знаний, навыков. Так, например, вы можете слушать лектора и автоматически фиксировать в конспекте основные положения излагаемой им темы в виде записи. Или возьмем, например, овладение навыком игры на музыкальном инструменте. Оно требует прохождения человеком ряда стадий.

Первая стадия – когнитивная, на которой все внимание обучающегося сосредотачивается на расшифровке нотного текста, аппликатуре, ритме, мелодическом рисунке. На этой стадии формируются стратегии, направленные на выработку строгих последовательных движений и на их программирование.

По мере того как налаживаются связи между всеми элементами навыков, стратегия меняется. Забота о том, какие элементы и в какой последовательности должны быть соединены, становится все меньше, а вместе с ней постепенно снижается и сопутствующая познавательная активность. Это – ассоциативная стадия, для которой характерно постоянное улучшение координации и интеграции различных элементов навыка.

Если обучающийся проявляет должное упорство, то он достигает следующей, автономной, стадии, соответствующей высокому уровню умения. Навык при этом становится автоматическим, ошибки – все более редкими, а сосредоточенность на технической стороне – все меньше, и главное место теперь занимает союз ума и чувства. При этом рука и музыкальный инструмент сливаются в единое целое и образуют ту основу, на которой только и возможны фантазия, вдохновение и творческий полет.

Все сказанное относится и к таким вторичным автоматизмам, как катание на лыжах, езда на велосипеде, работа на клавиатуре компьютера, плавание и т.д.

Рассмотрим следующий подкласс неосознаваемых механизмов сознательных действий – явление неосознаваемой установки.

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия.

Состояние готовности, или установка, очень важны в жизни человека. Субъект,