ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ
Как уже говорилось, создать трактор, который мог бы экономично и производительно выполнять все виды разнообразных сельскохозяйственных работ, невозможно. Для наиболее полного использования тракторов в эксплуатационных условиях отдельные их узлы и механизмы, а иногда и тракторы в целом должны иметь некоторые особенности конструкций в соответствии с характером и требованиями выпол няемых ими работ. Так, при обработке пропашных культур особое значение имеют высота дорожного просвета и ширина колеи трактора, которые должны соответствовать высоте растений и ширине между рядий. При выполнении транспортных работ, при движении по бездорожью трактор должен иметь хо рошую проходимость, развивать достаточную ско рость движения и преодолевать подъемы.
Тракторы классифицируются по назначению, уст ройству ходовой части, по типу двигателя, виду остова (корпуса) и трансмиссии.
1. По назначению различают тракторы сельскохо зяйственные и специальные.
Сельскохозяйственные тракторы делятся на трак торы общего назначения, пропашные и универсальные.
Тракторы общего назначения выполняют такие основные сельскохозяйственные работы, как пахота, боронование, посев, уборка.
Пропашные тракторы предназначаются для прове дения междурядной обработки пропашных культур.
Универсальные тракторы служат как для работы в междурядьях низкостебельных культур, так и для пахоты, боронования, посева и уборки на земельных участках малых и средних площадей.
10
Социальные тракторы предназначаются для осо бых сельскохозяйственных и транспортных работ, причем они оборудованы специальными приспособле ниями типа лебедок, платформ, подъемников и т. п.
2.По устройству ходовой части тракторы под разделяются на колесные и гусеничные.
Основное требование, предъявляемое к тракторам при их работе в поле, состоит в том, чтобы при дви жении трактора по обрабатываемому участку не происходило разрушения мелкокомковатой структу ры почвы. Это может быть достигнуто за счет малого удельного давления и буксования колес или гусе ниц. Колесные тракторы должны иметь удельное давление на грунт до 2 кг/см2, а гусеничные — в пределах от 0,2 до 0,05 кг/см2.
3.По типу двигателя различают:
а) тракторы с двигателями внутреннего сгора ния; карбюраторные, работающие на бензине или керосине; дизельные, работающие на дизельном топливе или соляровом масле;
б) газогенераторные тракторы с электрическими двигателями (электротракторы);
в) тракторы с паровыми двигателями.
Тракторы с паровыми и электрическими двига телями не получили широкого распространения, поскольку для первых необходима котельная уста новка, а для вторых — питание от сети высокого напряжения. Газогенераторные тракторы также по лучили ограниченное применение.
4. По виду остова тракторы подразделяются на рамные, полурамные и безрамные.
Рамные тракторы имеют самостоятельную раму, иа которой закрепляются все узлы, агрегаты и ме ханизмы.
В полурамных тракторах некоторая часть литых
11
агрегатов (корпусов и картеров) используется в ка честве элементов рамы.
Безрамные тракторы не имеют рамы, в таких тракторах остов (раму) составляют скрепленные при сборке картеры основных агрегатов.
5.По виду трансмиссии тракторы классифици
руются: |
механической трансмиссией—с преобразо |
|||
а) с |
||||
ванием |
крутящего момента механическим путем; |
|||
б) с |
гидравлической |
трансмиссией — с преобра |
||
зованием крутящего момента гидравлическим |
путем; |
|||
в) с |
гидромеханической трансмиссией — с |
преоб |
||
разованием |
крутящего |
момента гидравлическим |
(гидродинамический трансформатор) и механиче
ским |
(планетарный |
механизм) |
путем; |
преобразо |
||
г) |
с |
электрической |
трансмиссией — с |
|||
ванием |
крутящего момента электрическим путем. |
|||||
|
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТРАКТОРОВ |
|||||
|
|
РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ |
|
|||
|
|
Тракторы класса 0,6 т |
|
|||
Колесные тракторы |
этого |
класса относятся к |
||||
универсальным. Они находят |
широкое |
применение |
||||
в животноводстве |
при |
кормодобывании |
и внутри- |
|||
фермских работах, |
на |
обработке пропашных куль |
тур при четырехрядной системе возделывания, а также на вспомогательных хозяйственных опера циях.
К этому классу тракторов относится трактор ДТ-20 и самоходное шасси Т-16.
Трактор ДТ-20 представляет собой универсаль-
12
Ный четырехколесный трактор безрамной конструк ции. Используется на различных полевых, вспомога тельных и транспортных работах, особенно на фер мах. Можно также использовать для сеноуборки и
для пахоты мелких участков. |
(ранее |
выпускались |
|||
Самоходное шасси Т-16 |
|||||
шасси ДСІІІ-14 и ДВСШ-16) |
представляет |
универ |
|||
сальное |
колесно-самоходное |
шасси рамной |
конст |
||
рукции, |
выпускается |
Харьковским |
тракторным |
заводом. Оно выполнено по схеме, отличной от остальных колесных тракторов. Двигатель и силовая передача, соединенные в общий агрегат, размещены в задней части машины, за сиденьем. Рама свобод на от механизмов трактора и предназначена для размещения на ней навесных сельскохозяйственных машин или самосвальной платформы.
Основное назначение шасси — механизировать полевые работы в овощеводстве. В агрегате с навес ными машинами шасси может вести сев с одновре менным внесением удобрений, междурядную обра ботку пропашных культур, опыливание и опрыски вание растений, подкормку и уборку овощей, коше ние трав и уборку сена. Шасси, кроме того, исполь зуют для транспортировки грузов на съемной самосвальной платформе и для стационарных работ.
Навесные машины на самоходном шасси разме щают между осями передних и задних колес. Бла годаря этому рационально используется грузоподъ емность шин, можно работать в междурядьях с небольшими защитными зонами, обеспечивается хо рошая обзорность междурядий и рабочих органов машины. Это дает возможность обслуживать аг регат одному трактористу, без вспомогательных рабочих.
Шасси имеет семь передач переднего хода (одну
13
через Хйдоуменьшитель) и одну передачу заднего хода.
Ходоуменьшитель используется при работе с посадочными и некоторыми другими машинами-ору диями. Колею как передних, так и задних колес можно регулировать в широких пределах, что обес печивает обработку междурядий различных разме ров.
На шасси установлен двухцилиндровый дизель ный двигатель Д-16 воздушного охлаждения, мощ ностью 16 л. с.
Муфта оцепления сухая, фрикционная, постоянно замкнутая, двойная, обеспечивающая разветвление мощности — к силовой передаче и к полунезависимо му приводу вала отбора мощности.
Коробка передач шестеренчатая, трехходовая, с поперечным расположении валов и постоянно уста новленным ходоуменьшителем.
Шасси оборудовано гидравлическим насосом, рас пределителем и двумя выносными цилиндрами двой ного действия, которые можно устанавливать в любом месте на раме шасси или на сельскохозяйст венной машине.
Тракторы класса 0,9 т
В классе 0,9 т наиболее распространены уни версально-пропашной трактор Т-40 и его модифи кация повышенной проходимости Т-40А.
Тракторы этого класса могут одновременно об рабатывать четыре или шесть рядков пропашных культур, обладают хорошей боковой устойчи востью. Благодаря широко расставленным перед ним колесам они могут работать при четном и не четном числе рядков, проходящих под трактором,
14
■использоваться также на посеве, сплошной обработ ке почвы и на транспортных работах.
Трактор Т-40 выпускается Липецким тракторным заводом. Помимо указанных выше работ его приме няют на вспомогательных работах в агрегате с механической лопатой, бульдозером, ямокопателем и для приведения в действие стационарных машин.
Задние |
колеса трактора |
ведущие, передние — управ |
||
ляемые. |
Он имеет |
полурамную конструкцию, |
число |
|
передач |
переднего |
хода |
семь, заднего — одна; |
реверс |
предусмотрен на все передачи; оборудован гидроуси лителем рулевого управления.
На тракторе установлен четырехтактный четырех цилиндровый дизельный двигатель Д-37М воздушно го охлаждения, мощностью 40 л. с., пуск от электро стартера.
В маховике двигателя расположены две муфты сцепления постоянно-замкнутого типа с отдельны ми отводками. Передняя муфта служит для передачи мощности к ведущим колесам, задняя — к заднему и боковому валам отбора мощности.
Коробка передач с поперечно расположенными валами, центральная передача, дифференциал с ме ханизмом блокировки, а также механизм управления коробкой передач и блокировкой размещены в об щем корпусе трансмиссии.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гид равлической системой и навесным устройством с механическим догруживателем ведущих колес.
Трактор Т-40А является модификацией трактора Т-40 и предназначен для выполнения тех же работ, но в более трудных почвенных условиях. Отличается от трактора Т-40 тем, что имеет привод не только к задним, но и к передним колесам. Передние колеса меньше задних, но больше передних колес трактора
15
Т-40. Передние колеса приводятся в действие от раз даточной коробки через упругий карданный вал, две муфты свободного хода и конечные цилиндрические передачи.
Тракторы класса 1,4 т
К этому классу относятся колесные тракторы, объединенные общим названием «Беларусь», выпус каемые Минским тракторным заводом. В их число входят универсально-пропашные тракторы МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-50ПЛ и универ сально-пропашной трактор повышенной проходимо сти МТЗ-52, а также ранее выпускавшиеся тракторы МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5К, МТЗ-5М и трактор повы шенной проходимости (с четырьмя ведущими коле сами) МТЗ-7.
Тракторы «Беларусь» — это наиболее мощные универсальноыіропашные тракторы. С помощью их выполняются различные сельскохозяйственные ра боты, такие, как посев, посадка, уход за посевами и уборка пропашных культур с применением широ козахватных машин-орудий. С большим эффектом они могут быть использованы на пахоте легких и средних по сопротивлению почв, предпосевной обра ботке, раздельной уборке зерновых культур, а также для перевозки сельскохозяйственных грузов на при цепах и полуприцепах. Они хорошо зарекомендовали себя в работе как с навесными, так с полунавесными и прицепными машинами-орудиями.
Трактор МТЗ-5ЛС |
выполнен |
по |
обычной схеме |
с задними ведущими |
и передними |
управляемыми |
|
колесами. Число передач переднего |
хода — десять, |
||
заднего — две. Муфта |
сцепления, |
коробка передач |
и центральная передача с дифференциалом И коңеч-
іе
ными передачами расположены в трех самостоятель ных картерах, которые, будучи соединены между собой и с полурамой двигателя, образуют остов трактора. На тракторе установлен четырехцилинд ровый четырехтактный дизельный двигатель Д-48Л водяного охлаждения. Пуск двигателя —от карбю раторного двухтактного пускового двигателя.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидро системой, навесным устройством и валом отбора мощности с полунезависимым приводом.
Трактор МТЗ-5МС отличается от трактора МТЗ-5ЛС наличием электростартера.
Трактор МТЗ-50 имеет десять передач прямого хода и две передачи заднего хода; при использова нии увеличителя крутящего момента количество пе редач удваивается. Муфта сцепления, коробка пере дач и центральная передача с дифференциалом и конечными передачами расположены в трех само стоятельных картерах. Соединенные между собой вместе с полурамой двигателя, они образуют остов трактора. Трактор снабжен четырехцилиндровым четырехтактным дизельным двигателем Д-50. Пуск двигателя — от электростартера. Охлаждение двига теля водяное, принудительное, с термостатом для
ускорения прогрева при пуске. Трактор оборудован |
||
раздельно-агрегатной гидросистемой с насосом, уста |
||
новленным на корпусе муфты сцепления. В тракторе |
||
предусмотрена возможность установки трех прицеп |
||
ных устройств: поперечины с вилкой на концах ниж |
||
них |
тяг навесного |
устройства, буксирного устройст |
ва |
с пружинным |
амортизатором и гидрофицирован- |
ного прицепного крюка для работы на транспорти ровке.
Трактор МТЗ-52 является модификацией трактора МТЗ-50 и предназначен для выполнения тех же ра-
\ % 3 3 jL > А 4
бот, но в условиях, требующих увеличенной силы тяги и повышенной проходимости. В отличие от трактора МТЗ-50 имеет привод к передним колесам. Привод к переднему мосту — от раздаточной короб ки через карданную передачу с промежуточной опо рой. Передние колеса трактора МТЗ-52 меньше задних, но больше передних колес трактора МТЗ-50.
Трактор МТЗ-50ПЛ — промежуточная модель, в которой сочетается шасси трактора МТЗ-50 с двига телем Д-48Л.
Тракторы класса 2 т
В этом тяговом классе надо назвать пропашной гусеничный трактор Т-38М, выпускаемый Липецким тракторным заводом. Предназначен для предпосев ной обработки посева, междурядной обработки и уборки пропашных культур, для выполнения работ общего назначения. Трактор имеет полурамную схе му; число передач переднего хода — пять, заднего — одна. Главная муфта сцепления трактора однодис ковая, непостоянно-замкнутого типа. Коробка пере дач трехходовая со скользящими цилиндрическими шестернями прямозубого зацепления. Переключение передач сблокировано с выключением муфты сцеп ления. На тракторе установлен дизельный двигатель Д-48Л е закрытой системой водяного охлаждения, унифицированный о двигателем, устанавливаемым на тракторе МТЗ-5ЛС. Трактор снабжен раздельно-аг регатной гидравлической системой, а также навес ным устройством. По заказу трактор оборудуется Балом отбора мощности с зависимым приводом; ре дуктор вала отбора мощности крепится снаружи на задней стенке заднего моста,