Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первым в польской дидактике и одним из первых в мировой дидактике Давид выразил требование, в соответствии с которым обучение должно основываться на чувственном и интеллектуальном познании, а также практической деятельности и доказал, что только это может гарантировать эффективность обучения.

Давид считал вещи комплексами свойств, и познание вещей ставил в зависимость от познания их частей и свойств. Именно поэтому он уделял много внимания различным, в частности механическим свойства вещей, их пространственным параметрам, таким свойствам, как упругость, твердость, гладкость, шероховатость, влажность и т.п., то есть положению, форме, расстоянию и размерам вещей, динамическим свойствам – движению, его направлению и продолжительности, росту и развитию вещи; оптическим свойствам – свету, темноте, цвету, прозрачности. В данном случае Давид развивает взгляды Коменского, Песталоцци и Гербарта, но одновременно по отношению к своим предшественникам он делает шаг вперед. Прежде всего, Давид не задерживает внимание учащихся на внешних свойствах вещи, а вводит наряду с ними процессы обобщения, создания понятий и различные формы практической деятельности. Во-вторых, он отмечал многосторонность и сложность процесса обучения. На место универсальных средств обучения – количества, формы и слова - он вводит три других средства более широкого значения: восприятие, слово, действие. При этом восприятие он понимает шире, чем Песталоцци, а именно как « получение впечатлений от самих предметов». Он учитывал, следовательно, не только количество и форму, но и динамические свойства движение - и развитие, а также оптические и акустические свойства.

3. Основные категории дидактики.

Основными категориями дидактики является: преподаватель, ученик, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты обучения.

Преподавание – порядочная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочнения и практическое применение знаний.

Учение – процесс собственной деятельности учащихся, входе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение
– совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения ЗУНов и способов мышления.

Знания – отражения познаваемого мира и мысли человека, совокупность идеи, в которой отражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения – овладение способами применения знаний на практике.

Навыки – умения, доведение до автоматизма высокой степени совершенства.

Цель – то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочивание дидактики процесса по определению критериям, придания ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для ее внутренней сущности, логики и содержания.

Метод – путь достижения цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами является голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, что достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактикой системы и технологии обучения.

Вопросы:

- Раскройте понятие «дидактика».

- Расскажите историю возникновения и развития дидактики

- Перечислите основные категории дидактики.
Вторая неделя


Тема лекции №2: Развитие дидактики в 1920-90 гг.

Цель лекции: познакомить с вопросами: Развитие дидактики в 1920-90 гг. Становление дидактики в 20-е годы. Развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.). Развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.).

План лекции

Прогрессивные идеи, которые выдвинуты Каменским, Руссо и Песталоцци, разрабатывались позднее А.Дистервергом и многими другими западноевропейскими мыслителями и педагогами XVIII и первой половины XIX в. В России в этот же период еще более интенсивная и глуокая разрабока педегогических идей осуществлась А.Н.Радищевым, В.Г.Белинским, Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Н.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым.

К середине XIX в. педагогика представляла собой область знания, насыщенную значительным количеством больших и малых концепций влияния и обучения и необычно богатым и разносторонним практическим опытом. Педагогическая мысль развивалась в России довольно интенсивно, уже в XVIII в. М.В.Ломоносов (1711-1765) всей своей деятельностью явил дидактику в действии, пройдя замечательный путь от начала грамотности к вершинам научного познания. Им разработана впервые дидактика гимназии и университета.

Идея внесения исследовательского начала в учебном процессе впервые была обоснована замечательным просветителем Н.И.Новиковым (1744-1818). Общей чертой педагогических воззрений русских педагогов является уважение к 2 ребенка, вера в его задатки и возможности. Особенности идея самообразования воспитанников.

В этих условиях развернулась исключительно плодотворная деятельность великого русского педагога К.Д.Ушинского (1824-1870). Прекрасно понимается, что школа и педагогика имеют свои корни в жизни народа и должны развиваться своим самобытным путем в каждой стране, К.Д.Ушинский тем не менее стремился создать новую педагогику на основе использования и переработки всего научного богатства, теорий и опыта всех народов.

Систематически разрабатывая психологические и теоретико-познавательные основы обучения, Ушинский подошел к решению важных проблем научной дидактики.

Этому в немалой степени способствовало то, что теоретическую разработку основ дидактики сочетал с созданием учебников для начальных классов, методических рекомендаций, которые ставили на новый путь процесс обучения и воспитания и являлись для автора и его последователей важным способом познания этих процессов. Ушинский значительно продвинул педагогику, и в особенности дидактику, по пути ее научного развития.


Важнейшей категорией педагогики Ушинский считал цель воспитания, заключающаяся в том, что дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и превратилась бы в цель жизни. Глубоко изучив процессы психологического развития и воспитания детей.

К этому времени определились главным образом две концепции сущности обучения. Одна из них рассмотрена обучение как вооружение учащимися ценными и полученными в жизни знаниями. Главное здесь заключалась в усвоении фактического материала. Это – теория материального образования. В противовес этой теории развивалась теория, которая сущность обучения усматривала в развитии умственных сил учащихся (внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и т.д.). Это – теория формального обучения. В каждом из них решались вопросы и создании образования, о методах обучения, о способах побуждения учащимися к учению.

Изучив эти концепции, Ушинский пришел к выводу о том, что формальное развитие ума в том виде, как его раньше понимали, не может происходить, что ум развивается только в ходе усвоения реальных знаний. Идея этим путем, К.Д.Ушинский показал, что одностороннее увлечение задачей развития ума вне связи с увлечение знаний, также как и задача приобретения готовых знаний без внимания к развитию ума, противоречит законам развития сознания человека.

Интересно также рассмотреть взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) на педагогику как науку и на некоторые вопросы дидактики. Он различал педагогику как науку и как искусство воспитания. Педагогика, по его мнению, должна стать философской наукой, имеющей достаточное и твердое основание. Несомненно, продвижения в трудах Гербарта получили проблемы дидактики. Он выделял ценность психолого-дидактического анализа процесса усвоения знаний детьми, происходящего под руководством учителя.

Венцом дидактики того времени явилось положение о том, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Любой человек может достигнуть этого только собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Дидактика в период социалистического общества ставила множество задач и проблем, решение которых требовало всестороннего подхода к процессу обучения и воспитания. Предельно точную определенность получила проблема целей образования в свете идей всестороннего развития задатков, способностей и сил каждого члена социального общества и подготовки его к участию в жизни. (Н.К.Крупская, А.В.Лупагарский). Преодолевая характерную для старой дидактики тенденцию анализировать составные части обучения порознь, акцентируя то одну, то другую его сторону (преподавание, обучение, учение, содержание, восприятие, заучивание и т.д.), советские дидакты обосновали целостность обучения как единство всех его компонентов. (М.А.Данилов, В.С.Ильин и др.). Требование активного усвоения знаний учащимся, выдвинутое прогрессивными дидактами прошлого, в результате исследований, получило новое развитие активности и самостоятельности, учащихся в их познавательной деятельности. Разработка активных методов обучения включена в более широкий контекст повышения эффективности прогноза обучения в целом (Ю.Н.Бабанский, Б.П.Есипов, Ш.И.Ганелин, И.Д.Зверев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, О.А.Нильсон, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и др.).


Основные положения дидактики гласило, что усвоение знаний возможно тогда, когда оно опирается на достигнутый ребенком уровень психического развития. Было обосновано и другое положение (новое) – обучение наиболее плодотворно, когда оно происходит на незавершенных циклах умственного развития, т.е. когда оно подталкивает развитие и пролагает ему дорогу. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Н.А.Менгинская и др.).

Петр Яковлевич Гальперин - Знаменитый успех имела еще одна дидактическая система, сформировавшаяся в основном после второй мировой войны и находящаяся в противоположном полюсе дидактики. Эта новая модель основывается на теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Ее создателем является психолог и педагог П.Я.Гальперин.

Не ясное обучение оказывает столь серьезное влияние.

По Галь перину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективным, т.е. действительно ускоряющим развитие учащихся, является только такое обучение, при котором учитываются эти этапы.

Такое обучение основывается не на выявлении и развитии врожденных способностей личности, а на овладение его такими видами и способами познавательной деятельности, которые являются приобретением общества и которые позволяют личности стать членом этого общества.

Гальперин широко понимает обучение, он пишет, что обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, то ее выполняет ,получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.

Вопросы:

- Развитие дидактики в 1920-90 гг.

- Становление дидактики в 20-е годы.

- Развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.).

- Развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.).
Третья неделя

Тема лекции №3: Содержание образования в современной начальной школе Республики Казахстан.

Цель лекции: познакомить с вопросами: Научно-педагогические основы определения образования. Общие понятия об образовании и его содержание