Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из р и с. 3, наибольшее расстояние, на котором наблюдатель может видеть предмет, высота которого h, рав­ на сумме дальностей видимого горизонта с высоты глаза на­ блюдателя и с высоты предмета:

/Л = Ои+ Ц. = 2,03• ( УТг -'г У е ).

(3)

Рассчитываемая по этой формуле дальность именуется

геометрической, или географической дальностью видимости предмета.

На морских картах, в лоциях и других навигационных посо­ биях геометрическая дальность видимости маяков и других ориентиров приводится для высоты глаза наблюдателя, равной 5 м. Если высота глаза наблюдателя е отлична от 5 м, то к указанной на карте дальности видимости

Рис. 3 DK следует придать поправ­ ку, равную разности даль­ ностей видимого горизонта ори высоте глаза е, и при высоте

глаза, равной 5 м (напомним, что при высоте глаза 5 м даль­ ность видимого горизонта составляет 4,7 морских мили):

Dn = DK-Г ( Д — Д ) = Д + (Д — 4,7 мили).

Пример. На карте указана дальность видимости предмета 17 миль. Найти дальность видимости этого предмета при высоте глаза 16 м.

D„ = D K(De — D:) = 1 7 + (8,3 — 4,7) = 20,6 мили.

На дальность видимости предметов, помимо рассмотренных выше геометрических факторов, влияют также поглощение и рассеивание световых волн в атмосфере, определяющие собой оптическую дальность видимости. В тумане, при дожде и сне­ гопаде оптическая дальность видимости предметов значитель­ но меньше геометрической. У огней со слабыми источниками света оптическая дальность видимости меньше геометрической и й ясную погоду. На картах показывается та дальность види­ мости огней (геометрическая или оптическая в ясную погоду), которая является меньшей.

§ 5. ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ В МОРЕ

Определение направлений на поверхности Земли сводится к измерению углов между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через объект, на который определяется направление. Эти углы изме­ ряются в горизонтальной плоскости. Поэтому на рисунках,

10

/


поясняющих измерение направлений, горизонтальная плос­ кость обычно изображается находящейся в плоскости чертежа

и всегда

показывается направление линии N S

истинного ме­

ридиана

(полуденной линии).

 

В навигации

приняты три основные системы счета направ­

лений: круговая,

полукруговая и четвертная;

они идентичны

с одноименными системами счета азимутов в мореходной ' астрономии.

В круговой системе, являющейся основной, счет направле­ ний ведется от северной части истинного меридиана наблюда­ теля (от точки N) по часовой стрелке (в сторону Ost) от 0°

до 360°.

В полукруговой системе счет направлений ведется от се­ верной или южной части меридиана наблюдателя (от точки N или точки S — той из них, которая одноименна широте на­ блюдателя), по часовой стрелке и,)ш ,в противоположном, на­

правлении (в сторону точки Ost

или точки W) от 0° до 180°.

В четвертной системе счет направлений ведется от север­

ной или южной части меридиана наблюдателя (точки N или

S — той из них, которая ближе

к измеряемому направлению)

но часовой стрелке или в противоположном направлении (в сторону точки Ost или точки W) от 0° до 90°.

Для указания направлений, главным образом направлений ветра и течений, применяется также румбовая система, в ко­

торой

направления обозначаются наименованиями румбов:

главных (N, Ost, S, W),

четвертных или двухбуквенных

(NO,

SO, SU7, NW ) и трехбуквенных (NNO,

ONO, OSO,

SSO, SSW , WSW, WNW, NNW).

определение

Важнейшими задачами

навигации являются:

направления движения корабля и измерение направлений на наблюдаемые с корабля ориентиры. Для этого вводятся поня­ тия курса корабля и пеленга на ориентир.

Истинным курсом ИК называется угол между плоскостью истинного меридиана и диаметральной плоскостью корабля.■ Напомним, что след сечения горизонтальной плоскости плос­ костью истинного меридиана KNU называется линией истин­ ного меридиана (рис. 4). След сечения горизонтальной

плоскости диаметральной плоскостью корабля называется ли­ нией курса. Таким образом, истинный курс корабля измеряет­ ся углом в горизонтальной плоскости (всегда по часовой стрелке, т. е. в круговом счете) от линии истинного меридиана до линии курса корабля.

Истинным пеленгом ИП называется угол между плоско­ стью истинного меридиана и вертикальной плоскостью, про­ ходящей через наблюдаемый предмет. След сечения горизон-

11


тальной плоскости вертикальной плоскостью, проходящей через .место наблюдателя и объект, называется линией пеленга. Таким образом, истинный, пеленг измеряется в горизонтальной

плоскости от линии истинного

меридиана до линии пеленга.

ыи

Угол,

отличающийся

от

истинного

пеленга

па 180°,

называется обрат­

 

ным истинным, пеленгом ОИП:

 

 

 

 

 

ОИП

ИП +

180°.

 

 

 

При

небольших

расстояниях

до

 

предмета обратный истинный пеленг

 

можно

считать

равным

истинному

 

пеленгу с предмета

па корабль.

 

 

Курсовым углом

КУ

называется

 

угол между диаметральной плоско­

 

стью

корабля

и

направлением

па

 

предмет (т. е.

между

линией

курса

 

и линией пеленга).

Курсовые

углы

 

отсчитываются

от

направления

па

нуются соответственно

нос корабля вправо н влево и име­

курсовыми углами

правого и левого

борта. Когда курсовой угол на какой-либо предмет равен 90° (правого или левого борта), то говорят, что предмет находит­ ся на траверзе корабля.

Применяется также счет курсовых углов только в сторону правого борта (по часовой стрелке) от 0° до 360°. В этом слу- < чае, как видно из р и с. 4, связь между истинным курсом, кур­ совым углом и пеленгом на наблюдаемый предмет выражает­ ся формулами:

ИП = ИК + КУ;

(4)

КУ = ИП — ИК.

(4а)

Этими формулами можно пользоваться и тогда, когда кур­ совые углы отсчитываются от диаметрально^ плоскости впра­ во или влево; при этом курсовые углы правого борта счита­ ются положительными, а курсовые углы левого борта—отри­ цательными.

Пример

1.

ИК =

40°; КУ = 6P' левого борта.

 

 

. ИП =

(360" +

40°) — 60° =340°.

Пример

2.

ИП =

240°;

ИК =

290Й

 

 

КУ =

240"—290° =

—50° = 50° леного борта.

12


§6. КОМПАСЫ И ГИРОАЗИМУТЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ИУЧЕТ ИХ ПОПРАВОК

Приборы, служащие дли указания направлений в море, называются компасами. При пользовании любым компасом счет направлений ведется от некоторого основного направле­ ния (оси N — 5 картушки магнитного компаса или оси N ■ -S репитера гирокомпаса), именуемого компасным меридианом.

Вследствие ряда причин напра­

Nu

вление компасного меридиана у любого компаса обычно не совпадает с направлением истинного меридиана, состав­ ляя с ним некоторый угол АК (рис. 5), именуемой поправ­ кой компаса.

Поэтому показываемый компасом курс (компасный курс) отличается от истинного курса, а измеряемые с помо­ щью компаса пеленга (компас­ ные пеленга)—от истинных не-' ленгов.

Компасным курсом КК на­ зывается угол в плоскости ис­ тинного горизонта между ком­

пасным меридианом и диаметральной плоскостью корабля. Компасным пеленгом КП называется угол между компас­

ным меридианом н направлением па предмет.

связаны

Как видно из рис. 5,

истинные курсы и пеленга

с компасными соотношениями:

 

 

ИК — КК +

АК;

(5)

НП

КП +

АК.

(6)

Эти формулы_ являются алгебраическими; если компасный курс (компасный пеленг) больше истинного курса (истинного пеленга), то поправка компаса считается отрицательной.

Чтобы найти, какой курс должен быть назначен рулевому, если задан истинный курс, которым должен следовать ко­ рабль, пользуются формулой, которая легко выводится из (5):

КК = ИК — АК.

(7)

Аналогичная формула применяется в случаях, когда надо найти, чему будет равен компасный пеленг предмета, если его истинный пеленг задан:

13