Файл: Сорокин П.П. Свайные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

катода восстанавливается; это восстановле­ ние. ускоряется, если сваю превратить в анод при забивке следующей сваи.

Использование электрического тока воз­ можно при забивке любого вида свай: сталь­ ные сваи сами служат электродами; на неме­ таллических создаются специальные элек­ троды, в качестве которых используются металлические башмаки, полосы или стержни, 4 размещаемые по образующей сваи; при де­ ревянных сваях можно пользоваться старой кровельной сталью.

Полосы-электроды необходимо распола­ гать симметричнно, иначе может получиться неравномерное увлажнение и в связи с ним перекос сваи при погружении. Опыт показал, что в условиях тяжелых глинистых грунтов число ударов, необходимых для погружения. сваи, благодаря использованию электрического тока уменьшилось на 30%.

При погружении свай в глинистые грунты срок, необходимый для отдыха овай, может быть значительно сокращен превращением сваи, требующей отдыха, в положительный электрод.

Погружение свай задавливанием статиче­ ской нагрузкой. Этот способ состоит в том, что свая нагружается весом пригрузочных плит или подвергается иному усилию (напри­ мер давлению гидравлического домкрата), достаточному для преодоления сопротивления грунта. Под действием такой силы свая дол­ жна дойти до заданной отметки и прочно вы­ держать проектную нагрузку. Этот способ может быть использован в тех случаях, когда

172

в целях сохранности конструкций и обору­ дования, находящихся вблизи погружаемой сваи, нельзя допускать никаких сотрясений и ударов.

Рассматриваемый метод трудно осуще­ ствим, когда продвижению сваи препятствуют плотные слои грунта или всякого рода твер­ дые включения. Наиболее благоприятные условия обеспечиваются: при слабых грунтах, при погружении сваи на небольшую глубину и открытьи, снизу свай-оболочек. Задавливание с одновременным подмывом при соблю­ дении всех необходимых мер предосторож­ ности может обеспечить успешное погруже­ ние сваи.

Завинчивание свай. Винтовые сваи приме­ няются главным образом в слабых илистых грунтах, обладающих очень малой несущей способностью и в плотных гравелистых грун­ тах, забивка свай в которые связана с боль­ шими трудностями.

Винтовые сваи с широкими лопастями (диаметром в 2—2,5 раза большим диаметра трубы) образуют большую опорную поверх­ ность и обладают большой несущей способ­ ностью, например, свая с лопастями в 2,5 ж выдержала при испытании нагрузку в 1 100 т. Винтовые сваи имеют перед забивными то преимущество, что завинчивание не сопря­ жено с сотрясениями, и поэтому винтовые сваи могут быть погружены вблизи различных соо­ ружений без вреда для последних. Кроме того, они хорошо сопротивляются выдергиванию.

Ствол сваи может быть стальным или же­ лезобетонным. Преимущественно использу-

173


іотся Стальные

сваи, которые погружаются

в грунт путем

непосредственной передачи

усилия от кручения голове сваи, в то время как железобетонные сваи в большинстве случаев не обладают достаточной прочностью для сопротивления кручению при завинчива­ нии сваи, а потому при их погружении необ­ ходимы дополнительные устройства, что ус­ ложняет работу.

Рис. 55. Схема завинчивания сваи

/ —кабестан; 2—полиспаст; 3—лестница; 4—люлька, подвешенная к кабестану; 5—пульт управления;

6—главная расчалка; 7—боковая расчалка

Погружаются винтовые сваи в грунт вра­ щением с помощью специального механизма, называемого кабестаном (рис. 55), прикреп­ ленного к голове сваи и опускающегося вме­ сте с ней.

Кабестан состоит из двух частей: подвиж­ ной и неподвижной. Подвижная часть с по­ мощью специальной муфты захватывает сваю

174

•И вращает ее, неподвижная при завинчивании свай, не вращается. Сваи вращаются электро­ двигателями, смонтированными на неподвиж­ ной части.

Применяется несколько типов кабестанов, различающихся способом закрепления непо­ движной части механизма. Для передачи вра-

Рис. 56. Голова стальной винтовой оваи

о—с вырезами в голове сван; б—с приварен­ ными накладками

щения от кабестана металлической трубе в голове последней делаются вырезы (рис. 56, а) или привариваются накладки (рис. 56,6). Ес­ ли свая не наращивается, то для крепления к ней кабестана делают вырезы, которые вхо­ дят в рабочие ребра кабестана. Накладки не­ обходимы в тех случаях, когда трубы состав­ ляются из отдельных секций, соединяемых не­ посредственно на месте погружения.

После погружения секции сваи кабестан снимается, притягивается к крану и при по­ мощи грузовой каретки отводится в сторону.

175

Затем следующая секция присоединяется к предыдущей, кабестан додается на голову присоединенной секции и завинчивание про­ должается.

Очевидно, что высота крана должна быть достаточной для наращивания свай, для опу­ скания и извлечения подмывных трубок и обслуживания оборудования, необходимого для удаления грунта из полости сваи. Грузо­ подъемность крана должна обеспечить одно­ временный подъем кабестана, цилиндра сваи е лопастью и устройствами для подмыва и вы­ дачи грунта.

Погружение сваи вращением идет доволь­ но быстро и достигает 6—8 ж/час и даже больше. Сваи с винтовой лопастью возмож­ но погружать сквозь наброску из небольших камней и гравелистые прослойки, но приме­ нение этих свай невозможно, если встреча­ ются крупные камни или другие твердые

включения.

 

В тех случаях, когда сила кабестана не­

достаточна для вращения сваи,

приходит­

ся применять подмыв, который

на послед­

них 1,5—2 ж погружения необходимо прекра­ тить.

Для завинчивания свай длиной до 10 ж и диаметрам лопасти до 1 ж ВНИИСтройдормашем создана механизированная уста­ новка, смонтирошниая на грузовом автомо­ биле. Она может за несколько минут погру­ зить сваю на глубину до 8 ж в грунт средней плотности.

Погружение свай с понтонов и со льда.

Забивка свай в дно водоемов характеризует­

1 7 6


ся рядом особенностей, вытекающих из ме­ стных условий, причем главным образом глу­ биной воды у места свайных работ. От глу­ бины воды зависит возможность и целесооб­ разность устройства подмостей для забивки свай или необходимость производить забив­ ку плавучим копром.

Зимой в замерзающих бассейнах ледяной ■покров заменяет собой подмости.

Если позволяет положение свай в соору­ жении и последнее связано с берегом, то лег­ кие деревянные сваи забивают пионерным способом, т. е. перемещают копер по только что забитым сваям.

Плавучими копрами можно вести забивку при волнении до 2 баллов, причем это волне­ ние обычно препятствует нормальной и точ­ ной забивке. Преимуществами работы пла­ вучими копрами являются простота переме­ щения от одной сваи к другой и удоб­ ство доставки и передвижения свайного агре­ гата.

Способ производству свайных работ с воды предусматривает тот же процесс забив­

ки свай, что и на суше,

а именно:

установку

копра у места

забивки,

подъем,

установку

и забивку свай

и

перемещение

копра от

одной сваи к другой.

,

 

 

При забивке копром свий с воды предва­ рительно закрепляют разбивкой оси двух крайних продольных рядов свай, а также не­ которых поперечных рядов, расположенных на расстоянии 20—30 м друг от друга. Уста­ новленный в 'правильное положение копер

12-452

177

закрепляют натяжением до отказа якорной цепи и швартовых концов (рис. 57).

Забивку возможно производить с плота, если акватория не подвержена волнению или с баржи в открытом месте, но главным обра­ зом—с понтона (рис. 58).

При установке копра на плот по оси по­ следнего в передней его части для установки и забивки свай делают вырез; в этом случае

Рис. 57. Схема установки плавучего копра

расстояние между рядами свай должно быть не меньше половины ширины плота.

Установить копер, имеющий большой вес, на краю одной баржи неудобно, так как даже при уравновешивании копра баржа все же будет иметь крен.

Чтобы. обеспечить ’большую остойчивость плавучих средств, пользуются для установки

178


копра двумя баржами. Однако при такой установке копер может забивать сваи только при расположении их рядами, отстоящими друг от друга на расстоянии, не меньшем

Рис. 58. Свайные копры на понтоне

а—забивка

свай с

торца понтона;

б—забнвка с борта;

/ —домкрат;

2—передвижной-

груз;

3—клетка (нз

шпал

 

 

пли

брусьев)

 

ширины баржи,

между тем

как при

поль­

зовании только одной баржей такое затруд­ нение не возникает.

При работе с борта понтона остойчивость - и равномерность загрузки последнего обеспе­

12*

179


чивается контргрузом (рис. 58,б) в качестве которого может быть, например, использован свайный молот весом 6,5 т поставленный на платформу, перемещающуюся по узкоко­ лейному пути, уложенному в поперечном направлении понтона. Работа копра с борта или торца понтона значительно расши­ ряет эксплуатационные возможности пла­ вучего копра по сравнению с копрами на плотах или баржах.

Для забивки железобетонных свай при­ меняются специально построенные плавучие копры, причем для удобства работы преду­ сматривается вынос стрелы за кроміку борта.

Сваи подают к копру по воде на баржах или по суше в зону, откуда их может взять плавучий копер.

В случае подачи свай на понтоне перевод свай из горизонтального положения в верти­ кальное производят на понтоне.

Если на нем установлен универсальный копер, то все операции по перегрузке- и подъ­ ему свай выполняются самим копром. Такие копры не только не нуждаются в кране, но ■нередко используются как плавучие краны ■при перегрузочных работах.

После забивки сваи необходимо переме­ стить копер к месту забивки следующей сваи. В этом случае плавучие копры перемещаются от одной сваи к другой и от ряда к ряду на якорях и концах (тросах), которыми расча­ ливаются понтоны копров.

Якорные тросы, огибающие кнехты (пар­ ные чугунные, стальные или деревянные тумбы у бортов судна, служащие для закреп­

180

ления швартовых или буксирных канатов) на понтоне, выбираются и стравливаются при помощи ручных или паровых (приводных) лебедок,- установленных на палубе пон­

тона.

При такой схеме копер производит забив­ ку поперечных рядов. По мере продвижения копра якори перекладываются. Трос закреп­ ляют таким образом, чтобы он проходил над головами забитых свай.

Зимой при наличии льда достаточной толщины забивку свай можно производить со льда; при этом для каждой сваи или для

группы

нужно просверлить или

вырубить

прорубь. Большим

преимуществом

такой

забивки является то, что, во-первых,

не нуж­

ны подмости или плавучие копры и,

во-вто­

рых,

поверхность

льда обычно

настолько

ровная, что отпадает необходимость в устрой­ стве клеток, козел и т. п.

Главное внимание должно быть уделено обеспечению безопасности работы. Для это­ го под брусья или под рельсовые пути копра следует укладывать специальный помост из длинных бревен и досок для передачи давле­ ния от копра на возможно большую площадь льда, если, толщина последнего не гаранти­ рует безопасности при производстве свайных работ. В достаточной прочности льда необ­ ходимо убедиться перед началом работы и затем в процессе забивки свай непрерывно следить за состоянием льда в месте располо­ жения копра. В необходимых случаях лед можно заблаговременно утолстить поливкой его поверхности водой-

Ш