ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
3.Неполадки и способы их устранения при производстве свайных работ
Неполадки при погружении свай. При по гружении свай могут возникнуть неполадки, нарушающие нормальный ход работ:
а) |
отклонение от нормального |
положе |
ния; |
|
|
б) резкое уменьшение скорости погруже |
||
ния; |
резкое увеличение скорости |
погруже |
в) |
||
ния; |
|
|
г) повреждения сваи: разрушение острия, головы; срез (скалывание) в поперечном се чении и пр.
Отклонение сваи от нормального положе ния может быть вызвано неправильной фор мой острия, неправильной насадкой башма ка, установкой сваи в стрелах, устройством
наголовника, |
а также встречей острия |
сваи |
с каким-либо |
препятствием (валуном). |
По |
этому требуется тщательная приемка свай и неослабное наблюдение со стороны бригади ра за ходом их погружения.
Если дефект обнаруживается, пока свая забита еще не глубоко (не более '3 м), то ее можно выправить оттягиванием ломами, ле бедками, полиспастами с одновременным продолжением бойки; если же свая уже по гружена на большую глубину и отклонение значительное, то приходится сваю из грунта
извлекать и по |
выявлении причины дефекта |
и ее устранения сваю забивать вновь. |
|
Причины, вызывающие резкое уменьше |
|
ние скорости |
и исключающие дальнейшее |
182
погружение сваи, заключаются в препят ствиях иа пути продвижения последней. Ха рактер препятствия и его размеры иногда выявляют путем забивки одной или несколь ких контрольных свай, а иногда путем зон дирования— проходки рядом со сваей сква жины небольшого диаметра. Некоторое суж дение о характере препятствия дает поведе ние сваи и молота при ударе: заметное упру гое перемещение сваи при значительном под
скоке |
молота |
говорит |
о том, что препятст |
|
вием |
служит |
дерево; жесткий удар |
говорит |
|
о твердом (каменном) |
препятствии. |
Вопрос |
о том, как поступать с дальнейшей забивкой, должен, решать мастер или производитель работ.
Резкое увеличение скорости погружения сваи и последующая за этим нормальная ско рость могут быть вызваны наличием слабой ■прослойки в грунте. Если же дальнейшее -из менение скорости погружения происходит не плавно, то можно предположить поломку ■сваи. Причины резкой просадки сваи устанавливавают при ее извлечении из грунта или забивке рядом с ней новой, если требуется,— то более длинонй сваи.
Свай повреждаются по тем же причинам, которые были указаны для резкого умень шения скорости погружения. Следует пом нить, что поломки чаще встречаются при ра боте механическим молотом.
Размочаливание головы деревянной сваи значительно понижает эффект забивки и мо жет быть исправлено отапливанием повреж денной части нормально к оси сваи с новой/
183
посадкой бугеля. Поврежденная часть желе зобетонной сваи, относящаяся согласно про екту к конструкции, остающейся над землей, может быть в дальнейшем восстановлена на месте. Если же повреждена подземная часть, то, как правило, дефектная свая заменяется новой.
Неполадки при устройстве шпунтовых рядов. Деревянные шпунтовые ряды обычно имеют небольшую высоту, и тогда обнару женные неполадки исправляют путем удале ния дефектной шпунтины и замены ее новой. Если деревянные шпунтины, несмотря на мероприятия по сплачиванию ряда при его забивке, отходят «веером» от своего верти кального положения в плоскости стенки, выровнять ряд можно забивкой одной или нескольких клиновых шпунтин. При призна ках ухода шпунта из проектной плоскости стенки вместе со схватками и маячными сваями вся система должна быть возвращена с помощью оттяжек или подкосов в верти кальное положение; еслиэто не удается, то наклонившаяся часть стенки удаляется и за меняется новой.
По сравнению с деревянными шпунтовыми стенками высота металлических свай значи тельно больше, капитальные затраты в де сятки раз выше, срок службы продолжитель нее, в связи с чем технические требова ния к качеству стенок повышенные и исправ ление неполадок играет весьма существенную роль.
К основным дефектам погружения сталь ных шпунтов относятся;
184
1) отклонение шпунта от вертикали в пло скости стенки (веерность);
2)отклонение шпунта в направлении, пер пендикулярном плоскости стенки;
3)погружение шпунтин ниже проектной отметки (увод);
4)недоход шіпунтииы до проектной отмет ки (свеча).
Веерность шпунтовой стенки образуется за счет зазоров в замковых соединениях и вызывается тем, что трение в замке больше, чем со стороны грунта. Благодаря этому за зоры достигают наибольших размеров в верх ней и наименьших — в нижней части и шпун тина отклоняется вперед. По мере удлинения стенки отклонения шпунтин от вертикали
накапливаются |
и стенка приобретает веер |
|
ность. |
сваи могут |
способствовать |
Отклонению |
||
удары молота, |
нанесенные |
неточно по. оси |
забиваемой шпунтины. Но и при центральных ударах молота, как это показывает практика, угоншпунта при погружении вибраторами
значительно меньше, |
чем |
при |
погружении |
ударами. |
|
|
|
.Исправление веернос.ти достигается: от |
|||
тяжкой верха шпунтины |
при |
их погруже |
|
нии; применением |
специальных |
клиновид |
ных шпунтин; приданием острию сваи обрат ного косого среза, который вызывает силу,
оттягивающую низ |
сваи |
вперед. Послед |
нее мероприятие |
весьма |
эффективно, если |
■его проводить систематически в течение всей работы по забивке шпунтового ряда исклю чается возникновение веерности.
185
Уход шпунтовой стенки из створа вызы вается в основном недостаточным соблюде нием строгой вертикальности направляющих,
их малой |
жесткостью, а иногда неправильной |
||
оттяжкой |
шпунтины во время ее погружения |
||
при значительной свободной длине. |
забивки — |
||
Данный |
дефект при глубине |
||
не более |
3—4 м — устраняется |
оттяжкой |
шпунтины в направлении, противоположном ее уходу при погружении. Если же при этом желаемый результат не достигается, укло нившуюся шпунтину или ряд шпунтин извле кают из грунта и вновь погружают с соблю дением строгой вертикальности, предвари тельно исправив направляющие, если они явились причиной неполадок.
Увод забитой сван может иметь место, если вновь погружаемая заклинивается в замке погруженной из-за узости или повреж дения замкового соединения. В таком случае забиваемая шпунтина может потянуть за собой уже установленную по проекту и заве сти ее ниже проектной отметки. Вероятность такого заклинивания весьма невелика, если замковые части погружаемых элементов тща тельно проверены и смазываются как перед установкой очередной шпунтины,' так и во время погружения. Дефект исправляется пу тем наращивания уведенной сваи на соот ветствующую длину.
Недоход одной или ряда шпунтин (свеча) весьма нежелателен, особенно при вибропо гружении без последующей добивки моло том: такая свеча не дает возможности погру жать следующую шпунтину на требуемую
1 8 6
глубину, так как размеры в плане не позво ляют вибропогружателю опуститься ниже верха забитой шпунтины (свечи).
В этом случае приходится решить вопрос, останется ли свеча непогруженной до проект ной отметки или же она должна обязательно дойти до этой отметки. В первом случае свеча
просто срезается; во втором |
— приходится |
очередную за свечой шпунтину |
наращивать |
на величину необходимой части свечи, потом срезать ее на проектной отметке верха стен ки, и только после этого возможно нормальное 'погружение последующих шпунтин нормаль ной длины.
4. Разные работы при устройстве свайных сооружений
Извлечение свай. Извлечение забитых свай из грунта может потребоваться при раз борке свайных (шпунтовых) сооружении, при неправильной забивке свай и при поломке их во время погружения.
Удаление свай не носит массового’ харак тера и вообще встречается сравнительно ред ко. Вместо того чтобы вытащить сваю, от клонившуюся. от заданного направления или поломавшуюся во время забивки, часто предпочитают забить' рядом с ней новую сваю, на которую и передать нагрузку.
Деревянные сваи, как правило, забивают ся неглубоко и удаляются они рядом спосо бов, не требующих применения специальных машин. Такие сваи наиболее просто извле каются коанами, грузоподъемность которых
1 8 7
достаточна, чтобы преодолеть сопротивление грунта. Неглубоко забитую сваю можно вы дернуть тем же копром, при помощи которо го она была забита.
При необходимости приложить значи тельное усилие можно включить в работу полиспаст, подвешенный на треноге, навивая на барабан лебедки сбегающий конец троса полиспаста. Анало; гичным способом может работать и
кран.
При значительном сцеплении между сваей и грунтом мо жно пользоваться (рис. 59) двумя дом кратами, которые нужны для первой подвижки сваи, за тем можно перейти
более быстрые способы извлечения
сваи при меньшем усилии.
Для выдергивания деревянных шпунтовых рядов в случае повторного их использования обычно применяются краны, оборудованные захватами-клещами, которыми в зависимости от грузоподъемности крана и от'глубины за бивки шпунта можно захватывать по одной или по две шпунтины сразу.
Большое значение имеет извлечение шпун товых стальных свай, которые благодаря сво ей прочности могут служить несколько раз,
1 8 8
■притом без существенного ремонта. Даже ес ли сваи оказываются непригодными для вто ричной забивки, они все же являются денным материалом, тем более что количество едино временно удаляемого металлического шпунта
вбольшинстве случаев бывает значительным.
Всвязи с этим исключительно для вытас кивания свай было предложено много раз личных приспособлений. В последние годы ус
тановлено, что наилучшие результаты при вытаскивании глубоко забитых свай и шпун товых рядов достигаются при использовании ■вибраторов совместно с крановым оборудова нием. Если применяются сваевытаекиватели, ■необходимо строго следить, чтобы этот меха низм был точно установлен по одной оси со
•сваей, так как при несоблюдении этого пра вила сопротивление сваи вытаскиванию зна чительно возрастает. Как только сцепление сваи с грунтом и смежной сваей будет нару шено и свая поднята на некоторую высоту, работу вытаскивателя прекращают и даль нейшее извлечение сваи осуществляется кра ном, причем поднимается свая с прикреплен ным к ней вытаскивателем.
-Для извлечения металлических свай при разборке шпунтовых рядов применяются вибропогружатели В-108, ВПП-2, ВПП-4, ВПП-5 и ВПП-6; при этом вибропогружатели ВПП используются для извлечения шпунта без дополнительного оснащения, а вибропо гружатели В-104 и В-108 снабжаются специ альными амортизаторами, изолирующими стрелу крана от вибраций.
Скорость подъема крюка крана или .копра
189