Файл: Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данному параграфе мы рассмотрим использование нестандартных уроков по предмету «История и право» в МБОУ СОШ №40.

Учителем истории и права в данном образовательном учреждении является Ригульская Светлана Витальевна. Учитель первой квалификационной категории, стаж работы – 25 лет, уровень образование: магистр СахГУ.

На уроках «Истории и права» Ригульская С.В. использует различные подходы к преподаванию предмета. Проанализируем подробно каждый из них.

1. Проблемно-поисковый подход.

В данном подходе учитель использует идею «Обучение через открытие». Ригульская уделяет особое внимание на то, чтобы ученик самостоятельно открыл явление, закон, свойство, самостоятельно нашел ответ на вопрос и решил задачу.

Данный метод учитель старается применять в своей работе при изучении новой темы, например, знакомство с развитием определенного периода. Одной из особенности при таки уроках учитель уделяет работам в группе, когда выдается задание найти новые черты живописи, архитектуры и быта по сравнению с другими периодами. После каждого задания учитель обсуждает с классом и делают вывод по проделанной работе.

Ригульская С.В. использует нестандартные уроки на каждом занятии. При проблемно-поисковом подходе Ригульская С.В. создает проблемную ситуацию в рамках темы:

- ставит перед учащимися проблему;

- предлагает провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.

Одним из нестандартных уроков, которые учитель практикует по предмету «История и право» является урок-диспут. На данный момент, это самая распространённая форма обучения и воспитания. В ходе таких уроках Ригульская выделяет ряд положительных аспектов:

- развитие необходимых жизненных навыков;

- развитие коммуникативных умений;

- происходит социализация;

- вырабатывается культура общения;

- развитие уважения к противоположной точке зрения;

- умение формулировать и защищать свое мнение.

На уроках «Истории и права» ученики Ригульской С.В. с помощью урока-диспута:

- демонстрируют свои знания по предмету и подбирают факты для отстаивания своего тезиса;

- выполняют правило: если у ученика отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.

Перед уроком Ригульская С.В. качественно подбирает исторический материал, выдает рекомендации ученикам по прочтению дополнительной литературы.


Подготовка и проведение урока-диспута Ригульской С.В. включает в себя:

1. Оглашение тезиса;

2. Выбор двух ведущих;

3. Разделение класса на две группы: сторонников и противников тезиса;

4. Раздача всем заданий о подборе фактов в пользу или опровержение тезиса. Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких;

5. Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников;

6. Выбор двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.

2. Еще один подход, который использует анализируемый нами учитель - коммуникативный подход. В данном подходе Ригульская С.В. использует нестандартный урок - дискуссия

Ригульская является организатором коммуникации и управляет дискуссией.

Основные виды деятельности ученика: высказывает и защищает свою позицию, понимает и конструктивно критикует другую, ищет истину.

В учебном материале по истории в МБОУ СОШ №40 отведено место дискуссиям по разным проблемам. Так, например, в 10 классе «Дискуссия о месте и роли Петровских реформ в истории России».

Обсуждая реформы Петра I, учитель истории неминуемо подходит к рассмотрению личности государя – императора. В связи с этим дает задание охарактеризовать личность Петра Великого. Поразмышлять над тем, в чем проявилась противоречивость этого человека? Ребята также высказывают свое мнение о роли Петра I в истории России.

Ригульская С.В. обсуждает с ребятами на уроке и нравственные проблемы в форме дискуссии:

- оценка действия Александра Невского, князя - полководца, прославившегося в битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды усмирить новгородцев. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон, высказать свое мнение и прийти к какому-то решению.

3. Развивающее обучение включает в себя и игровой метод.

Элементы игры Ригульская С.В. старается включить на разных уроках (особенно в 5- 6 классах), а также во внеклассных мероприятиях. Например, на внеклассном мероприятии по праву разыгрывали и обсуждали с учениками ситуацию об административных нарушениях и ответственности по ним.

4. Исследовательский метод.

На уроках Ригульская С.В. использует разные приемы исследовательской работы:

- задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий - (составляет с учениками сравнительные таблицы, анализирует диаграммы);


- Учатся конспектировать, составлять план текста;

- Учащиеся готовят разовые доклады, сообщения, рефераты, презентации;

- Принимают участие в подготовке предметных недель, школьных олимпиад.

Использованию информационных технологий на уроках истории Ригульская отводит немаловажную роль. На уроке она использует готовые компакт – диски, хорошо применяются и сочетается со всеми инновационными технологиями.

Таким образом, анализируя педагогический процесс учителя по истории и праву – Ригульской С.В. можно сделать вывод, что она многогранно подходит к каждому уроку. Использует в своей работе различные подходы. Нестандартный урок стоит у нее в приоритете, на каждую тему по предмету Ригульская С.В. придумывает различные формы и методы для того, чтобы развить познавательную и мыслительную деятельность учащихся. А также с помощью использования нестандартного урока по предмету «История и право» воспитывается патриотическое отношение к Родине и истории своей страны.

2.3 Анализ урока учителя истории в МБОУ СОШ №40, г. Воронеж

В выпускной квалификационной работе нами был проанализирован урок по предмету «История и право» Ригульской С.В. на базе МБОУ СОШ №40, г. Воронеж. Технологическая карта урока представлена в приложении 1.

Тема: Гражданская война и интервенция.

Класс: 11.

Анализ урока проходил по следующим аспектам:

1. Оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

Цель: дать представление учащимся о причинах, ходе и последствиях Гражданской войны в России.

Структура урока: усвоения новых знаний.

Данный тип урока был целесообразен, т.к. он позволял изучить достаточно большой объем материала на уроке.

2. Оценка содержания урока.

Качество учебного материала, преподнесенного Ригульской С.В. было высокого уровня, тщательно подобрано и проработано.

Во время урока учитель все время активировала познавательную деятельность, старалась заинтересовать учеников проблемными вопросами, развивала логическое мышление и демонстрировала иллюстративный материал.

Хотя данный материал насыщен, но он соответствовал учебно-возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

Чтобы достичь цели урока, Ригульская С.В. объясняет материал доступно, интересно, выбирая из большого объема необходимую часть. Для того, чтобы информация была ещё доступнее, было использовано обилие наглядности, схемы. Большое значение имело поощрение учеников на уроке, что стимулировало их к продуктивной деятельности.


3. Управление познавательной деятельностью и ее проявления на уроке.

- организация внимания;

- организация восприятия;

- активизация мыслительной деятельности учащихся.

В течение урока Ригульской С.В. удавалось удерживать внимание учеников, направляя их в нужное русло. Основными способами организации внимания на всех этапах урока у учителя была подача интересного материала, поощрения. В основном у ребят во время урока было включено непроизвольное внимание благодаря педагогическому мастерству студентки. Она также поддерживала произвольное внимание.

Материал воспринимался детьми легко, с увлечением. Большую роль сыграла наглядность, записи на доске, схема, побуждавшие интерес и непроизвольное внимание.

Ригульская С.В. для прочного усвоения материала учениками пыталась использовать разные виды памяти у ребят. У детей были активированы слуховая, зрительная виды памяти, они фиксировали информацию в тетради.

Постоянно активировалась мыслительная деятельность учеников. Они работали над терминами, анализировали исторические источники, свои ответы обобщали. Проводились параллели с современностью. В процессе самостоятельного изучения темы в учебнике делалась попытка выделять главное в изучаемом материале. Активно создавалась атмосфера свободного обсуждения и побуждение к самостоятельным выводам.

4. Стиль урока.

1. Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения.

2. Особенности самоорганизации учителя.

Ригульская С.В. старалась придерживаться доверительно-диалогического стиля с элементами авторитарного стиля. Авторитарный стиль способствовал организации хорошей дисциплины, удерживанию внимания. У неё хорошо сформированные организаторские умения, такие как: умение реализовывать свои организаторские способности в управлении педагогической деятельностью, умение воспринимать свои позитивные возможности учащихся, этим самым способствуя регулированию их психических состояний.

Организация познавательной деятельности учащихся была на высшем уровне, ведущими познавательными процессами являлись мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания являются условиями продуктивной работы мышления и воображения.


Нагрузка учебной информации на память учащихся и их мышление была адекватной. На уроке усвоение знаний в основном происходило со слов учителя, и самостоятельного поиска знаний.

Деятельность учеников постоянно контролировалась, анализировалась и оценивалась. Имели место и комментарии, вызывающие положительные чувства детей, и принуждения.

Учитель хорошо владеет материалом новой темы, осознает психологическую цель и внутреннюю готовность к ее осуществлению, собран, энергичен, настойчив в осуществлении поставленной цели.

5. Учет возрастных особенностей учащихся.

Во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении были учтены возрастные особенности учащихся (в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения).

Внимание организованно, имеет большой объем, есть навыки хорошего распределения и переключения, устойчиво. Как правило, хорошо успевающие ученики имеют лучшие показатели развития внимания.

Хорошее распределение внимания, смысловой памяти, гибкости творческого мышления, среди волевых качеств - выдержка и самообладание, управление собой и настроением.

6. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя):

- методы, приемы и средства обучения были выбраны учителем с учетом темы урока, целей урока, возможностей обучающихся;

- на уроке были использованы следующие методы и приемы: устный опрос обучающихся, беседа, демонстрация, практические методы, метод свободного выбора, метод обратной связи;

- учитель использовала наводящие вопросы и организовала предварительную работу. Тема урока для учеников была новой;

- учитель работает над формированием точки зрения учеников по теме урока, старается вырабатывать умение высказывать свое мнение, не бояться ошибаться, делать выводы;

- учитель постоянно обращала внимание на качество освоения нового учебного материала. После каждого вывода учитель выводила на экран ответы для закрепления знаний;

- на уроке активно использованы ИКТ: демонстрация и передача файлов в режиме программы iChat, работа с таблицами, схемами, презентацией;

- темп речи учителя средний, дикция выразительная, присутствует эмоциональность изложения. Чувствуется, что между учителем и учениками установлен положительный личностный контакт;