ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 4
ториста-машиниста (Сельхозучет, форма № 34).
Учетный лист составляется на каждого трактористамашиниста отдельно. В учетный лист учетчик еже
дневно записывает количество выполненных работ, которое устанавливается на основании ежедневного обмера или взвешивания. На основании этих записей трактористу-машинисту производят начисление тру додней или денег по утвержденным в данном хозяй стве нормам и расценкам.
Учетный лист подписывают тракторист-машинист и бригадир. После записи в него замечаний агроно ма о качестве выполненных работ руководитель хозяйства или лицо, на то уполномоченное, утверж дает учетный лист. Затем его сдают в бухгалтерию колхоза, отделения совхоза для проверки правиль ности произведенных в нем записей, проверки и уче та расхода горючего и начисления трудодней или денег.
Учетный лист тракториста-машиниста рассчитан примерно на 15 дней работы.
Для учета транспортных работ, выполняемых тракторами, применяют путевой лист грузового авто мобиля (типовая форма Авто-1).
Путевой лист является первичным документом по учету работы трактора на транспортных работах и основанием для начисления оплаты за труд трактэ- ристам-машинистам.
Выпуск трактора на транспортные работы без путевого листа запрещается.
Путевой лист выдается трактористу-машинисту только на один день или смену и при условии сдачи предыдущего путевого листа. На более длительный срок путевой лист выдается только в случае коман дировки, когда тракторист-машинист в связи с про тяженностью маршрута и характером перевозки вы
2 2 9
полняет задание более чем в течение одних суток. Выдаваемый путевой лист должен иметь порядко вый номер, начиная с 1 января каждого года, дату выдачи, штамп или печать колхоза, совхоза, кото рому принадлежит трактор.
По возвращении трактора из поездки заполнен ный путевой лист сдается в бухгалтерию отделения или фермы для фиксации в книге учета выработки трактора, расхода горючего, заработка трактористов и грузчиков.
Точный учет израсходованных нефтепродуктов каждым трактором позволяет не только установить количество нефтепродуктов, израсходованных на дан ную работу. По расходу нефтепродуктов на выпол нение работы можно судить о техническом состоя нии трактора. Периодичность проведения техничес ких уходов установлена в килограммах израсходо ванного топлива. Без точного учета расхода нефте продуктов не может быть организована борьба с их потерями.
Расход топлива трактором на выполнение работы определяют по количеству заправленного дизельного топлива в топливный бак с учетом остатка топлива в баке. Поэтому перед заправкой трактора дизель ным топливом определяют остаток топлива в баке.
Для замера объема топлива, находящегося в топливном баке, тракторы оборудованы специаль ными мерными линейками. Мерные линейки имеют шкалы с делениями, градуированными в литрах. За мер топлива мерной линейкой производят два раза. При несовпадении результатов замера замер повто ряют. Замер топлива в топливном баке производят при условии, что трактор установлен на ровном мес те. Объем заправленного топлива в литрах опреде ляют при помощи специального счетчика жидкости —
23 0
литромера, а при его отсутствии — повторным заме ром объема топлива в баке после заправки. Однако в том и другом случае количество заправленного топлива определяют в литрах, в то время как нор мы расхода дизельного топлива на все виды трак торных работ даны в килограммах. В килограммах записывают расход топлива в учетном и путевом листах. Поэтому объем заправленного топлива в литрах переводят в вес в килограммах. Если в учет ный или путевой лист записать цифру 100, выражен ную в литрах, то фактически тракторист недополу чил 15—20 кг дизельного топлива. В заборной ведо мости на нефтепродукты тракторист должен распи сываться только за килограммы полученного дизельного топлива.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
При работе на тракторе несчастный случай воз можен только из-за неумелого и небрежного отноше ния к машине, несоблюдения требований техники бе зопасности и противопожарных мероприятий. Совре менные колесные тракторы, широко применяемые на транспортных работах, имеют большую скорость дви жения. Неумелое использование этой скорости на по лях и проселочных дорогах может привести к опас ности не только для тракториста, но и для других людей. Наличие на тракторе такого легковоспламе няющегося и взрывоопасного вещества, как нефте продукт (дизельное топливо, бензин и т. д.), тре бует особого внимания при проведении технического ухода и работе на тракторе.
К работе на тракторах допускаются только лица,
231
достигшие 'восемнадцатилетнего возраста, прошед шие специальное обучение и имеющие удостоверение на право вождения трактора.
При поступлении на работу тракторист должен получить инструктаж у главного инженера или меха ника хозяйства по основным правилам техники безо пасности и противопожарных мероприятий. На своем рабочем месте — в бригаде, отделении — тракторист должен получить у механика или бригадира подроб ный инструктаж о соблюдении правил техники безо пасности непосредственно при выполнении данной ра боты. Такой же инструктаж трактористу необходим при переводе с одной работы на другую.
Согласно нормам бесплатной выдачи спецодежды и предохранительных приспособлений рабочим и служащим сельского хозяйства, трактористы-маши нисты бесплатно обеспечиваются хлопчатобумажным комбинезоном из пыленепроницаемой ткани (срок носки— 12 месяцев), рукавицами (срок носки — 6 ме сяцев) и защитными очками (срок носки — до изно са). При работе на тракторе зимой трактористы-ма шинисты бесплатно дополнительно обеспечиваются ватными курткой и брюками.
Трактор должен быть технически исправным. Это одно из основных требований техники безопасности.
Стекла кабины трактора запрещается заменять фанерой или другим непрозрачным материалом. Зам ки дверей кабины должны быть исправными и ис ключать самопроизвольное открывание дверей во вре мя движения трактора.
Нельзя допускать ослабления крепления рулевой колонки и крепления рулевой сошки на ее валу у ру левого управления колесных тракторов. Необходимо, чтобы люфт рулевого колеса при положении перед них колес, соответствующем движению трактора по
232
прямой, не превышал 15б (Ѵ 24 оборота) и 30° (Ѵ12 оборота) при повернутых в сторону до отказа перед них колесах.
У гусеничных тракторов нормальный свободный ход рычагов управления муфтами поворота — в пре делах 60—90 мм; ход рукояток для выключения муфт поворота — не более 400—450 мм. При полном отжатии рычагов управления на себя должно обеспечи
ваться надежное торможение |
барабана бортовых |
фрикционов. |
колес трактора — не |
Допустимый люфт передних |
|
более 0,5 мм. |
иметь сквозных тре |
Покрышки колес не должны |
щин и разрывов. Давление воздуха в шинах должно быть в установленных пределах.
Нормальный ход педали тормоза — 200 мм. Не допускается различная величина хода для педалей одного трактора. Иначе в случае сблокирования педа лей (для одновременного торможения) трактор на скользкой дороге будет заносить в сторону, что мо жет .вызвать аварию.
Тракторы, работающие в агрегате с прицепными машинами и орудиями, на которых имеются прицеп щики, должны оборудоваться двусторонней сигнали зацией.
Прежде чем приступить к заводке двигателя, сле дует убедиться, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Иначе при пуске двигате ля трактор может сразу же тронуться с места, и воз можен несчастный случай.
Шнур для заводки пускового двигателя нельзя на матывать на руку. При пуске двигателя шкив может начать вращаться в обратную сторону и затянуть ру ку между шкивом и корпусом.
Чтобы облегчить пуск двигателя в холодное время
2,13
года, заправляйте его горячей водой и подогретым маслом. Пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя запрещается, так как это может привести
кпожару.
'Заправка тракторов топливом и смазочными ма
териалами должна проводиться только в светлое время дня. Наибольшая опасность при заправке трак тора нефтепродуктами — это возможность взрыва или пожара из-за соприкосновения нефтепродукта или его паров с открытым пламенем или искрой. Поэтому ка тегорически запрещается применять открытый огонь для определения уровня топлива в топливном баке или бочке.
При заправке трактора топливом необходимо пользоваться рукавом, т. е. производить заправку только закрытым способом. Запрещается засасывать топливо в рукав ртом. Особенно это опасно при за правке топливного бака пускового двигателя или ус тройства этилированным бензином.
Применение этилированного бензина требует осо бой осторожности, поскольку этот бензин обладает очень ядовитыми свойствами. Этиловая жидкость, со держащаяся в нем, вызывает тяжелое отравление как при попадании в организм человека через кожу, так и при вдыхании его паров.
Чтобы отличить этилированный бензин от других сортов, его окрашивают в красно-оранжевый цвет.
Применять такой бензин для мойки рук опасно. Если этилированный бензин попадет на одежду и
кожу, следует немедленно снять одежду и тщательно вымыть кожу горячей водой с мылом.
Во время дозаправжи системы охлаждения водой следует остерегаться ожогов рук и лица паром и го рячей водой, выбрасываемой из радиатора. Поэтому нужно надевать рукавицы или защитить руки обти
234
рочными концами. Крышку горловины радиатора от крывают так, чтобы направить струю пара и воды в противоположную сторону от себя.
Не допускается регулировка натяжения ремня вентилятора при работающем двигателе.
Комплектование и наладка машинно-тракторных агрегатов производятся трактористом под руководст вом и при участии бригадира или механика с привле чением в случае необходимости вспомогательных ра бочих.
Прицепку и навеску сельскохозяйственных машин и орудий на трактор осуществляют, пользуясь инст рументами и приспособлениями, обеспечивающими безопасное выполнение данных операций.
При этом следует помнить, что любая неосторож ность может привести к несчастному случаю. Поэтому трактор подают к машине или орудию задним ходом на самой малой скорости с полувыключенной муфтой сцепления. Сидя вполоборота, тракторист должен по стоянно наблюдать за действиями прицепщика. Но и тогда тракторист не всегда видит сближающиеся прицепные серьги трактора и машины, поэтому жела тельно, чтобы у трактора кроме тракториста и при цепщика находился бригадир или механик, который руководил бы действиями тракториста.
Во время навешивания машины нельзя находить ся между рычагами и тягами механизма навески.
Тракторы, выделенные для работы в ночное вре мя, должны иметь исправное электрооборудование и освещение.
Количество людей, перевозимых на тракторе, оп ределяется количеством мест в кабине. Перевозить на навесных или прицепных машинах людей, не вы полняющих в данный момент полевых работ, даже при наличии сидений, строго запрещается. На маши
235
ны и орудия, работа которых осуществляется без при цепщика, установка сидений запрещена.
Необходимо строго следить за тем, чтобы все вен тиляторы, карданные валы и другие вращающиеся детали были надежно защищены предохранительны ми кожухами. Помните, что даже незначительное соприкосновение одежды с незащищенными вращаю щимися деталями очень опасно.
При работе на поле с оврагами или глубокими ло щинами необходимо отбить ограничительную линий поворота агрегата. Несоблюдение этого условия мо жет привести к опрокидыванию трактора.
Переключать скорости на спуске или подъеме нельзя, так как во время переключения скорости трак тор может скатиться вниз.
Тракторы, предназначенные для использования в зимних условиях, должны оборудоваться утепленной кабиной.
При работе трактора :в зимнее время на расстоя нии, превышающем пределы прямой видимости от полевых станов, необходимо, чтобы трактор обслу живали два тракториста, или же выделять два трак тора, которые бы выполняли работу в пределах ви димости друг друга.
Все тракторы, работающие на транспортных ра ботах, прицепы и полуприцепы должны быть оборудо ваны стоп-сигналом.
При выполнении транспортных работ у тракторов, имеющих регулируемую колею, колеса расставляют на максимальную колею. Тормоза должны быть ис правны и одинаково отрегулированы, а на транспорт ной передаче — обязательно сблокированы. Раздель ное пользование тормозами запрещается.
Нельзя допускать при выполнении транспортных работ крутых поворотов и резко тормозить на повы
2 3 6
шенной 'передаче. Тормозить следует без выключения передачи, с одновременным уменьшением подачи топ лива.
Переезжать железнодорожный переезд разреша ется только на первой передаче.
При встречном разъезде тракторов расстояние между ними должно быть не менѳе 2 м.
Во время движения тракторов друг за другом ин тервал между ними должен быть не менее 30 м, а при спуске под гору — не менее 50 м.
При установке трактора на хранение необходимо принять меры, предотвращающие возможность опро кидывания или смещения трактора.
Производить очистку, ремонт и сборку новых трак торов на местах хранения запрещается.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Классификация |
и краткая |
характеристика тракторов |
|
. |
5 |
||||||||
Т и п а ж тр а к т о р о в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
К л а сси ф и к а ц и я |
тр а к т о р о в . |
|
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
10 |
||
О со б ен н о ст и оон овн ы х |
тр а к т о р о в |
р азл и ч н ы х |
к л а ссо в |
|
. |
,12 |
|||||||
Т р ак тор ы |
к л а сса |
0 |
,6 т |
................................................................. |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
Т р ак тор ы |
к л а сса |
0 |
,9 |
|
т |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
14 |
Т р ак тор ы |
к л а сса |
1,4т |
................................................................. |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
||
Т р ак тор ы |
к л а сса |
2 |
т ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
Т р ак тор ы |
к л а сса |
3 |
т ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
Т р ак тор ы |
к л а сса |
4 |
т |
|
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
20 |
Т р ак тор ы |
к л а сса |
5 |
|
г |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
. 2 |
1 |
Т р ак тор ы |
к л а сса |
10 |
т |
(6 |
т) |
........................................................... |
|
|
|
|
|
22 |
|
Т р ак тор ы |
к л а ссо в 15 |
т |
(9 |
т ) и |
25 |
т (1 5 т) |
|
. |
. |
23 |
Машинно-тракторные а г р е г а т ы ......................................... |
|
|
|
|
|
|
24 |
||||
С п о со б ы |
д в и ж ен и я |
м а ш и н н о -тр ак тор н ы х |
а гр ега т о в |
. |
|
31 |
|||||
П р о и зв о д и т ел ь н о ст ь |
м а ш и н н о -тр ак тор н ы х |
а гр ега т о в . |
|
. |
39 |
||||||
Технология выполнения основных полевых работ |
|
|
|
42 |
|||||||
О б р а б о т к а |
почвы |
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
|
П о сев , п о с а д к а и в н есен и е у д о б р е н и й |
............................................................ |
|
|
|
|
|
47 |
||||
У х о д з а |
сел ь ск о х о зя й ст в ен н ы м и |
к у л ь т у р а м и |
|
. . . |
|
62 |
|||||
У б о р о ч н ы е п р о ц е с с ы ............................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
63 |
|||
Техническое |
обслуживание тракторов |
|
|
. . . . |
|
73 |
|||||
О б к а тк а т р а к т о р а в п о л ев ы х у сл о в и я х |
|
|
. . . . |
|
82 |
||||||
Т ехн и ч еск и й |
у х о д за |
тр а к т о р о м |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
|
90 |
2 38