Файл: Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра зарубежной истории

 

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ.

выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки),

профили «История», «Право»

 

 

Выполнила: студентка 6курса

заочной формы обучения

Ткачева Оксана Ивановна 

_________________________

​​                        (подпись)

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры зарубежной истории

Ключникова Наталия Васильевна           

___________________________

​​       (подпись)

 

К защите допустить:

Зав. кафедрой зарубежной истории,

к.и.н., доцент

Башкирева Н.В.  _____________  

                                    подпись)

Дата _____________________         

Воронеж – 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ...

6

1.1 Понятие, структура и классификация видов урока……………………

6

1.2 Современный урок как основная форма организации учебного процесса………………………………………………………………………


16

1.3 Пути повышения эффективности современного урока в обучении и воспитании……………………………………………………………………


20

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДМЕТАХ ГУМУНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………….


26

2.1 Требования, предъявляемые к современному уроку и тенденции его развития……………………………………………………………………….


26

2.2 Использование нестандартных уроков в общеобразовательном учреждении по предмету «История и право»……………………………….


31

2.3 Анализ урока учителя истории в МБОУ СОШ №40, г. Воронеж……..

35

2.4 Разработка современного урока по предмету «История и право» с использованием инновационных технологий……………………………


39

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………



49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

57

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..

59

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...

63



ВВЕДЕНИЕ

Реформирование современного образования и внедрение новых педагогических технологий являются важными аспектами интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

Согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии. Урок выполняет функцию обучения и воспитания в контексте современного учебно-воспитательного процесса.

Урок – это гибкая форма организации обучения и воспитания. В его основу включено разнообразное содержание, в соответствие с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Процесс разработки и проведения урока имеет в своей структуре значительную сложность. Для того, чтобы обучение и воспитание учащихся проходило на высоком уровне, урок должен вызывать интерес. Если заинтересовать учащихся, то они способны усвоить знания легко и быстро. В данных аспектах основная ответственность лежит на учителе, от него зависит насколько правильно и эффективно произойдет усвоение знаний в ходе образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач российского образования. Эффективностью урока можно назвать его результат и степень усвоения материала обучающимися.

В современной теории и практике образования выделено множество путей повышения эффективности урока, как формы обучения и воспитания в школе. Основными из них являются: углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль знаний, которые были получены в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.

Вооружение обучающихся различными способами познавательной деятельности – еще один путь повышения эффективности урока в образовательном процессе.

На данном этапе образовательного процесса использование нестандартных уроков является эффективным способом повышения качества знаний учащихся и проявления заинтересованности в предмете. С помощью нестандартных уроков решается проблема дифференциации обучения и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Актуальностью выпускной квалификационной работы является то, что в современном образовательном процессе снижается уровень знаний учащихся. Использование шаблонных и однообразных форм урока создают проблему отсутствия интереса у учащихся в получении умений и знаний по предмету. Придание уроку нестандартных и оригинальных подходов позволят активизировать не только мыслительную деятельность учащихся, но и повысить эффективность урока, как формы обучения и воспитания.


Проблема исследования: в настоящее время изучению методики эффективной организации учебной деятельности в рамках отдельного урока в условиях современной школы уделяется недостаточно внимания.

Проблеме повышения эффективности урока, как формы обучения и воспитания посвящены труды авторов: Ю.К. Бабанский «Педагогика» (1983), М.А. Данилов «Основные пути повышения эффективности урока», Я.А. Каменский «Педагогика», И.П. Подласый «Педагогика» (2004), А.В. Шегаева «Урок как основная форма организации обучения в современной школе».

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанные нами методические рекомендации по повышению эффективности урока в современной школе позволят разнообразить педагогическую деятельность и повысить уровень знаний педагогов посредством использования нестандартных уроков, как основной формы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Объект: урок - основная форма обучения и воспитания.

Предмет: использование нестандартного урока в современной школе, как один из путей повышения его эффективности.

Цель: изучить урок как основную форму обучения и воспитания в современной школе и разработать методические рекомендации по повышению его эффективности.

Задачи:

  1. Обзор педагогической и методической литературы по изучению понятия, структуры и классификации видов урока;

  2. Рассмотреть современный урок как основную форму организации учебного процесса и изучить пути повышения эффективности современного урока в обучении и воспитании;

  3. Рассмотреть требования, предъявляемые к современному уроку и тенденции его развития;

  4. Изучить использование нестандартных уроков в общеобразовательном учреждении по предмету «История и право», проанализировать урок учителя истории в МБОУ СОШ №40, г. Воронеж и разработать современный урок по предмету «История и право» с использованием инновационных технологий;

  5. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности урока в обучении и воспитании в современной школе.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, классификация и типологизация, анализ, методическая разработка.

Теоретическая значимость: расширение и конкретизация знаний об уроке, как форме обучения и воспитания в образовательном процессе.

Практическая значимость: разработанные методические рекомендации по повышению эффективности урока в современной школе могут быть использованы педагогом в образовательном процессе для повышения уровня обучения и воспитания учащихся.


Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, ___ источников литературы и ___ приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты урока, как формы обучения и воспитания в условиях современной школы, вторая глава направлена на анализ использования нестандартных уроков в образовательном процессе, третья глава – методическая, заключается в разработке рекомендаций по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие, структура и классификация видов урока

Основа Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) составляет развитие личности ребенка. Стандарт диктует педагогам новые требования к подходам организации процесса обучения.

Основной формой обучения и воспитания является урок. Урок – форма организации обучения учащихся, которая характеризуется временным и структурным элементом учебного процесса.

По М.Н. Скаткину: «Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» [5].

В.А. Сластенин и В.П. Каширин дают следующее определение: урок – форма организации педагогического процесса, в ходе которого педагог в определённый промежуток времени руководит познавательной деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них. При этом педагог использует различные методы, средства и приемы обучения, которые способны создать максимально благоприятные условия для овладения новыми знаниями и умениями [6].

По мнению М.И. Махмутову: «Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса направленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания» [14].

И.Ф. Харламов определяет сущность рассматриваемого понятия следующим образом: «Урок – это основная коллективная форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки (45 минут), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом» [20].


Исходя из определений, приведенных выше, можно выделить специфические признаки урока, которые отличают его от других форм организации учебного процесса.

К таким признакам относится:

- постоянная группа обучающихся (класс);

- руководство учебным процессом в лице одного человека (учитель);

- определенные временные рамки, в зависимости от устава образовательной организации (40/45 минут);

- твердый порядок обучения и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Таким образом, данные признаки являются отличительными особенностями урока, как основной формы обучения и воспитания в образовательном процессе.

Далее мы рассмотрим основные характеристика урока, к которым относятся: тип урока, структура урока и вид урока.

Типология урока – классификация уроков. В современной дидактике нет единого подхода к типологизации.

В данной работе мы рассмотрим классификацию типов урока по И.Н. Казанцеву. Тип урока он определял, как характеристику, которая определяется дидактической целью и местом урока в общей системе уроков по определенной теме [11].

В соответствии с этим выделяются следующие типы урока:

Первый тип - комбинированные или смешанные уроки.

Комбинированный урок отличается от других типов тем, что в его основе лежит постановка и достижение нескольких целей. Такой урок имеет традиционную структуру:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

4. Изложение нового материала.

5. Первичное закрепление изученного.

6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

4. Изложение нового материала.

5. Восприятие и осознание учащимися нового материала.

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

7. Постановка домашнего задания [5].

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает: