Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лую экономическую выгоду, высвобождает лю ­ дей, сберегает энергию. А троллейбусная ли­ ния расходует энергии немало — столько, сколько ее вырабатывали электростанции Кры­ ма накануне Отечественной войны. Если бы такую магистраль пустили в конце 30-х годов, то пришлось бы выключить электросвет во всех квартирах. Успехи электрификации стра­ ны, увеличение мощности энергосистемы Кры­ ма, кольцевая связь электростанций Юга сдела­ ли возможным пуск троллейбусной трассы и одновременное снабжение электроэнергией ра­ стущей экономики Крыма.

Первые годы эксплуатации дороги показа­ ли, что она окупится гораздо раньше, чем пред­ полагалось. Увеличение скорости, рост пропуск­ ной способности и многие другие выгоды, ко­ торые приносит дорога, все это, по подсчетам экономистов, позволит возместить расходы на нее не в десять, а в три-пять лет.

Каждая машина, каждый автобус, прошед­ шие по новой дороге, оставляют в копилке го­ сударства копейки и рубли экономии: от мень­

шего

расхода

резины, бензина, удлинения

срока

жизни

мотора. Дорога благодаря выз­

ванному ею повышению производительности ма­ шин сократила их потребность в Крыму. Рань­ ше шоферы за сутки не успевали два раза съездить из Симферополя в Ялту и обратно, с трудом делали полтора оборота, а чаще один.

1 0 7

Теперь же два полных оборота машины из Симферополя в Ялту и обратно не представ­ ляют трудностей.

Экономические выгоды от новой дороги и троллейбусной линии еще больше увеличатся, когда начнутся грузовые троллейбусные пере­ возки. Дело это налаживается. В январе 1962 года на трассе успешно прошел испытания дизельэлектровоз грузоподъемностью 10— 12 тонн. Его создала группа украинских конструк­

торов во главе

с

доктором технических наук

А. Фиделевым.

 

Дизель-электровоз — комп­

лексная машина, снабженная одним двигате­ лем внутреннего сгорания и двумя электромо­ торами. Она способна передвигаться как обыч­ ный автомобиль и как троллейбус, получая электроэнергию из проводов-троллей.

Специально для Крыма изготовляются троллейвозы грузоподъемностью пять тонн, ма­ шины закрытого типа и рефрижераторы. На трассу Симферополь— Ялта в ближайшие годы выйдет до ста троллейвозов, способных пере­ везти тысячи тонн всевозможных грузов.

Многое делается для увеличения безопас­ ности движения на трассе. Кабины водителей оборз'дуются радиотелефонной связью с цент­ ральным диспетчерским пунктом. Это позволит с любой точки дороги сообщать о неисправно­ стях. Для связи используются контактные про­ вода.

108


Дорожники принимают меры, чтобы сде­ лать совершенно безопасным движение в зим­ нее время. Даже усовершенствованное покрытие не совсем отвечает этому требованию. Во вре­ мя дождя или тумана на полотне появляется пленка грязи, которая намного уменьшает сце­ пление колес с поверхностью. Неоднократно ставились опыты, как устранить этот недоста­ ток. В прошлом году они дали хорошие ре­ зультаты. В 1962 году вся поверхность дороги будет улучшена, езда в гололедицу облегчится и станет безопасной.

Старая автомобильная дорога Симферо­ поль—Алушта— Ялта была «вписана» в горы и зеленые массивы, живописная панорама ко­

торых раскрывалась

при движении

машины.

С прокладкой новой

магистрали,

созданием

выемок, возведением насыпей и других дорож­ ных сооружений зеленый наряд горного Кры­ ма, красоты побережья местами стали не видны.

Дорожники должны в ближайшие годы «вписать» новую магистраль в окружающую ее природу. Широким фронтом ведутся озелени­ тельные работы вдоль трассы. За осень 1961 го­ да было посажено более десятц тысяч деревьев и ста тысяч кустов, озеленено 43 гектара отко­ сов. Но это лишь небольшая часть того, что бу­ дет сделано.

Уже сейчас покрываются зеленым ковром откосы насыпей и выемок, дорожное полотно

1 0 9


окаймляется декоративным вечнозеленым бор­ дюром. Все пять тысяч опор контактной сети оденутся в нарядную зелень. Южные породы деревьев и кустарников — лавровишня, розы, буксус, платан, грецкий орех, кедр, кипарис, крымская сосна встанут по краям магистрали Симферополь—Алушта—Ялта, и она превра­ тится в цветущую аллею, в красивый зеленый тоннель.

Большую помощь в этом деле дорожникам оказывают специалисты Никитского ботаниче­ ского сада. Широкое участие в работе прини­ мают члены общества охраны природы и обще­ ственность Ялты, Алушты, Симферополя.

Предполагается также провести архитек­ турное оформление троллейбусной магистрали. На всем протяжении трассы ее украсят много­ численные памятники, которые расскажут мил­ лионам пассажиров о том, как создавалось это замечательное сооружение, о богатой исто­ рии Крыма, его сегодняшнем дне. Монументы, обелиски, мемориальные доски, горельефы ук­ расят путь. Выразительным языком долговеч­ ного камня дорога сама расскажет «о времени

ио себе».

Молодой ялтинский поэт Николай Новиков

посвятил строителям трассы взволнованное стихотворение. В нем есть такие строки:

Палило небо, на дожди скупое, Упорствовали скалы на пути,

ПО

Здесь, как в войну, плацдармы брали с боя, Чтоб дальше в наступление идти.

И там, где эхо повторяло взрывы,

Где экскаватор с ревом камни грыз, Шоссе подымет все неторопливо, Помедлит и опустит плавно вниз.

Испуганно шарахается ветер, Уходит в синь дороги полоса —

Одно из множества чудес на

свете

На

нашем.

 

Где

обычны чудеса.

 

Широкая, прямая, благоустроенная дорога

с движущейся по ней чередой

троллейбусов

вызывает

восхищение всех, кому

приходится

ездить по

ней.

 

— Да это же прелесть одна! Замечатель­

но, просто

замечательно! — так

говорят пас­

сажиры.

Чудесная магистраль вызывает радость, рождает чувство сердечной благодарности к инициаторам ее строительства, проектировщи­ кам и строителям. Завершенная незадолго до X X II съезда Коммунистической партии Со­ ветского Союза, она является замечательным подтверждением общего подъема экономики и культуры страны в период развернутого строи­ тельства коммунизма.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

К читателю ...............................................................

3

Первые проекты ...........................................................

5

Мечта писателя .....................................................

13

Схватка дельцов .....................................................

27

Для трудящихся' всехреспублик................................

36

Рождение магистрали .....................................

49

Симферополь—Алушта .........................

49

Алушта—Я л т а .....................................................

70

Ялта—Севастополь. .

93

Во имя

человека, дляблага

человека . . . .

96

 

 

Михаил Михайлович

Романов

 

 

 

 

Ч У Д Е С Н А Я М А Г И С Т Р А Л Ь

 

 

 

 

О ч е р к о к р ы м с к о й г о р н о й т р о л л е й б у с н о й л и н и и

 

 

Р е д а к т о р

Б. И. Черепанов.

 

 

 

 

Х у д о ж н и к

И. И. Сорокин.

 

 

 

 

Х у д о ж е с т в е н н ы й

р е д а к т о р

И.

Т.

Литвинов.

 

 

 

Т е х н и ч е ск и й

р е д а к т о р

И.

А.

Исупова.

 

 

 

 

К о р р е к т о р

Л . И. Заславская.

 

 

С д а н о в

н а б о р 3 -IIM 9 6 2

г.

П о д п и с а н о

к

п е ч а т и

2 6 Л М 9 6 2 г.

БЯ

00921. Б у м а га 6 0 х 9 2 ‘ /^ .

О б ъ е м : 3.50 ф и з

п . л .

3,50

у е л . п .л .

3,51

у ч .-и з д . л . Т и р а ж 5000

э к з .

З а к а з

679. Ц е н а

10 к о п .

К р ы м и зд а т , С и м ф е р о п о л ь , Г о р ь к о г о , 5.

К р ы м о б л т н п о л и т о г р а ф н я , г. С и м ф е р о п о л ь , п р о с п е к т и м . К и р о в а , 3 2 /1 .