Файл: Росман Л.В. Групповое управление возбуждением синхронных генераторов гидроэлектростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
зи значения, минимально допустимого по условиям точ ности.
Представляется целесообразным сравнение астатиче ских и статических систем производить при настройках, соответствующих указанным значениям коэффициентов.
На рис. 4-16 показаны зоны устойчивости статиче ской и астатической систем автоматического распреде ления по ир в общем масштабе, в котором при нормаль-
Рис. 4-17. Совмещенные зоны устойчивости систем распределения по реактивной мощности (режим 1).
J —для астатической системы; 2—для статической системы.
ном компаундировании точка оптимальной (по скорости распределения) настройки астатической системы совме щена с точкой настройки по допустимой погрешности статической системы (точка г). Коэффициент усиления в этой точке принят за 100% для обеих схем.
Здесь видно, что астатические системы распределе ния по напряжению ротора значительно менее устойчи вы, чем статические.
На рис. 4-17 показаны совмещенные таким же обра зом зоны устойчивости систем распределения по реак тивной мощности.
В этом случае для условий, принятых при расчете, астатическая система имеет запас устойчивости по kq больше, чем статическая.
6* |
83 |
Однако из рисунка ясно, что это соотношение при других расчетных данных может изменяться. Поэтому следует заключить, что для сравнения систем распреде ления по Q, относящихся к различным группам, требуется производить расчет в каждом конкретном случае.
Как явствует из рис. 4-14, такой же результат будет иметь место также для распределения по J и гр.
4-6. УЧЕТ ВЛИЯНИЯ НА РАБОТУ СИСТЕМ ГУВ
СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИНИИ, СВЯЗЫВАЮЩЕЙ СТАНЦИЮ
С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Выше рассматривалась работа генераторов непо средственно на шины энергосистемы бесконечной мощ ности.
Увеличение сопротивления линии связи с энергоси стемой приводит к изменению зон устойчивости основ ного и относительного движения.
Влияние сопротивления линии связи на основное движение генераторов хорошо изучено, поэтому здесь рассмотрим лишь его влияние на устойчивость относи тельного движения.
В соответствии со сказанным в § 3-4 в процессе от носительного движения генераторов напряжение шин станции и ш не изменяется. Следовательно, подобно пре дыдущему анализ относительного движения при нали чии линии связи с системой можно производить по упро
щенным уравнениям |
(3-59) —(3-63) и схемам, |
исполь |
зуя те же значения |
собственных сопротивлений |
ветвей |
схемы замещения, которые принимались для исследова ния работы на шины бесконечной мощности. При этом только величина напряжения шин станции, принимав шаяся ранее во всех случаях равной единице, должна быть теперь заранее рассчитана по условиям каждого исходного режима с учетом падения напряжения в ли нии связи с энергетической системой !.
Таким образом, учет сопротивления линии связи сводится к определению:
1 Напряжение шин энергетической системы по-прежнему прини маем равным единице.
84
1) влияния исходного режима генераторов на вели чину напряжения шин станции;
2) влияния напряжения шин станции на устойчи вость относительного движения в системах ГУВ.
Для ясности изложения удобнее начать с рассмотре
ния второй задачи. |
|
|
|
|
Изменение величины напряжения |
шин при неизмен |
|||
ном режиме нагрузки генератора, т. е. при |
неизменных |
|||
значениях |
активной и |
реактивной |
мощностей, ведет |
|
к изменению э. д. с. и |
угла сдвига |
ротора и, следо |
||
вательно, |
к изменению |
коэффициентов |
С основных |
уравнений, чем и определяется изменение зоны устой чивости.
Как и раньше, начнем с наиболее простого случая — с режима № 8 (чисто реактивная нагрузка). Структур ные схемы для этого режима приведены на рис. 4-2.
Рассмотрим верхнюю ветвь схем, соответствующую
компаундированию. |
|
Из основных уравнений (3-59) —(3-63), |
учитывая, |
что при 6= 0 |
|
,=Jx„ |
(4-26) |
получим: |
|
Таким образом, в чисто реактивном режиме действие
компаундирования от |
величины |
напряжения шин |
не за |
|||
висит. |
|
|
|
|
|
|
Из схем б, в и г |
рис. 4-2 следует, |
что в этом ре |
||||
жиме зоны устойчивости систем с |
распределением по У, |
|||||
/ и ир также от напряжения шин |
не |
зависят, |
так как |
|||
коэффициенты нижних ветвей |
этих схем |
не изменяются. |
||||
Напротив, коэффициент нижней |
ветви |
первой схемы |
||||
в рассматриваемом режиме C0F = — увеличивается с уве- |
||||||
|
v ' |
хг |
|
|
|
|
личением напряжения, откуда следует, |
что коэффициент |
85
k акс» соответствующий границе зоны устойчивостиf должен пропорционально уменьшаться.
Переходя к |
режимам |
Р ф 0, можно из уравнений |
(3-64) и (4-25) |
усмотреть, |
что коэффициент CQb от на |
пряжения не зависит, а остальные коэффициенты элек тромеханических контуров структурной схемы с увели чением U уменьшаются.
Анализ выражения (3-64г) показывает, что с ростом Uш коэффициент CJE также уменьшается.
Следовательно, с ростом Um увеличивается коэффи циент компаундирования kj, соответствующий границе
Рис. 4-18. Зоны устойчивости статических систем распределения по току ротора при различных режимах и напряжении шин Uш = 1
(сплошная линия) и Ulu = 1,3 (пунктирная линия).
устойчивости по оси абсцисс для всех систем распреде ления.
На рис. 4-18—4-21 показаны зоны устойчивости при различных напряжениях, полученные для расчетного случая (приложение 6). Как видно, увеличение зоны по оси абсцисс практически невелико.
Для систем распределения по / в той же мере увели чивается граничный коэффициент kj по оси ординат. Для систем с распределением по току и напряжению ро тора граничные коэффициенты, естественно, изменяются
86
в еще меньшей степени, поскольку С;£ и ив (рис. 4-2) от Um не зависят.
Таким образом,, увеличение напряжения шин оказы вает малое влияние на зоны устойчивости относительного движения при распределении по /, гр и ир.
Изменение зоны устойчивости системы с распреде
лением по Q зависит от степени |
влияния электрических |
и электромеханических контуров |
в каждом конкретном |
случае; однако, как следует из рассмотрения режима ре активной нагрузки, произведенного выше, по крайней мере при малых Р увели
чение и ш ведет |
к |
умень |
|
|
|
|
||
шению зоны устойчивости |
|
|
|
|
||||
(рис. 4-19, 4-20). |
к |
опре |
|
|
|
|
||
Возвращаясь |
|
|
|
|
||||
делению влияния |
сопро |
|
|
|
|
|||
тивления линии связи, за |
|
|
|
|
||||
метим, что при |
сохране |
|
|
|
|
|||
нии активной и реактив |
|
|
|
|
||||
ной |
нагрузок |
генератора, |
|
|
|
|
||
изменение |
реактивного |
|
|
|
|
|||
сопротивления линии свя |
|
|
|
|
||||
зи с системой ведет к из |
|
|
|
|
||||
менению |
напряжения |
|
|
|
|
|||
шин |
станции. |
в |
соответ |
|
|
|
|
|
Однако |
Рис. 4-19. Зоны |
устойчивости |
ста |
|||||
ствии е результатами об |
||||||||
зора, |
проведенного выше, |
тических систем |
распределения по |
|||||
зоны |
устойчивости си |
реактивной мощности, режим |
8. |
|||||
|
и ир искажаются |
при |
||||||
стем с распределением по /, /р |
||||||||
этом |
незначительно. |
шин |
при увеличении сопро |
|||||
Изменение |
напряжения |
тивления связи имеет наибольшее значение в чисто ре активном режиме. В этом случае, как было выяснено, имеет место также наибольшее искажение зоны устой чивости.
Но даже в этом случае изменение граничного коэф фициента kq не превышает в процентах изменения на пряжения шин и, следовательно, имеет небольшую ве личину.
Таким образом, краткий анализ показал, что хотя увеличение сопротивления линии связи и изменяет раз меры зон устойчивости, это изменение сравнительно не
87
велико и не может отразиться на результатах произве денного в предыдущих параграфах определения основ ных зависимостей и сравнения различных систем авто матического распределения.
4-7. КОМПАУНДИРОВАНИЕ ПО СРЕДНЕМУ ТОКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМ ГУВ
Производившееся выше рассмотрение вопросов устойчивости систем автоматического распределения имело целью сравнительный анализ различных систем, отличающихся друг от друга основными показателями: группой схем и параметром распределения. По этому во всех случаях рассматривались простейшие варианты ис-
Рис. 4-20. Зоны устойчивости статических систем распределения по реактивной мощ ности, режим 1.
полпенни устройств регулирования, при которых последние в пре
делах одного генератора могут |
быть |
замещены (рис. 4-1) |
инер |
||
ционным звеном первого порядка (для |
статической группы |
схем) |
|||
или |
комбинацией |
звена первого |
порядка и интегрирующего |
звена |
|
(для |
астатической |
группы). |
|
|
|
Исследование таких простейших вариантов позволило выявить типичные особенности систем автоматического распределения, свя занные именно с выбором того или иного параметра распределе ния и той или иной группы схем.
При этом имеется, конечно, в виду, что устойчивость каждой данной системы может быть повышена путем выполнения тех или иных обычных мероприятий, например введения гибких обратных связей, в том числе по скорости передвижения интегрирующего ор гана, осуществления дополнительного воздействия по производным отклонения параметра распределения от заданного значения, вве дения (в астатических схемах) дополнительного регулирования но мгновенному отклонению и т. д.
88
В связи с общеизвестностью этих мероприятий они здесь не рассматриваются.
Представляется целесообразным кратко рассмотреть лишь ме
роприятие, |
являющееся |
специфическим |
для систем |
группо |
вого управления возбуждением, а именно — применение |
компаун |
|||
дирования |
по среднему |
току (КСТ), при |
котором в устройство |
компаундирования каждого генератора подается средний ток ста торов всех машин, подключенных к системе автоматического рас пределения
В приложении 3 рассмотрено влияние КСТ на точность рас пределения реактивных нагрузок. Рассмотрим теперь влияние КСТ на устойчивость распределения.
При основном движении токи всех генераторов одинаковы и компаундирование по среднему току проявляет себя так же, как
Рис. 4-21. Зоны устойчивости статических систем распределения по реактивной мощности, режим 3.
и обычное компаундирование по индивидуальному току генера тора.
В частности, проявляется в полной мере действие компаунди рования при к. з. в энергосистеме или при увеличении угла пере дачи.
Иное положение имеет место при относительном движении ге
нераторов. |
Д6| = —Лбг и поэтому |
В этом случае A£di = — |
|
Д /, = |
— Д /2. |
При этом приращение среднего тока Д/р.реди = 0 и, следователь но, действие компаундирования при КСТ на относительном движе нии не сказывается.
Исчезновение (при относительном движении генераторов) по ложительной обратной связи, осуществляемой компаундированием, уменьшает коэффициент усиления полной разомкнутой системы автоматического распределения и, следовательно, действует в сто рону увеличения устойчивости относительного движения.
1 Подобные схемы применялись также ВЭИ и ВНИИЭ для обеспечения устойчивости параллельной работы регуляторов воз буждения сильного действия.
80