Файл: Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответ: Олухи (от Олафы).

Вопрос 9. 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?

Ответ: О снятии блокады Ленинграда.

Вопрос 10. I, I, II, I, VI, I, III, II, I, I, I, II, III... (римские цифры) Закончите последовательность.

Ответ: II (Николай II - цифры составляют последовательность номеров российских императоров).

Вопрос 11. Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Ответ: О его рождении

Вопрос 12. Ведя за собой римских легионеров, он внушал ужас странам, в которые приходил. В 373 году в Византии он приобрел еще более устрашающий вид. В 1497 году он появился в России. Эразм Роттердамский говорил о нем: «Он несет несчастье, бедствие для всех». Кто он?

Ответ: Двуглавый орел.

Задание 8. Шифровальное

Расшифруйте аббревиатуры, часто встречающиеся в правовых документах внутригосударственного и международного характера:

ЕС - Европейский Союз

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

СНГ - Содружество независимых государств

ГД РФ - Государственная Дума Российской Федерации

ВАС РФ - Высший Арбитражный суд Российской Федерации

КС РФ - Конституционный суд Российской Федерации

ЗАГС - Запись в актах гражданского состояния

ООН - Организация Объединенных Наций

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

Задание 9. Сказочное

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2.В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).

4.В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает («Колобок»).


5.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его («Царевна-лягушка»).

6.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью («Курочка Ряба»).


ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Проблема эффективности урока в обучении и воспитании подрастающего поколения является актуальной в настоящее время. Для того, чтобы заинтересовать школьника необходимо использовать различные формы урока, а также разнообразные методы обучения.

В данной главе мы разработали методические рекомендации, которые возможно использовать на уроках «Истории и права» в современных образовательных условиях.

В первую очередь обратимся к общим аспектам, которые влияют на повышение эффективности урока. К ним относятся:

- знание учителем своего предмета;

- знание требований программы по предмету;

- знание конкретных условий работы;

- внешний и внутренний порядок в учителе;

- психологический настрой на урок;

- методически правильное построение учебного процесса;

- разнообразие методов, форм и приёмов работы;

- высокая мыслительная деятельность учащихся;

- выделение главного в уроке;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;

- проблемные ситуации;

- развитие познавательного интереса учеников;

- развитие практических навыков и творческих способностей учащихся;

- рабочая и одновременно высокая эмоциональная атмосфера урока;

- достойный выход из непредвиденных ситуаций;

- сотрудничество с коллегами;

- поиски и находки передового опыта;

- самообразование.

Перечисленные выше аспекты позволяют сделать урок более качественным и эффективным в получении новых знаний и умений школьника.

Для того, чтобы урок по предмету «Истории и права» проходил эффективно для воспитания и обучения необходимо использовать следующие нетрадиционные формы урока:

- урок-игра;

-урок-КВН;

- урок-ролевая игра;

- урок-пресс-конференция;

- урок-суд;

- урок-путешествие.

Для каждой нетрадиционной формы урока мы разработали методическую копилку, в которую входят различные методы и средства проведения урока.

Методическая копилка для урока-игра:

1. Игра «Вассал – сеньор» может быть проведена при изучении в 6 классе темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д. Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.


2. Игра «Исторические пятнашки». Эта игра может быть проведена на уроке обобщающего повторения в 6 классе. На доске рисуется квадрат (приложение 2), делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь.

3. Игра «Мнемотехника». По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) (приложение 3). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура.

Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка). Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку.

Методы и средства, которые можно применять при проведении урока-игры:

- кроссворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти средства позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал;

- метод ситуационно-ролевой игры;

- деловые игры;

- творческие игры.

Методическая копилка для урока-КВН:

1. На уроке-КВН в 7 классе можно использовать следующие задания:

Задание 1. «Разминка».

Каждой команде задается по 5 вопрос в соответствии с изучаемым периодом.

- Славянское племя дреговичей жило в болотистой местности, поляне – в полях, а где жили древляне? (лесах).

- Какой варяжский князь стал первым княжить на Руси? (Рюрик)

- Как называется помещение, где хранятся древние вещи? (музей)

- Почему древние славяне украшали себя звенящими украшениями? (они отгоняли злых духов).

- При каких заведениях появлялись первые школы? (при церквях, храмах, монастырях)

Задание 2. «Собери пословицы о Родине»

Россия мать Золотое дно

На родимой сторонушке Сумей за нее постоять


Сибирь Каждый камень знаком.

Задание 3. «Годы – события»

879 г. Период раздробленности

912 г. Крещение Руси при князе Владимире

945 г. Правление князя Игоря

988 г. Правление княгини Ольги

12-13 век Образование Киевской Руси

Задание 4. «О ком идет речь?»

Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством (Петр I).

Полная опасностей жизнь приучила его внимательно наблюдать явления природы. В числе трех лучших студентов был послан за границу. После возвращения в Россию стал профессором и первым русским ученым, получившим звание академика (Ломоносов).

Великая женщина, царствовала 34 года, много сделал для России. Во время ее царствования было много крестьянских бунтов, один перерос даже в крестьянскую войну (Екатерина II).

Методы и средства, которые можно применять при проведении урока-КВН:

- графический метод;

- наглядный метод;

- метод проблемного обучения.

Методическая копилка для проведения урока-ролевая игра:

Принято выделять несколько подвидов ролевых игр:

- Театрализованные представления;

- Театрализованные игры;

- Проблемно-дискуссионные игры.

Участники игры:

Учитель – ведущий, судья, инструктор, тренер.

Ученики – актеры, зрители, эксперты.

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов. Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.

Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Что получал победитель?

Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.

Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).