Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ториста-машиниста (Сельхозучет, форма № 34).

Учетный лист составляется на каждого трактористамашиниста отдельно. В учетный лист учетчик еже­

дневно записывает количество выполненных работ, которое устанавливается на основании ежедневного обмера или взвешивания. На основании этих записей трактористу-машинисту производят начисление тру­ додней или денег по утвержденным в данном хозяй­ стве нормам и расценкам.

Учетный лист подписывают тракторист-машинист и бригадир. После записи в него замечаний агроно­ ма о качестве выполненных работ руководитель хозяйства или лицо, на то уполномоченное, утверж­ дает учетный лист. Затем его сдают в бухгалтерию колхоза, отделения совхоза для проверки правиль­ ности произведенных в нем записей, проверки и уче­ та расхода горючего и начисления трудодней или денег.

Учетный лист тракториста-машиниста рассчитан примерно на 15 дней работы.

Для учета транспортных работ, выполняемых тракторами, применяют путевой лист грузового авто­ мобиля (типовая форма Авто-1).

Путевой лист является первичным документом по учету работы трактора на транспортных работах и основанием для начисления оплаты за труд трактэ- ристам-машинистам.

Выпуск трактора на транспортные работы без путевого листа запрещается.

Путевой лист выдается трактористу-машинисту только на один день или смену и при условии сдачи предыдущего путевого листа. На более длительный срок путевой лист выдается только в случае коман­ дировки, когда тракторист-машинист в связи с про­ тяженностью маршрута и характером перевозки вы­

2 2 9

полняет задание более чем в течение одних суток. Выдаваемый путевой лист должен иметь порядко­ вый номер, начиная с 1 января каждого года, дату выдачи, штамп или печать колхоза, совхоза, кото­ рому принадлежит трактор.

По возвращении трактора из поездки заполнен­ ный путевой лист сдается в бухгалтерию отделения или фермы для фиксации в книге учета выработки трактора, расхода горючего, заработка трактористов и грузчиков.

Точный учет израсходованных нефтепродуктов каждым трактором позволяет не только установить количество нефтепродуктов, израсходованных на дан­ ную работу. По расходу нефтепродуктов на выпол­ нение работы можно судить о техническом состоя­ нии трактора. Периодичность проведения техничес­ ких уходов установлена в килограммах израсходо­ ванного топлива. Без точного учета расхода нефте­ продуктов не может быть организована борьба с их потерями.

Расход топлива трактором на выполнение работы определяют по количеству заправленного дизельного топлива в топливный бак с учетом остатка топлива в баке. Поэтому перед заправкой трактора дизель­ ным топливом определяют остаток топлива в баке.

Для замера объема топлива, находящегося в топливном баке, тракторы оборудованы специаль­ ными мерными линейками. Мерные линейки имеют шкалы с делениями, градуированными в литрах. За­ мер топлива мерной линейкой производят два раза. При несовпадении результатов замера замер повто­ ряют. Замер топлива в топливном баке производят при условии, что трактор установлен на ровном мес­ те. Объем заправленного топлива в литрах опреде­ ляют при помощи специального счетчика жидкости —

23 0


литромера, а при его отсутствии — повторным заме­ ром объема топлива в баке после заправки. Однако в том и другом случае количество заправленного топлива определяют в литрах, в то время как нор­ мы расхода дизельного топлива на все виды трак­ торных работ даны в килограммах. В килограммах записывают расход топлива в учетном и путевом листах. Поэтому объем заправленного топлива в литрах переводят в вес в килограммах. Если в учет­ ный или путевой лист записать цифру 100, выражен­ ную в литрах, то фактически тракторист недополу­ чил 15—20 кг дизельного топлива. В заборной ведо­ мости на нефтепродукты тракторист должен распи­ сываться только за килограммы полученного дизельного топлива.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

При работе на тракторе несчастный случай воз­ можен только из-за неумелого и небрежного отноше­ ния к машине, несоблюдения требований техники бе­ зопасности и противопожарных мероприятий. Совре­ менные колесные тракторы, широко применяемые на транспортных работах, имеют большую скорость дви­ жения. Неумелое использование этой скорости на по­ лях и проселочных дорогах может привести к опас­ ности не только для тракториста, но и для других людей. Наличие на тракторе такого легковоспламе­ няющегося и взрывоопасного вещества, как нефте­ продукт (дизельное топливо, бензин и т. д.), тре­ бует особого внимания при проведении технического ухода и работе на тракторе.

К работе на тракторах допускаются только лица,

231


достигшие 'восемнадцатилетнего возраста, прошед­ шие специальное обучение и имеющие удостоверение на право вождения трактора.

При поступлении на работу тракторист должен получить инструктаж у главного инженера или меха­ ника хозяйства по основным правилам техники безо­ пасности и противопожарных мероприятий. На своем рабочем месте — в бригаде, отделении — тракторист должен получить у механика или бригадира подроб­ ный инструктаж о соблюдении правил техники безо­ пасности непосредственно при выполнении данной ра­ боты. Такой же инструктаж трактористу необходим при переводе с одной работы на другую.

Согласно нормам бесплатной выдачи спецодежды и предохранительных приспособлений рабочим и служащим сельского хозяйства, трактористы-маши­ нисты бесплатно обеспечиваются хлопчатобумажным комбинезоном из пыленепроницаемой ткани (срок носки— 12 месяцев), рукавицами (срок носки — 6 ме­ сяцев) и защитными очками (срок носки — до изно­ са). При работе на тракторе зимой трактористы-ма­ шинисты бесплатно дополнительно обеспечиваются ватными курткой и брюками.

Трактор должен быть технически исправным. Это одно из основных требований техники безопасности.

Стекла кабины трактора запрещается заменять фанерой или другим непрозрачным материалом. Зам­ ки дверей кабины должны быть исправными и ис­ ключать самопроизвольное открывание дверей во вре­ мя движения трактора.

Нельзя допускать ослабления крепления рулевой колонки и крепления рулевой сошки на ее валу у ру­ левого управления колесных тракторов. Необходимо, чтобы люфт рулевого колеса при положении перед­ них колес, соответствующем движению трактора по

232

прямой, не превышал 15б (Ѵ 24 оборота) и 30° (Ѵ12 оборота) при повернутых в сторону до отказа перед­ них колесах.

У гусеничных тракторов нормальный свободный ход рычагов управления муфтами поворота — в пре­ делах 60—90 мм; ход рукояток для выключения муфт поворота — не более 400—450 мм. При полном отжатии рычагов управления на себя должно обеспечи­

ваться надежное торможение

барабана бортовых

фрикционов.

колес трактора — не

Допустимый люфт передних

более 0,5 мм.

иметь сквозных тре­

Покрышки колес не должны

щин и разрывов. Давление воздуха в шинах должно быть в установленных пределах.

Нормальный ход педали тормоза — 200 мм. Не допускается различная величина хода для педалей одного трактора. Иначе в случае сблокирования педа­ лей (для одновременного торможения) трактор на скользкой дороге будет заносить в сторону, что мо­ жет .вызвать аварию.

Тракторы, работающие в агрегате с прицепными машинами и орудиями, на которых имеются прицеп­ щики, должны оборудоваться двусторонней сигнали­ зацией.

Прежде чем приступить к заводке двигателя, сле­ дует убедиться, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Иначе при пуске двигате­ ля трактор может сразу же тронуться с места, и воз­ можен несчастный случай.

Шнур для заводки пускового двигателя нельзя на­ матывать на руку. При пуске двигателя шкив может начать вращаться в обратную сторону и затянуть ру­ ку между шкивом и корпусом.

Чтобы облегчить пуск двигателя в холодное время

2,13


года, заправляйте его горячей водой и подогретым маслом. Пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя запрещается, так как это может привести

кпожару.

'Заправка тракторов топливом и смазочными ма­

териалами должна проводиться только в светлое время дня. Наибольшая опасность при заправке трак­ тора нефтепродуктами — это возможность взрыва или пожара из-за соприкосновения нефтепродукта или его паров с открытым пламенем или искрой. Поэтому ка­ тегорически запрещается применять открытый огонь для определения уровня топлива в топливном баке или бочке.

При заправке трактора топливом необходимо пользоваться рукавом, т. е. производить заправку только закрытым способом. Запрещается засасывать топливо в рукав ртом. Особенно это опасно при за­ правке топливного бака пускового двигателя или ус­ тройства этилированным бензином.

Применение этилированного бензина требует осо­ бой осторожности, поскольку этот бензин обладает очень ядовитыми свойствами. Этиловая жидкость, со­ держащаяся в нем, вызывает тяжелое отравление как при попадании в организм человека через кожу, так и при вдыхании его паров.

Чтобы отличить этилированный бензин от других сортов, его окрашивают в красно-оранжевый цвет.

Применять такой бензин для мойки рук опасно. Если этилированный бензин попадет на одежду и

кожу, следует немедленно снять одежду и тщательно вымыть кожу горячей водой с мылом.

Во время дозаправжи системы охлаждения водой следует остерегаться ожогов рук и лица паром и го­ рячей водой, выбрасываемой из радиатора. Поэтому нужно надевать рукавицы или защитить руки обти­

234

рочными концами. Крышку горловины радиатора от­ крывают так, чтобы направить струю пара и воды в противоположную сторону от себя.

Не допускается регулировка натяжения ремня вентилятора при работающем двигателе.

Комплектование и наладка машинно-тракторных агрегатов производятся трактористом под руководст­ вом и при участии бригадира или механика с привле­ чением в случае необходимости вспомогательных ра­ бочих.

Прицепку и навеску сельскохозяйственных машин и орудий на трактор осуществляют, пользуясь инст­ рументами и приспособлениями, обеспечивающими безопасное выполнение данных операций.

При этом следует помнить, что любая неосторож­ ность может привести к несчастному случаю. Поэтому трактор подают к машине или орудию задним ходом на самой малой скорости с полувыключенной муфтой сцепления. Сидя вполоборота, тракторист должен по­ стоянно наблюдать за действиями прицепщика. Но и тогда тракторист не всегда видит сближающиеся прицепные серьги трактора и машины, поэтому жела­ тельно, чтобы у трактора кроме тракториста и при­ цепщика находился бригадир или механик, который руководил бы действиями тракториста.

Во время навешивания машины нельзя находить­ ся между рычагами и тягами механизма навески.

Тракторы, выделенные для работы в ночное вре­ мя, должны иметь исправное электрооборудование и освещение.

Количество людей, перевозимых на тракторе, оп­ ределяется количеством мест в кабине. Перевозить на навесных или прицепных машинах людей, не вы­ полняющих в данный момент полевых работ, даже при наличии сидений, строго запрещается. На маши­

235


ны и орудия, работа которых осуществляется без при­ цепщика, установка сидений запрещена.

Необходимо строго следить за тем, чтобы все вен­ тиляторы, карданные валы и другие вращающиеся детали были надежно защищены предохранительны­ ми кожухами. Помните, что даже незначительное соприкосновение одежды с незащищенными вращаю­ щимися деталями очень опасно.

При работе на поле с оврагами или глубокими ло­ щинами необходимо отбить ограничительную линий поворота агрегата. Несоблюдение этого условия мо­ жет привести к опрокидыванию трактора.

Переключать скорости на спуске или подъеме нельзя, так как во время переключения скорости трак­ тор может скатиться вниз.

Тракторы, предназначенные для использования в зимних условиях, должны оборудоваться утепленной кабиной.

При работе трактора :в зимнее время на расстоя­ нии, превышающем пределы прямой видимости от полевых станов, необходимо, чтобы трактор обслу­ живали два тракториста, или же выделять два трак­ тора, которые бы выполняли работу в пределах ви­ димости друг друга.

Все тракторы, работающие на транспортных ра­ ботах, прицепы и полуприцепы должны быть оборудо­ ваны стоп-сигналом.

При выполнении транспортных работ у тракторов, имеющих регулируемую колею, колеса расставляют на максимальную колею. Тормоза должны быть ис­ правны и одинаково отрегулированы, а на транспорт­ ной передаче — обязательно сблокированы. Раздель­ ное пользование тормозами запрещается.

Нельзя допускать при выполнении транспортных работ крутых поворотов и резко тормозить на повы­

2 3 6

шенной 'передаче. Тормозить следует без выключения передачи, с одновременным уменьшением подачи топ­ лива.

Переезжать железнодорожный переезд разреша­ ется только на первой передаче.

При встречном разъезде тракторов расстояние между ними должно быть не менѳе 2 м.

Во время движения тракторов друг за другом ин­ тервал между ними должен быть не менее 30 м, а при спуске под гору — не менее 50 м.

При установке трактора на хранение необходимо принять меры, предотвращающие возможность опро­ кидывания или смещения трактора.

Производить очистку, ремонт и сборку новых трак­ торов на местах хранения запрещается.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Классификация

и краткая

характеристика тракторов

 

.

5

Т и п а ж тр а к т о р о в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

К л а сси ф и к а ц и я

тр а к т о р о в .

 

.

.

.

.

.

.

 

 

10

О со б ен н о ст и оон овн ы х

тр а к т о р о в

р азл и ч н ы х

к л а ссо в

 

.

,12

Т р ак тор ы

к л а сса

0

,6 т

.................................................................

 

 

 

 

 

 

12

 

Т р ак тор ы

к л а сса

0

,9

 

т

.

.

.

.

.

.

 

14

Т р ак тор ы

к л а сса

1,4т

.................................................................

 

 

 

 

 

 

16

 

Т р ак тор ы

к л а сса

2

т ......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Т р ак тор ы

к л а сса

3

т ......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Т р ак тор ы

к л а сса

4

т

 

.

.

.

.

.

.

.

 

20

Т р ак тор ы

к л а сса

5

 

г

.

.

.

.

.

.

 

. 2

1

Т р ак тор ы

к л а сса

10

т

(6

т)

...........................................................

 

 

 

 

 

22

Т р ак тор ы

к л а ссо в 15

т

(9

т ) и

25

т (1 5 т)

 

.

.

23

Машинно-тракторные а г р е г а т ы .........................................

 

 

 

 

 

 

24

С п о со б ы

д в и ж ен и я

м а ш и н н о -тр ак тор н ы х

а гр ега т о в

.

 

31

П р о и зв о д и т ел ь н о ст ь

м а ш и н н о -тр ак тор н ы х

а гр ега т о в .

 

.

39

Технология выполнения основных полевых работ

 

 

 

42

О б р а б о т к а

почвы

 

 

 

 

 

 

 

 

42

П о сев , п о с а д к а и в н есен и е у д о б р е н и й

............................................................

 

 

 

 

 

47

У х о д з а

сел ь ск о х о зя й ст в ен н ы м и

к у л ь т у р а м и

 

. . .

 

62

У б о р о ч н ы е п р о ц е с с ы ...............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

63

Техническое

обслуживание тракторов

 

 

. . . .

 

73

О б к а тк а т р а к т о р а в п о л ев ы х у сл о в и я х

 

 

. . . .

 

82

Т ехн и ч еск и й

у х о д за

тр а к т о р о м

.

.

.

.

.

.

 

90

2 38