Файл: Росман Л.В. Групповое управление возбуждением синхронных генераторов гидроэлектростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зи значения, минимально допустимого по условиям точ­ ности.

Представляется целесообразным сравнение астатиче­ ских и статических систем производить при настройках, соответствующих указанным значениям коэффициентов.

На рис. 4-16 показаны зоны устойчивости статиче­ ской и астатической систем автоматического распреде­ ления по ир в общем масштабе, в котором при нормаль-

Рис. 4-17. Совмещенные зоны устойчивости систем распределения по реактивной мощности (режим 1).

J —для астатической системы; 2—для статической системы.

ном компаундировании точка оптимальной (по скорости распределения) настройки астатической системы совме­ щена с точкой настройки по допустимой погрешности статической системы (точка г). Коэффициент усиления в этой точке принят за 100% для обеих схем.

Здесь видно, что астатические системы распределе­ ния по напряжению ротора значительно менее устойчи­ вы, чем статические.

На рис. 4-17 показаны совмещенные таким же обра­ зом зоны устойчивости систем распределения по реак­ тивной мощности.

В этом случае для условий, принятых при расчете, астатическая система имеет запас устойчивости по kq больше, чем статическая.

6*

83

Однако из рисунка ясно, что это соотношение при других расчетных данных может изменяться. Поэтому следует заключить, что для сравнения систем распреде­ ления по Q, относящихся к различным группам, требуется производить расчет в каждом конкретном случае.

Как явствует из рис. 4-14, такой же результат будет иметь место также для распределения по J и гр.

4-6. УЧЕТ ВЛИЯНИЯ НА РАБОТУ СИСТЕМ ГУВ

СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИНИИ, СВЯЗЫВАЮЩЕЙ СТАНЦИЮ

С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

Выше рассматривалась работа генераторов непо­ средственно на шины энергосистемы бесконечной мощ­ ности.

Увеличение сопротивления линии связи с энергоси­ стемой приводит к изменению зон устойчивости основ­ ного и относительного движения.

Влияние сопротивления линии связи на основное движение генераторов хорошо изучено, поэтому здесь рассмотрим лишь его влияние на устойчивость относи­ тельного движения.

В соответствии со сказанным в § 3-4 в процессе от­ носительного движения генераторов напряжение шин станции и ш не изменяется. Следовательно, подобно пре­ дыдущему анализ относительного движения при нали­ чии линии связи с системой можно производить по упро­

щенным уравнениям

(3-59) —(3-63) и схемам,

исполь­

зуя те же значения

собственных сопротивлений

ветвей

схемы замещения, которые принимались для исследова­ ния работы на шины бесконечной мощности. При этом только величина напряжения шин станции, принимав­ шаяся ранее во всех случаях равной единице, должна быть теперь заранее рассчитана по условиям каждого исходного режима с учетом падения напряжения в ли­ нии связи с энергетической системой !.

Таким образом, учет сопротивления линии связи сводится к определению:

1 Напряжение шин энергетической системы по-прежнему прини­ маем равным единице.

84


1) влияния исходного режима генераторов на вели­ чину напряжения шин станции;

2) влияния напряжения шин станции на устойчи­ вость относительного движения в системах ГУВ.

Для ясности изложения удобнее начать с рассмотре­

ния второй задачи.

 

 

 

Изменение величины напряжения

шин при неизмен­

ном режиме нагрузки генератора, т. е. при

неизменных

значениях

активной и

реактивной

мощностей, ведет

к изменению э. д. с. и

угла сдвига

ротора и, следо­

вательно,

к изменению

коэффициентов

С основных

уравнений, чем и определяется изменение зоны устой­ чивости.

Как и раньше, начнем с наиболее простого случая — с режима № 8 (чисто реактивная нагрузка). Структур­ ные схемы для этого режима приведены на рис. 4-2.

Рассмотрим верхнюю ветвь схем, соответствующую

компаундированию.

 

Из основных уравнений (3-59) —(3-63),

учитывая,

что при 6= 0

 

,=Jx„

(4-26)

получим:

 

Таким образом, в чисто реактивном режиме действие

компаундирования от

величины

напряжения шин

не за­

висит.

 

 

 

 

 

 

Из схем б, в и г

рис. 4-2 следует,

что в этом ре­

жиме зоны устойчивости систем с

распределением по У,

/ и ир также от напряжения шин

не

зависят,

так как

коэффициенты нижних ветвей

этих схем

не изменяются.

Напротив, коэффициент нижней

ветви

первой схемы

в рассматриваемом режиме C0F = — увеличивается с уве-

 

v '

хг

 

 

 

личением напряжения, откуда следует,

что коэффициент

85


k акс» соответствующий границе зоны устойчивостиf должен пропорционально уменьшаться.

Переходя к

режимам

Р ф 0, можно из уравнений

(3-64) и (4-25)

усмотреть,

что коэффициент CQb от на­

пряжения не зависит, а остальные коэффициенты элек­ тромеханических контуров структурной схемы с увели­ чением U уменьшаются.

Анализ выражения (3-64г) показывает, что с ростом Uш коэффициент CJE также уменьшается.

Следовательно, с ростом Um увеличивается коэффи­ циент компаундирования kj, соответствующий границе

Рис. 4-18. Зоны устойчивости статических систем распределения по току ротора при различных режимах и напряжении шин Uш = 1

(сплошная линия) и Ulu = 1,3 (пунктирная линия).

устойчивости по оси абсцисс для всех систем распреде­ ления.

На рис. 4-18—4-21 показаны зоны устойчивости при различных напряжениях, полученные для расчетного случая (приложение 6). Как видно, увеличение зоны по оси абсцисс практически невелико.

Для систем распределения по / в той же мере увели­ чивается граничный коэффициент kj по оси ординат. Для систем с распределением по току и напряжению ро­ тора граничные коэффициенты, естественно, изменяются

86

в еще меньшей степени, поскольку С;£ и ив (рис. 4-2) от Um не зависят.

Таким образом,, увеличение напряжения шин оказы­ вает малое влияние на зоны устойчивости относительного движения при распределении по /, гр и ир.

Изменение зоны устойчивости системы с распреде­

лением по Q зависит от степени

влияния электрических

и электромеханических контуров

в каждом конкретном

случае; однако, как следует из рассмотрения режима ре­ активной нагрузки, произведенного выше, по крайней мере при малых Р увели­

чение и ш ведет

к

умень­

 

 

 

 

шению зоны устойчивости

 

 

 

 

(рис. 4-19, 4-20).

к

опре­

 

 

 

 

Возвращаясь

 

 

 

 

делению влияния

сопро­

 

 

 

 

тивления линии связи, за­

 

 

 

 

метим, что при

сохране­

 

 

 

 

нии активной и реактив­

 

 

 

 

ной

нагрузок

генератора,

 

 

 

 

изменение

реактивного

 

 

 

 

сопротивления линии свя­

 

 

 

 

зи с системой ведет к из­

 

 

 

 

менению

напряжения

 

 

 

 

шин

станции.

в

соответ­

 

 

 

 

Однако

Рис. 4-19. Зоны

устойчивости

ста­

ствии е результатами об­

зора,

проведенного выше,

тических систем

распределения по

зоны

устойчивости си­

реактивной мощности, режим

8.

 

и ир искажаются

при

стем с распределением по /, /р

этом

незначительно.

шин

при увеличении сопро­

Изменение

напряжения

тивления связи имеет наибольшее значение в чисто ре­ активном режиме. В этом случае, как было выяснено, имеет место также наибольшее искажение зоны устой­ чивости.

Но даже в этом случае изменение граничного коэф­ фициента kq не превышает в процентах изменения на­ пряжения шин и, следовательно, имеет небольшую ве­ личину.

Таким образом, краткий анализ показал, что хотя увеличение сопротивления линии связи и изменяет раз­ меры зон устойчивости, это изменение сравнительно не­

87


велико и не может отразиться на результатах произве­ денного в предыдущих параграфах определения основ­ ных зависимостей и сравнения различных систем авто­ матического распределения.

4-7. КОМПАУНДИРОВАНИЕ ПО СРЕДНЕМУ ТОКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМ ГУВ

Производившееся выше рассмотрение вопросов устойчивости систем автоматического распределения имело целью сравнительный анализ различных систем, отличающихся друг от друга основными показателями: группой схем и параметром распределения. По­ этому во всех случаях рассматривались простейшие варианты ис-

Рис. 4-20. Зоны устойчивости статических систем распределения по реактивной мощ­ ности, режим 1.

полпенни устройств регулирования, при которых последние в пре­

делах одного генератора могут

быть

замещены (рис. 4-1)

инер­

ционным звеном первого порядка (для

статической группы

схем)

или

комбинацией

звена первого

порядка и интегрирующего

звена

(для

астатической

группы).

 

 

 

Исследование таких простейших вариантов позволило выявить типичные особенности систем автоматического распределения, свя­ занные именно с выбором того или иного параметра распределе­ ния и той или иной группы схем.

При этом имеется, конечно, в виду, что устойчивость каждой данной системы может быть повышена путем выполнения тех или иных обычных мероприятий, например введения гибких обратных связей, в том числе по скорости передвижения интегрирующего ор­ гана, осуществления дополнительного воздействия по производным отклонения параметра распределения от заданного значения, вве­ дения (в астатических схемах) дополнительного регулирования но мгновенному отклонению и т. д.

88


В связи с общеизвестностью этих мероприятий они здесь не рассматриваются.

Представляется целесообразным кратко рассмотреть лишь ме­

роприятие,

являющееся

специфическим

для систем

группо­

вого управления возбуждением, а именно — применение

компаун­

дирования

по среднему

току (КСТ), при

котором в устройство

компаундирования каждого генератора подается средний ток ста­ торов всех машин, подключенных к системе автоматического рас­ пределения

В приложении 3 рассмотрено влияние КСТ на точность рас­ пределения реактивных нагрузок. Рассмотрим теперь влияние КСТ на устойчивость распределения.

При основном движении токи всех генераторов одинаковы и компаундирование по среднему току проявляет себя так же, как

Рис. 4-21. Зоны устойчивости статических систем распределения по реактивной мощности, режим 3.

и обычное компаундирование по индивидуальному току генера­ тора.

В частности, проявляется в полной мере действие компаунди­ рования при к. з. в энергосистеме или при увеличении угла пере­ дачи.

Иное положение имеет место при относительном движении ге­

нераторов.

Д6| = —Лбг и поэтому

В этом случае A£di = —

Д /, =

— Д /2.

При этом приращение среднего тока Д/р.реди = 0 и, следователь­ но, действие компаундирования при КСТ на относительном движе­ нии не сказывается.

Исчезновение (при относительном движении генераторов) по­ ложительной обратной связи, осуществляемой компаундированием, уменьшает коэффициент усиления полной разомкнутой системы автоматического распределения и, следовательно, действует в сто­ рону увеличения устойчивости относительного движения.

1 Подобные схемы применялись также ВЭИ и ВНИИЭ для обеспечения устойчивости параллельной работы регуляторов воз­ буждения сильного действия.

80