Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
|
/ |
«Омега».'По рекламным данным |
фирмы, на расстояниях до |
3000 миль ожидается точность |
определения места порядка |
150 метров; на расстояниях до |
5000 миль — точность около |
1— 2 миль.
В последние годы большое внимание уделяется разработке импульсно-фазовых радионавигационных систем. В них для точного определения места измеряется разность фаз 'колебаний, как 'в фазовых радионавигационных системах. Первоначальное более грубое определение разности расстояний, необходимое для разрешения присущей фазовым системам неоднозначности отсчета и «опознания дорожки», выполняется путем измерения промежутков времени между приемом сигналов, излучаемых береговыми станциями короткими импульсами, как в импуль сных системах. Импульсно-фазовые системы сочетают в себе высокую точность фазовых с отсутствием их основного недо статка — неоднозначности отсчета и вызываемой ею необходи мости непрерывной работы. Типичным примером является аме риканская импульсно-фазовая гиперболическая система «Сай гак» («Лоран-С»). По рекламным данным, она имеет дальность действия до 1500 миль днем при точности определения места около 300 метров и до 2000 миль ночью при меньшей точно сти.
§ 28. СПОСОБЫ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА КОРАБЛЯ С ПОМОЩЬЮ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Прокладки линий положения и нанесение обсервованного места на карте может выполняться разными способами. Рас смотрим основные.
1. Карты (планшеты) с нанесенными на них (отпечатанными типографски) сетками изолиний. Изолинии, относящиеся к раз ным навигационным параметрам (разным комбинациям бере говых станций) для удобства распознавания проводятся раз личными цветами (красным, зеленым, фиолетовым и т. д.). Они оцифровываются, как правило, в тех единицах, в которых производится отсчет по шкале корабельного прибора (в микро секундах для импульсных радионавигационных систем, в цик лах разности фаз для фазовых и т. д.). Например, пользуясь радиомаяком с веером вращающихся равносигиальных зон, мы ведем подсчет на слух числа принятых до прохождения равносигнальной зоны сигналов (точек или тире); соответственно на картах проводятся изолинии, соответствующие числу приня тых сигналов, кратному пяти или десяти. Если принятое чис ло точек (тире) не кратно пяти, то интерполяция между сосед ними изолиниями выполняется на глаз.
89
На рис. 51 изображена часть карты-сетки для радиомая ков Канин и Рыбачий. Помеченная на ней обсервованная точ ка соответствует числу принятых сигналов: радиомаяк Рыба чий — 20 точек; радиомаяк Канин — 57 тире. Подобные карты издаются и для других радионавигационных систем.
2. Специальные таблицы. В них приводятся данные, необ ходимые для прокладки изолиний (линий положения) на лю бой карте. В качестве примера разберем таблицы, предназна ченные для определения места корабля с использованием сек
торных радиомаяков. Они |
составляются в двух вариантах: |
а. Таблицы пособия «Радиотехнические средства навигаци |
|
онного оборудования». Для |
каждого секторного радиомаяка |
приводятся две таблицы. В одну входят, если в начале цикла работы радиомаяка были слышны точки; в другую — если цикл начинался с тире. Из таблицы по номеру сектора, в котором находится корабль (определяемому по содержащейся в посо бии карте-схеме секторов) и числу принятых до момента про хождения равносигнальной зоны сигналов (точек или тире) выбирается ортодромический пеленг с радиомаяка. Придав к нему ортодромическую поправку, можно рассчитать локсо дромический пеленг, который и проложить на карте. Чтобы не ошибиться в знаке ортодромической поправки, необходимо
90
помнить, что подсчет числа знаков равносилен измерению пе ленга с маяка на корабль.
б. В другом образце таблиц приводятся координаты точек пересечения изолиний с параллелями (меридианами) карты. Зная счислимое место корабля, находят сектор радиомаяка, в котором находится корабль. Входя в таблицу с числом при нятых сигналов (точек или тире) и долготой меридиана карты, находят широту точки пересечения изолинии с этим меридиа ном карты. В других случаях, наоборот, по числу принятых сигналов и широте параллели карты находят долготу точки пересечения изолинии с этой параллелью. Найдя, таким обра зом, координаты нескольких точек и нанеся их на карту, через эти точки проводят изолинию, соответствующую принятому числу сигналов. Подобным же образом проводятся изолинии, соответствующие числу принятых сигналов других радиомая ков. В точке их пересечения находится обсервованное место корабля.
3. Прокладка линий положения на основе разработанного лроф. В. В. Каврайским обобщенного метода линий положе
ния. Чтобы ознакомиться |
с этим способом, необходимо рас |
|||||||||
смотреть понятие о градиенте нави |
|
|
|
|||||||
гационного параметра. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Пусть задана величина R, являю |
|
|
|
|||||||
щаяся |
функцией F(x, у) двух |
пере |
|
|
|
|||||
менных х и у. |
Градиентом g F |
(х, у) |
|
|
|
|||||
этой функции в точке |
1 |
(рис. 52) |
|
|
|
|||||
называется вектор, направление ко |
|
|
|
|||||||
торого |
совпадает |
с |
’направлением |
|
|
|
||||
наибольшего |
возрастания |
|
функции |
|
|
|
||||
F(x,y), т. е. перпендикулярно изоли |
|
|
Р и с. 52 |
|||||||
нии F (х, у) = const |
в точке |
1, а ве |
|
|
||||||
личина |
равна |
производной |
измеряемой |
функции по нормали |
||||||
(перпендикуляру) к изолинии: |
|
|
|
|
||||||
|
gF(x,y) = llm |
— |
- |
dF(x, у) |
(*) |
|||||
|
|
dn |
||||||||
|
|
|
Дл-*0 |
|
Дп |
|
|
|
Формулу (*) можно переписать в виде:
g F ( x , y ) = g F ( x , y ) d n ,
или, переходя к конечным приращениям и отбратывая члены высшего порядка малости:
AF(x,y) = gF (х, у) An. |
(38) |
Иначе говоря, если нам известно значение навигационного параметра в точке 1 (/?,), то его величина в точке 2, находя
91
щейся на перпендикуляре к изолинии в расстоянии Ап от точ ки 1, может быть вычислена по формуле:
/?, + А Я = R t + g F ( x , у ) Д п. |
(39) |
Основная идея обобщенного метода линий положения со стоит в следующем. Предположим, в момент, когда корабль находился в счислимой точке Л4Ссо счислимыми координатами фс, Хс (рис.. 53) были измерены два навигационных парамет ра, причем их измеренные значения были: первого R^, второго /?5. Рассчитаем счислимые значения параметров, то есть те их
значения |
R lc и R2C> которые они имели бы, |
если бы корабль |
||||||
находился в счислимой точке |
(Мс). |
навигационного |
па |
|||||
Если |
измеренное значение |
R, первого |
||||||
раметра |
отличается от |
его счислимой величины R lc |
на |
вели |
||||
чину A/?i = /? 1—R lc, а |
измеренное значение |
R2 второго |
пара |
|||||
метра от его счислимой величины R ir на .величину А/?а = |
/?, -»■ |
|||||||
—Rtc, то это (если отвлечься от ошибок |
измерений) |
может |
||||||
|
|
быть объяснено только ошибкой счис |
||||||
|
|
ления — тем, что |
фактически |
|
ко |
|||
|
|
рабль находился не в точке УИс(фсДс), |
||||||
|
|
а в некоторой другой точке, которую |
||||||
|
|
нам и надо найти. |
|
|
|
|
||
|
|
Предположим, нам удалось каким- |
||||||
|
|
либо образом найти направление и |
||||||
|
|
рассчитать величину градиентов |
gt |
|||||
|
|
и g*2, измеряемых навигационных па |
||||||
|
|
раметров в точке Мс. Тогда, несколь |
||||||
|
|
ко преобразовав формулу (38), мо |
||||||
|
|
жем найти соответствующее прира |
||||||
|
|
щению Д/?] первого навигационного |
||||||
|
|
параметра смещение линии положе |
ния, т. е. такое перемещение А п 1 по нормали к изолинии R u , |
|
на протяжении |
которого величина навигационного параметра |
изменится на А |
/?,. |
Д/1[ = |
(40) |
Si |
|
Аналогично для второго навигационного параметра: |
|
Дп, = |
(40а) |
ёз |
|
Выполним следующее построение. Из счислимой точки Мс |
|
проведем направления градиентов ga и g,. |
По этим направле |
ниям отложим рассчитанные по формулам 40 « 40а величины
92
Arii и An2. В соответствии со сказанным |
выше |
можем счи |
|||
тать, что изолинии /?j ------ |
R lc -+- Д и |
R.2 — R„c + |
ДR2 прохо |
||
дят через точки Ki и Ка соответственно |
и перпендикулярны |
||||
направлениям градиентов |
gi и g\>. |
Пренебрегая |
кривизной |
||
изолиний, заменим их на небольшом |
участке |
возле точек К\ |
и К> касательными к ним прямыми — линиями положения / и II. В точке их пересечения М0 и находится искомое обсервованное место корабля. Этот способ прокладки обсерваций яв ляется обобщением применяемого в мореходной астрономии способа высотных линий положения.
Выражения градиентов различных навигационных парамет ров выводятся в более подробных курсах навигации. Ограни чимся рассмотрением лишь двух случаев.
а. Измеряется расстояние D до ориентира. Если мы будем удаляться от ориентира в направлении, прямо противополож ном • пеленгу на нет, то расстояние увеличивается быстрее всего; при удалении от ориентира на величину Ап расстояние увеличится на ту же величину. Следовательно, в соответствии
с(*), вектор градиента расстояния имеет величину, равную 1,
инаправление, прямо противоположное направлению на ори ентир,
б. Измеряется разность расстояний до двух ориентиров: R = D g —D^. В векторном исчислении доказывается важная тео
рема: градиент суммы двух функций равен векторной сумме градиентов этих функций. Следовательно, градиент разности расстояний должен находиться, как разность векторов гради ентов расстояний (р и с. 54). Для этого из счислимой точки М, по пеленгу, противоположному на правлению на ориентир А, надо от ложить в произвольном масштабе отрезок, длина которого равна 1 (гра диент расстояния до точки А), и в направлении, противоположном пе ленгу на точку В, — отрезок, длина которого также равна 1 (градиент
расстояния до точки В). Вектор g /<> есть градиент разности расстояний
Db - D a .
Как мы установили выше, для применения метода линий положения
необходимо уметь рассчитывать счислимые значения навигаци онных параметров—пеленгов, расстояний, разностей расстоя ний до ориентиров, соответствующих счислимому месту кораб ля. Это можно делать, пользуясь формулами и таблицами мо реходной астрономии, заменяя в них склонение и часовой угод
93