Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

находились под паровозом и опускались маши­ нистом в нужный момент.

Известие о выдаче концессии на сооружение железной дороги в Ялте с большим одобрением было воспринято жителями Южного берега. Однако концессия не была осуществлена. Сред­ ства для строительства Гартман рассчитывал собрать путем продажи акций, то есть привле­ кая капитал частных лиц. Это ему не удалось. К тому же в стране разразился промышлен­ ный кризис.

В 1902 году в правительство поступило предложение инженера Я. П. Семенова по­ строить дорогу Бахчисарай—Ялта. На этот раз в проект было внесено существенное изме­ нение: паровая тяга заменялась электриче­ ской.

Учитывая печальный опыт прошлых уч­ редителей, у которых все дело рушилось из-за отсутствия средств, инженер намечал финан­ сировать строительство по-другому. Он обра-' тился к правительству с просьбой, чтобы оно гарантировало 75 процентов стоимости строй­ ки, и лишь одну четверть средств он рассчиты­

вал собрать

свободной продажей

акций.

В том же

году поступил еще

один проект

трассы к Южному берегу. На этот раз — по совершенно неожиданному направлению: из Ялты к полустанку Сюрень (на железной доро­ ге между Бахчисараем и Инкерманом). С тех-

12

нической стороны осуществление проекта было необычайно сложным и требовало больших рас­ ходов. Трасса пролегала через труднопрохо­ димые, пустынные места. Автор проекта про­ сил правительство взять на себя большую часть расходов.

Но комиссия по новым дорогам министер­ ства финансов отвергла эти проекты.

Обилие всевозможных предложений, на­ стойчивые требования к правительству при­ нять участие в строительстве— все это вынуди­ ло министерство путей сообщения искать новое

разрешение проблемы

южнобережной

доро­

ги. Оно решило взять

это дело в свои

руки.

И в поисках человека, который мог бы успеш­ но справиться с таким сложным заданием, ос­ тановило свой выбор на инженере-строителе и популярном писателе Николае Георгиевиче 1а- рине-Михайловском. В начале 1903 года он был назначен начальником изыскательской экспедиции на Южном берегу Крыма.

МЕЧТА ПИСАТЕЛЯ

Писатель-инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был широко известен в России. Его «скептические очерки» о деревне, разбивавшие народнические теории; очерки о кругосветном путешествии; корейские сказки; повести о русской молодежи — «Детство Те-

13


мы», «Гимназисты», «Студенты», составившие,

по выражению А. М. Горького,

«целую

эпо­

пею», — создали ему огромную

славу.

*

Н.

Г. Гарин-Михайловский

пользовался

также

славой недюжинного инженера-строите-

ля. Об его энергии, технической изобретатель­ ности и смелости, честности, преданности делу, бережливом отношении к государственным сред­ ствам и материалам, наконец, об его совершен­ но необычных тогда методах руководства подчиненными и вообще организационно-адми­ нистративных способностях распространялись легенды среди дорожников страны.

А. М. Горький говорил, что этот человек был «во все стороны талантлив».

Надо добавить, ч^о Гарин-Михайловский проникся революционными взглядами и до­ вольно открыто выражал их, был связан с со­ циал-демократами. и помогал им, изучал труды Маркса. В течение многих лет он находился под негласным надзором царской полиции (папка с документами о тайной слежке жан­ дармов за ним хранится и поныне в Государ­ ственном архиве Крымской области).

И вот такого «смутьяна» правительство по­ ставило во главе крупнейшей изыскательской экспедиции. Это была не добровольная, а вы­ нужденная мера, так как только такой крис­ тально честный человек, хотя и крамольный инженер-писатель, мог дать действительно

14

правдивую оценку техническим принципам бу­ дущего строительства.

Посылая Н. Г. Гарина-Михайловского в Крым, царское правительство постаралось со­ здать ему в экспедиции противовес, «прико­ мандировав» к нему осведомителей и прово­ каторов. Главным своим помощником ГаринМихайловский должен был взять некоего Иеронима Табурно, так как его «упорно реко­ мендовали сверху». Инженер Табурно, по своим политическим взглядам был воинствующим монархистом и черносотенцем. Он сотрудни­ чал в газете «Новое время» — одном из са­ мых реакционных органов печати. В экспеди­ цию направили немало таких же инженеров и техников. Начальник экспедиции об этом знал...

Н. Г. Гарин-Михайловский прибыл на Южный берег в конце марта 1903 года. Штаб экспедиции разместил в Кастрополе, к западу от Ялты, и сам сразу же переселился туда с семьей.

С огромным увлечением принялся он за порученное дело, в полной мере проявив свою кипучую натуру и великолепный организатор­ ский талант. Экспедиции предстояло прове­ сти изыскания по четырем направлениям: Ял­ та—Сюрень; Севастополь — Ялта — Алушта; Симферополь—Ялта (в обход Алушты); Сим­ ферополь—Алушта—Ялта. За восемь меся-

16


цев — с апреля по ноябрь — все было закон­ чено, по каждому направлению составлена гео­ лого-топографическая характеристика трассы, подготовлены сравнительные расчеты в про­ мышленном, курортном, техническом и финан­ совом отношениях. И все это было сделано тщательно, оригинально, на всех материалах лежал отблеск незаурядной личности началь­ ника экспедиции.

А . И. Куприн наблюдал Н. Г. Гарина-Ми­ хайловского в течение нескольких недель не­ посредственно на изысканиях в Крыму. Каж­ дое утро он, крупный инженер, отправлялся с партиями в горы и оставался там весь рабочий день. И на всем, что бы он ни предлагал, вво­ дил, отстаивал, сказывались «веселый размах, пылкая нетерпеливая мысль, сказочное блестя­ щее творчество...»

В ноябре 1903 года в нескольких номерах ялтинской газеты «Крымский курьер» появи­ лась статья без подписи под названием «Же­ лезная дорога на Южном берегу Крыма». Есть все основания утверждать, что статья эта при­ надлежит Н. Г. Гарину-Михайловскому. В этом убеждают и широта постановки вопросов, и острое чувство потребности широких масс, и подлинная забота о народных интересах, кото­ рые пронизывают ее от начала до конца.

Любопытна, например, такая подробность в

статье. Вдоль побережья,

говорилось в ней,

2 Чудесная магистраль.

17

IWAdCLLLlS-Т Р . и ы и с л ! . /ГЧУЗ

произрастают и в еще больших размерах мо­ гут разводиться наиболее ценные нежные сор­ та фруктов, не выдерживающих транспорти­ ровки гужом. К таким фруктам принадлежат высшие сорта винограда, все сорта груш, пер­ сики. В настоящее время из-за невозможности сбыта производство таких культур ничтожно н ограничивается лишь местными потребностя­ ми. А с проведением береговой железной до­ роги все пригодные земли будут использованы под указанные культуры, за которые Россия переплачивает ныне Ницце и Парижу ежегод­ но несколько миллионов рублей. С проведе­

нием дороги

весь

Южный берег

превратится

в сплошной

сад

150-миллионного

населения

всей страны. В будущем эти продукты роско­ ши смогут стать достоянием большой публи­ ки...

Как перекликаются эти планы инженерапатриота с тем, к чему стремятся трудящиеся области в наше время, превращая Крым в сплошной сад для многомиллионного советско­ го народа!

Широким демократизмом характерна и оценка, данная в статье состоянию курортного дела: «Благодаря отсутствию дешевого пути, доставляющего и туриста, и все предметы пер­ вой необходимости к данному месту, все те­ перешнее побережье сводится к двум пунктам— Ялте и Севастополю. В результате такого по­

18


ложения вещей — теснота и неимоверная доро­ говизна. Устроиться и жить вне Ялты и Сева­ стополя, при отсутствии провизии, дешевого сообщения, — устроиться при этом удобно, — могут исключительно богатые люди. Для боль­ шой же публики, которая одна создает курор­ ты, Крым в настоящее время совершенно не­ доступен. Проехать, уплатив за тысячи верст 10 руб., и заплатить за переезд из Севастопо­ ля в Ялту за 80 верст нередко 40 рублей; по­ селиться вне Ялты и платить нарочному, кото­ рый поедет за провизией, 5 рублей; платить за пуд льду рубль... быть лишенным медицин­ ской помощи, — все это и для состоятельного не по карману, и для здорового человека ненор­ мально, а для больного это условия, при ко­ торых он тем скорее расстроит свое здоровье. В результате этого громадный процент груд­ ных больных, который насчитывает 150 мил­ лионов населения России, имеющей такой бла­ годатный край для таких больных, как Крым,— в громадном большинстве случаев не может воспользоваться в настоящее время этим краем.

Проведение железной дороги, такой доро­ ги, которая все побережье Крыма сделала бы равно доступным и удобным, которая все по­ бережье превратила бы в сплошной курорт, является насущно необходимой потребностью.

...Невозможные условия жизни создали то, что громадному большинству больных въезд

2*

19


в Ялту стал недоступен, а приезд туристов, как показывает статистика последних лет, с каждым годом очень сильно убавляется. Та же статистика указывает на рост выезжающих в то же время за границу, и в настоящее время сумма вывозимых за границу русскими тури­ стами денег уже достигает 157 миллионов руб­ лей».

Техническую сторону проекта дороги Н. Г. Гарин-Михайловский ставил в прямую зави­ симость от того, насколько то или иное на­ правление удовлетворит промышленные и ку­ рортные потребности. Он тщательно исследо­

вал каждый вариант дороги.

Экспедиция

составила

84 проекта, из них 66—по направле­

нию Севастополь—Ялта—Алушта;

впоследст­

вии этими

материалами постоянно

пользова­

лись, так

как они,

как выразился один

инженер-строитель, —

давали ответы «на все

случаи технической фантазии».

Очень много внимания инженер-патриот уделял стоимости будущего строительства. Он склонен был отдать предпочтение более деше­ вому варианту. По 22 вариантам были сделаны подробные расчеты. На эти материалы в даль­ нейшем ссылались все проектировщики, как на самые достоверные.. В 1910 году о сметах Га­ рина-Михайловского писали, что в них «все расчеты сосчитаны по крайнему пределу эко­ номии». Когда бы затем ни поднимался вопрос

20

о стоимости дороги, на пути предприниматель­ ских махинаций вставали «таблицы инженера Михайловского».

В отличие от других инженеров-строителей того времени Гарин-Михайловский стремился удешевить не только непосредственно строи­ тельные работы, но и снизить побочные рас­ ходы, бывшие неизбежными при господстве частной собственности. Он готов был пойти на то, чтобы принять более сложный технический вариант, лишь бы избежать излишних расходов на выкуп земли. А средства на выкуп у вла­ дельцев земельных площадей, по которым должна была пролегать дорога, входили боль­ шой долей в сметы проектов. Размер этих рас­ ходов по некоторым направлениям достигал 50 процентов всей стоимости сооружения. Зем­ левладельцы взвинчивали цену на каждую сажень, надеясь поживиться у казны. Инже­ нер-патриот вел борьбу со спекулянтами.

Приехав на третий месяц изысканий в Ялту, Гарин-Михайловский встретился с сотрудни­ ком «Крымского курьера». 25 июня в газете

был помещен отчет

об этой беседе.

На наш вопрос,

рассказывал журналист,

какая линия дороги будет предпочтена, он ка­ тегорически и решительно ответил: та, что обойдется правительству дешевле по отчужде­ нию земель, по которым пройдет дорога. Если же землевладельцы предъявят казне высокую

21