Файл: Лекция Введение в курс Маркетинг территорий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Территориальный продукт

2. Цена территориального продукта

3. Месторасположение территориального продукта

4. Продвижение территориального продукта
Комплекс средств территориального маркетинга - это совокупность управляе­мых параметров, манипуляция которыми позволяет наилучшим обра­зом удовлетворять потребности человека и экономических субъектов в общественных благах, услугах и ресурсах территории.
1. Территориальный продукт
Чтобы определить, что такое территориальный продукт необходимо подумать о том, какие потребности есть у человека в тот момент, когда он принимает решение о выборе территории - тер­ритория как конкретное место, где он намерен жить и/или осуществлять деятельность.

Именно территориальный продукт позволяет комплексно охарак­теризовать территорию как объект социального и/или экономического интереса частного лица, дает возможность ответить на вопрос: ЧТО приобретает потребитель, принимая решение жить и/или вести дея­тельность на данной территории? Частное лицо, стоящее перед выбо­ром, где жить и/или осуществлять деятельность, будет оценивать:

  • комплекс ресурсов территории;

  • материально-вещественные блага (в виде доходов, товаров), ко­торые оно сможет получить на данной территории;

  • общественные блага и услуги, которые оно может получить на территории, социально-экономическая политика, которую про­водят органы власти данной территории.

Соответственно, территориальный продукт можно рассматри­вать как сложную структуру, состоящую из 3х элементов:

1. это конкретные характеристики территории (природные ресурсы территории, климат, месторасположение, развитие транс­портного сообщения, виды деятельности на территории, уровень экологической безопасности, статусная нация и другие характерис­тики). В этом случае человек воспринимает территорию как объект своего месторасположения в пространстве, т.е. превалирует «геогра­фическая» оценка территории со всеми вытекающими из этого по­следствиями.

2. территория воспринимается человеком как конкретное место, где, проживая и/или осуществляя деятельность, он будет полу­чать доходы и их тратить. Поэтому для человека значимыми являются наличие работы, уровень заработной платы, величина прожиточного минимума, возраст выхода на пенсию и размер пенсии, совокупность товаров и услуг, которые производятся или оказываются на данной территории и могут представлять интерес для личного потребления и развития делового сотрудничества, и другие характеристики. В этом случае человек воспринимает территорию как объект своих экономи­ческих и социальных интересов в момент времени «сейчас» и/или в момент времени «завтра».


3. это система организации и качество менеджмента дан­ной территории, который осуществляют органы представительной и исполнительной власти в лице своих руководителей и сотрудников. Частное лицо воспринимает этот элемент территориального продукта как общественно организованную силу, которая будет направленно и активно влиять на его жизнь и деловую активность на данной терри­тории. Например, на территории разработана и действует программа обеспечения жильем молодых специалистов, работающих в сельской местности, или существуют финансовые доплаты за счет средств мест­ного бюджета учителям, или действует программа поддержки инве­сторов.

Территориальный продукт является тем «продуктом» территории, который оценивает человек, сравнивает с другими территориальными продуктами. Потребители приобретают те преимущества, которые они могут получить от проживания и/или осуществления деятельно­сти на данной территории. Отдавая предпочтение какому-то террито­риальному продукту, человек надеется удовлетворить тем самым свои потребности в проживании и/или осуществлении деятельности наи­лучшим образом и при наименьших затратах.
Помимо определения различных типов продукта имеет также смысл определить несколько других традиционных терминов:

Под качеством продукта понимается эффективность выполне­ния продуктом заданных функций (например, точность анализа на заражение СПИДом).

Под характеристиками продукта понимаются его самые раз­ные элементы. Например, число дней (часов), необходимое для получения результата проверки на СПИД, — одна из характеристик продукта; причем более быстрый результат рассматри­вается многими как более благоприятный вариант. Характери­стиками такого продукта, как национальный парк, будут нали­чие в нем маркированных пешеходных маршрутов, табличек с указанием названий растений, лодочной пристани и информа­ционных стендов.

Стиль и проект являются важными характеристиками продук­та, причем стиль в большей мере имеет отношение к внешнему виду продукта (например, эстетический вид магазина розничной торговли в здании аэропорта), проект — к его функциональности (например, расположение магазина в здании аэропорта относи­тельно мест прохода на посадку).

Под линейкой продукта понимается группа родственных про­дуктов, предлагаемых организацией; эти продукты выполняют сходные функции, но различаются по техническим параметрам, стилю или другим характеристикам. Например, водопроводная компания может предлагать или продвигать различные устройства экономии расхода воды, в частности унитазы с низкой скоростью смывного потока, душевые лейки с низким давлением струи, бочки и цистерны для сбора дождевой воды.


Продукт-микс включает в себя все различные типы продуктов, предлагаемых организацией, и часто отражает разнообразие типов продуктов, идеально выбранных для поддержки миссии и страте­гических целей агентства.
Таблица 3.2. Возможный Продукт-микс энергокомпании

Тип продукта

Примеры продуктов

Материальный товар

Энергосберегающие устройства

Программа

Программа бесплатной установки энергосберегающих устройств

Услуга

Онлайн-мониторинг расходования электроэнергии

Мероприятие

Встречи с представителями ТСЖ для получения сигналов обратной связи

Люди

Сотрудники, снимающие показатели счетчиков, работники пресс-службы министерства

Место

Онлайн-услуги, новые мощности

Организация

Министерство промышленности и торговли РФ – организация, готовая к сотрудничеству с ТСЖ и отдельными гражданами

Информация

«Руководство для потребителей по экономии электроэнергии»

Идеи

Экономия электроэнергии



Традиционная теория маркетинга рассматривает 3 уровня продукта:

1. Сущность продукта рассматривается как центральная часть про­дукта в целом. Она состоит из основных потребностей, которые будут удовлетворены, желаний, которые будут реализованы, и проблем, ко­торые будут решены за счет потребления этого продукта. Сущность продукта — реальная причина, по которой потребитель покупает про­дукт, и определяется ответами потребителя на вопрос «Что я получу от покупки?».

2. Реальный продукт — более очевидное понятие, которое включает в себя такие аспекты, как качество продукта, эксплуатационные харак­теристики, упаковка, стиль и проект. Сюда включается также любое используемое имя бренда. В идеале каждое из этих решений основыва­ется на потребностях и предпочтениях покупателя с учетом наличия альтернативных (конкурирующих) продуктов.

3. Продукт с подкреплением предусматривает наличие дополнитель­ных характеристик и услуг, благодаря которым сделка получает цен­ность, превышающую ожидания покупателей. Большинство считает этот уровень продукта оптимальным, а некоторые даже квалифициру­ют его как идеальный.
Таблица 3.3. Примеры уровней продукта в государственном секторе

Агентство или

организация

Сущность продукта

(выгода)

Реальный

продукт

Продукт

с подкреплением

Транспортная

служба

Перевозка

Поезда

Стойки для велосипедов

в поездах

Колледж

Образование

Занятия

Специальные курсы английского для тех, для кого этот язык не является родным

Министерство по

чрезвычайным

ситуациям

Безопасность

Мероприятия по подготовке домов

к возможным землетрясениям

Раздача специальных ключей для быстрого закрывания газовых вентилей

Водопроводная

служба

Преимущество доступа

к природному источнику воды

Цистерна емкостью

3000 галлонов зеленого или черного цвета

Щетка для чистки стенок

цистерны для уничтожения

личинок москитов

Городская полиция

Предотвращение случаев воровства и возврат украденной собственности

Реагирование на

сообщения об угоне

машин

Предоставление купонов на

получение скидки при покупке противоугонных средств




Разработка и реализация новых программ и услуг должны осуществляться на основе систематизированного подхода. Котлер и Армстронг описывают 8 основных этапов разработки ново­го продукта, показанные на рис. 3.1.



Рис. 3.1. Основные этапы процесса разработки нового продукта
1. Генерирование идей. Идеи о новом продукте могут быть:

- получены от работников, заинтересованных групп, выборных должностных лиц, собственных комиссий по разработке но­вого продукта, других государственных агентств или от существующих либо от потенциальных покупателей; а также от дистрибьюторов и поставщиков в частном секторе компании, в государственном секторе - от фирм-подряд­чиков;

- генерированы с помощью мозгового штурма, «ящика для предложений» или поощрения премиями авторов лучших идей;

- найдены в результате внимательной «слежки» за другими пред­приятиями своей отрасли, чтобы воспользоваться догадками о потребно­стях покупателей, выявленных конкурентами, и своевременно подгото­вить собственные предложения рынку.

2. Отбор идей. Критерии для оценки могут разными, но они должны учитывать миссию, цели и ресурсы агентства, а также неудов­летворенные желания и потребности покупателей, для того чтобы идеи в максимальной степени отвечали требованиям обеих сторон.

3. Разработка и проверка концепции. Составляете подробное описание идеи, намечая потенциальные возможности для каждого из трех уровней продукта: возможностей потенциальных вы­год для покупателей, характеристик и особенностей проекта реального продукта и дополнительных идей для продукта с подкреплением.

За­тем концепции проверяются на целевой аудитории: сначала - для выявления интереса аудитории к каждой концепции, а затем - для изу­чения реакций на исходные идеи и на предложения по повышению их привлекательности.

4. Маркетинговая стратегия – описывает предварительные представления о целевых рынках