Файл: Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы будем основываться на трудах Б.П. Есипова. Рассмотрим его классификацию современного урока. Б.П. Есипов выделял [5].:

1. Нестандартные современный уроки:

- уроки-лекции;

- уроки-семинары;

- уроки-зачёты;

- уроки-конференции;

- уроки-игры.

2. Стандартные современные уроки:

- урок получения новых знаний;

- комбинированные (смешанные) уроки;

- уроки обобщения, систематизации и контроля.

Современный урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Поэтому его разработка и проведение представляет значительную сложность. Урок должен вызывать интерес, это позволит лучше его понять и поспособствовать более легкому и быстрому усвоению знаний. Успех правильного планирования урока зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, уметь, знать и т.д. [7].

Различают два этапа в подготовке учителя к современному уроку:

1 этап – предварительный. Заключается в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, подбор нужной информации и разработка заданий к уроку.

2 этап – непосредственный. Суть состоит в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования [20].

Для учащихся подготовка к современному уроку предполагает:

- знакомство с планом работы на предстоящие уроки;

- выполнение заданий, который выданы дополнительно;

- предварительное знакомство с разделами учебника по предстоящим темам;

- поиск дополнительной информации с помощью различных источников.

В дидактике выделяются следующие требования к современному уроку:

- использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

- реализация на уроке всех дидактических принципов и правил;

- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

- связь с ранее изученными знаниями и умениями;

- мотивация и активизация развития всех сфер личности. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

- эффективное использование педагогических средств;

- формирование необходимых знаний, умений, навыков, умения учиться, потребности постоянно пополнять знания [13].

Для проведения современного урока учитель должен уметь пользоваться новыми технологиями, к которым относятся: ПК, интерактивная доска, компьютерные программы, онлайн-платформы и т.д.


Современный урок должен поддерживаться современными технологиями. Данные технологии позволят на современном уроке:

- расширить кругозор учащихся;

- раскрыть новые способности;

- эффективно усвоить полученные знания;

- привлечь к практической деятельности учеников;

- повысить мыслительный, творческий и познавательный уровень учеников и учителя;

- сформировать интерес к изучению предмета [9].

При проведении современного урока используются следующие образовательные технологии:

1. Информационно-коммуникационная технология;

2. Технология развития критического мышления;

3. Технология проблемного обучения;

4. Проектная технология;

5. Технология развивающего обучения;

6. Здоровьесберегающие технологии;

7. Игровые технологии;

8. Модульная технология;

9. Технология мастерских;

10. Кейс-технология;

11. Технология интегрированного обучения;

12. Групповые технологии;

13. Технология – дебаты.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность обучающемуся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться [2].

Поэтому, главная задача учителя - организация и проведение урока. Но кроме этого, в классе должна быть атмосфера, располагающая к восприятию новых знаний. А этому способствует дружественная обстановка в классе. Эффективность проведенного урока в современных условиях напрямую зависит от единства коллектива, умения ладить между собой и коллективно выполнять поставленные во время урока задачи.

Таким образом, в современных условиях необходимо учитывать и применять на практике новые технологии, мотивировать учеников, следить за тем, чтобы в процессе обучения ученики не повредили своё здоровье не достаточным освещением и др.

В настоящее время перед педагогом стоит большая проблема поиска наиболее адекватных и эффективных форм педагогического проектирования уроков. Сегодня это как никогда актуально в силу развития теории педагогического проектирования и педагогических технологий.

1.3 Пути повышения эффективности современного урока в обучении и воспитании
Эффективность урока в современном образовательном процессе заключается в обеспечении активности и заинтересованности учащихся. Важным аспектом в обучении является развитие познавательных и мыслительных процессов. Соблюдение данных условий приводит к повышению эффективности учебного процесса и в частности урока [3].


Рассмотрим главные пути повышения эффективности современного урока в обучении и воспитании:

Первый путь - создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

При подготовке к уроку учитель должен продумать не только объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке.

Второй путь - создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую [16].

Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (например, большее количество задач для них), а какие-то иные приемы работы с ними.

Третий путь - наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Четвёртый путь - увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают [21].

Пятый путь - соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Главное - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета.

Такая организация работы способствует системности мышления. Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-математические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент [23].


Шестой путь - сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

Седьмой путь - уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся.
Главная задача – научить ученика работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Для реализации вышеназванных путей повышения эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку [6].

К таким требованиям относятся:

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения.

2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.

Любой урок по любому учебному предмету - это часть процесса, поэтому и необходимо увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль критерия истинности, а в учебном - способствует формированию интереса к учебе, положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.

3. Каждый урок должен быть характерен четко выраженной дидактической целью, которая часто подменяется темой урока.

В зависимости от намеченной цели учитель в процессе подготовки к уроку должен определить содержание учебного материала, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, методы обучения, средства и: т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однообразными, а это способствует потере интереса к учению [9].

4. Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.


5. Одним из требований к уроку является его эмоциональность, что должно побуждать учащихся к осуществлению важнейшего вида деятельности на уроке - усвоению новых знаний. Это не должно проявляться: только внешне (громкий голос учителя, жестикуляция и пр.), эмоциональность должна проявляться в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучаемой теме и т. д. [10].

Урок должен быть эмоциональным, чтобы было какое-то напряжение у учащихся, это один из способов их активизации. Использование на уроке различного рода проблемных ситуаций также способствует эмоциональности, активизирует познавательную деятельность учащихся.

6. На каждом уроке должен проводиться непрерывный учет знаний учащихся. Процесс обучения на любом уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом этапе урока учитель должен четко представлять уровень овладения учащимися учебным материалом, чтобы способствовать постоянному повышению этого уровня. У каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познавательной деятельности учащихся на уроке.

7. Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов, чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед, чтобы урок давал заметное количественное нарастание знаний, или их качественное совершенствование, или и то и другое вместе [12].

Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

8. На каждом уроке должны присутствовать элементы систематического повторения.

9. Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактичecки оснащен.

Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры. Все затраты времени при подготовке учителя к уроку на изобретение и изготовление наглядных и дидактических пособий с лихвой окупаются результатами обучения.

10. Связь каждого урока по любому учебному предмету с предыдущими и последующими уроками [16].

11. Использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.

12. Обеспечение учебно-трудовой дисциплины учащихся на протяжении всего урока.

13. Одним из своеобразных требований к уроку является гибкость его структуры.