ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 4
О*ого Ч
%
! Sа —/
/ 19
Я
СПРАВОЧНИК
МОЛОДОГО
ТРАКТОРИСТА
М О С К О В С К И Й Р А Б О Ч И Й
1 9 6 8
4— 2— 2 120— 67
Предлагаемый вниманию читателя справочник должен заинтересовать сельских механизаторов, и в первую очередь молодых трактористов, которым о,н непосредственно адресован. Материалы, представ ленные в справочнике, квалифицированно и доход чиво ответят молодому трактористу на многие вол нующие его производственные вопросы, помогут ему лучше и уверенней выполнять разнообразные машин ные работы.
Как комплектовать машинно-тракторные агрега ты, какой наиболее рациональный способ движения агрегата выбрать в том или ином конкретном случае, как эксплуатировать трактор в холодное время года? Эти очень важные для механизатора вопросы обстоя тельно рассмотрены на страницах справочника.
В справочнике даны классификация и краткая характеристика тракторов, приведена технология вы полнения основных полевых работ.
Основное же место отведено правилам техниче ского ухода, являющимся основой надежной, долго вечной и экономичной работы тракторов. Молодые трактористы найдут здесь подробнейшие рекоменда ции по проведению технических уходов. Справочник
3
им подскажет, чем конкретно надо заниматься, про водя технические уходы, на каких операциях особенно сконцентрировать внимание, какова периодичность и трудоемкость операций техухода для тракторов и самоходных шасси. Хорошее знание правил, безус ловное их выполнение позволят молодому тракто ристу добиться высокопроизводительной, безаварий ной работы на вверенной ему технике.
В справочнике обращено внимание тракториста на важность правильного проведения обкатки трак тора в полевых условиях. Приведены режимы обкат ки и расход нефтепродуктов на обкатку трактора.
Много внимания уделено хранению тракторов и сельскохозяйственных машин, вопросам, связанным с заправкой тракторов нефтепродуктами, говорится об основных свойствах применяемых нефтепродуктов и требованиях, предъявляемых к заправочному обору дованию, показаны причины и размеры потерь топ лива и масла при заправке.
В справочнике приводятся материалы, содержа щие сведения по учету выполненных работ и оплате труда трактористов.
Заключает издание раздел, посвященный технике безопасности при работе на тракторах.
Справочник составлен специалистами Государст венного всесоюзного научно-исследовательского тех нологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) В. А. Мат веевым, А. В. Ленским и В. А. Пашининым.
Ждем ваших откликов, молодые трактористы! Направляйте их по адресу: Москва, проезд Вла
димирова, 6, издательство «Московский рабочий».
4
КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАКТОРОВ
Широк круг сельскохозяйственных работ, произ водимых тракторами. Это предъявляет к конструкции последних такие требования, которые не могут быть выполнены какой-нибудь одной даже самой универ сальной машиной. Не случайно тракторы выпускают ся различными по назначению. Более энергоемкие операции, например, выгодно выполнять с помощью мощных гусеничных тракторов, операции, не требую щие больших затрат энергии,— колесными трактора ми малой мощности.
Гусеничные цепи по сравнению с колёсами умень шают удельное давление на грунт, повышают прохо димость трактора, обеспечивая хорошее сцепление с почвой. Это приводит к тому, что гусеничные трак торы в условиях большой влажности обеспечивают /высокие тяговые качества при сравнительно неболь ших затратах на собственное передвижение. Но боль шая ширина гусеничных цепей и низкий дорожный просвет исключают применение таких машин на меж дурядной обработке сельскохозяйственных культур.
Ходовая часть пропашного трактора должна иметь узкие колеса, большой дорожный просвет и пере менную колею
5
Одним из важнейших резервов повышения произ водительности тракторов является увеличение рабо чих скоростей. До недавнего же времени повышение производительности машинно-тракторных агрегатов достигалось в основном путем увеличения ширины захвата, в то время как скорости движения остава лись низкими. Как показала многолетняя практика, работа на низких скоростях с увеличенной шириной захвата тракторного агрегата повышает расход ме талла и затраты человеческого труда на гектар обработанной площади, увеличивает количество сельскохозяйственных машин и их вес, затрудняет агрегатирование, так как в этом случае необходимо применение громоздких сцепок (особенно при боро новании, посеве, культивации и др.). Кроме того, при работе с широкозахватными агрегатами требуются большие тяговые усилия, что заставляет увеличивать вес тракторов для создания необходимого сцепного веса и обеспечения требуемой силы тяги. Колесные тракторы мощностью 40—50 л. с. при работе с повы шенными тяговыми усилиями и широкозахватными агрегатами буксуют, отчего обеспечить их полную загрузку на малых скоростях практически очень трудно.
В настоящее время доказаны возможности рабо ты тракторов на повышенных скоростях. Применение повышенных скоростей позволяет изготовлять агрега ты меньшего веса, обладающие хорошей маневрен ностью. Производительность труда при этом повы шается, а расход металла, отнесенный на единицу обработанной площади, уменьшается.
Но повышение рабочих скоростей допускается только при условии соблюдения требований агротех ники и сохранении уровня энергетических затрат, приходящихся на единицу обрабатываемой площади.
6
Т И П А Ж Т Р А К Т О Р О В
Отличительной чертой отечественного тракторо строения является создание основных (базовых) мо делей тракторов, составляющих типаж тракторного парка.
Типаж представляет собой перечень типов трак торов, необходимых народному хозяйству, с указа нием их назначения, главнейших технических пока зателей: тяги, мощности двигателя, конструктивно го веса.
На основе базовых моделей создаются модифика ции, используемые для проведения ряда сравнитель но узких сельскохозяйственных операций.
Все сельскохозяйственные тракторы по номи нальному тяговому усилию, т. е. наибольшему тяго вому усилию, которое трактор может развить на низшей рабочей скорости, делятся на семь классов. Каждый класс состоит из группы машин, конструк тивно унифицированных и обладающих примерно
одинаковыми |
тяговыми свойствами. |
Перспективным |
|||
типажом |
для |
сельского |
хозяйства |
предусмотрены |
|
классы |
тракторов |
со следующими |
номинальными |
||
тяговыми |
усилиями: |
0,6; |
0,9; 1,4; 2; |
3; 4 и 5 т. Бу |
дут выпускаться мощные промышленные тракторы
трех классов |
с номинальными тяговыми |
усилиями |
10, 15 и 25 т, |
которые могут быть также |
применены |
в сельском хозяйстве для выполнения наиболее тя желых работ. Номинальные тяговые усилия тракто ров этих же классов по сельскохозяйственной клас сификации соответственно равны 6, 9 и 15 т.
Одиннадцатый класс без нормированных показа телей предусмотрен для уборочных самоходных шасси.
Как правило, модификации имеют много общего
с базовой.моделью: одинаковый двигатель, механизм трансмиссии, ходовую систему. Такая общность устройства называется унификацией.
Например, универсальный пропашной колесный трактор МТЗ-50 имеет несколько модификаций. К ним относятся: трактор с пусковым двигателем МТЗ-50Л, универсальный пропашной трактор повы шенной проходимости МТЗ-52 с четырьмя ведущими колесами, хлопковый трактор МТЗ-50Х, гусеничный виноградниковый трактор Т-54В и гусеничный свек ловодческий трактор Т-54С. На всех этих тракторах установлены одинаковые двигатели, муфты сцепле ния, коробки перемены передач, гидравлическое обо рудование. У колесных тракторов данного семейства унифицированы также задние мосты, тормоза, зад ние колеса, кабины и другие агрегаты и механизмы.
Широкая унификация механизмов и деталей в пределах каждого тягового класса, а также тракто ров различных классов весьма важна и удобна для
эксплуатации, так как сокращает |
номенклатуру |
запасных частей, облегчает освоение, |
использование |
и изучение техники. |
|
Все отечественные тракторы оснащаются раз дельно-агрегатным гидравлическим оборудованием. Насосы, распределители и силовые цилиндры раз личных тракторов широко унифицированы. На всех типах тракторов применено всего пять типов насо сов, пять типов распределителей и семь типов силовых цилиндров.
Технические показатели тракторов систематически совершенствуются. Основным фактором, определяю
щим производительность машинно-тракторного аг регата, является мощность тракторного двигателя.
Новые типы тракторов производительнее ранее выпускавшихся, так как снабжены более мощными
8
двигателями, что позволяет при той же ширине за хвата машины-орудия работать на более высокой ско рости. Помимо этого, повышение мощности при со хранении примерно того же уровня весовых показа телей трактора каждого класса приводит к снижению удельной металлоемкости.
Параллельно с увеличением мощности ведутся работы по увеличению количества передач трактора, вводятся устройства для переключения передач на ходу, независимый и синхронный приводы вала от бора мощности, механизированная заправка топли вом, электрический пуск, совершенствуется гидрав лическое и в ряде случаев вводится пневматическое оборудование, улучшается топливная экономичность тракторных дизелей.
Подобные технические усовершенствования необ ходимы, поскольку способствуют снижению себе стоимости выполняемых работ, повышают универ сальность тракторов, улучшают условия труда, в большей степени обеспечивают соблюдение техники безопасности. Новые типы колесных тракторов имеют высокие транспортные скорости, гидравлический усилитель рулевого механизма, надежную систему торможения, могут эффективно использоваться для перевозки различных грузов.
Одновременно с унификацией тракторов в нашей стране проводится большая работа по специализации заводов тракторного машиностроения. Так, универ сальные пропашные тракторы выпускаются Харьков ским, Минским, Липецким и Кишиневским заводами; пахотные — Харьковским, Алтайским, Волгоград ским и Ленинградским заводами и промышленные — Челябинским, Брянским и Онежским заводами. Орга низованы специализированные заводы тракторных дизелей.
9