Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
находились под паровозом и опускались маши нистом в нужный момент.
Известие о выдаче концессии на сооружение железной дороги в Ялте с большим одобрением было воспринято жителями Южного берега. Однако концессия не была осуществлена. Сред ства для строительства Гартман рассчитывал собрать путем продажи акций, то есть привле кая капитал частных лиц. Это ему не удалось. К тому же в стране разразился промышлен ный кризис.
В 1902 году в правительство поступило предложение инженера Я. П. Семенова по строить дорогу Бахчисарай—Ялта. На этот раз в проект было внесено существенное изме нение: паровая тяга заменялась электриче ской.
Учитывая печальный опыт прошлых уч редителей, у которых все дело рушилось из-за отсутствия средств, инженер намечал финан сировать строительство по-другому. Он обра-' тился к правительству с просьбой, чтобы оно гарантировало 75 процентов стоимости строй ки, и лишь одну четверть средств он рассчиты
вал собрать |
свободной продажей |
акций. |
В том же |
году поступил еще |
один проект |
трассы к Южному берегу. На этот раз — по совершенно неожиданному направлению: из Ялты к полустанку Сюрень (на железной доро ге между Бахчисараем и Инкерманом). С тех-
12
нической стороны осуществление проекта было необычайно сложным и требовало больших рас ходов. Трасса пролегала через труднопрохо димые, пустынные места. Автор проекта про сил правительство взять на себя большую часть расходов.
Но комиссия по новым дорогам министер ства финансов отвергла эти проекты.
Обилие всевозможных предложений, на стойчивые требования к правительству при нять участие в строительстве— все это вынуди ло министерство путей сообщения искать новое
разрешение проблемы |
южнобережной |
доро |
ги. Оно решило взять |
это дело в свои |
руки. |
И в поисках человека, который мог бы успеш но справиться с таким сложным заданием, ос тановило свой выбор на инженере-строителе и популярном писателе Николае Георгиевиче 1а- рине-Михайловском. В начале 1903 года он был назначен начальником изыскательской экспедиции на Южном берегу Крыма.
МЕЧТА ПИСАТЕЛЯ
Писатель-инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был широко известен в России. Его «скептические очерки» о деревне, разбивавшие народнические теории; очерки о кругосветном путешествии; корейские сказки; повести о русской молодежи — «Детство Те-
13
мы», «Гимназисты», «Студенты», составившие,
по выражению А. М. Горького, |
«целую |
эпо |
|
пею», — создали ему огромную |
славу. |
* |
|
Н. |
Г. Гарин-Михайловский |
пользовался |
|
также |
славой недюжинного инженера-строите- |
ля. Об его энергии, технической изобретатель ности и смелости, честности, преданности делу, бережливом отношении к государственным сред ствам и материалам, наконец, об его совершен но необычных тогда методах руководства подчиненными и вообще организационно-адми нистративных способностях распространялись легенды среди дорожников страны.
А. М. Горький говорил, что этот человек был «во все стороны талантлив».
Надо добавить, ч^о Гарин-Михайловский проникся революционными взглядами и до вольно открыто выражал их, был связан с со циал-демократами. и помогал им, изучал труды Маркса. В течение многих лет он находился под негласным надзором царской полиции (папка с документами о тайной слежке жан дармов за ним хранится и поныне в Государ ственном архиве Крымской области).
И вот такого «смутьяна» правительство по ставило во главе крупнейшей изыскательской экспедиции. Это была не добровольная, а вы нужденная мера, так как только такой крис тально честный человек, хотя и крамольный инженер-писатель, мог дать действительно
14
правдивую оценку техническим принципам бу дущего строительства.
Посылая Н. Г. Гарина-Михайловского в Крым, царское правительство постаралось со здать ему в экспедиции противовес, «прико мандировав» к нему осведомителей и прово каторов. Главным своим помощником ГаринМихайловский должен был взять некоего Иеронима Табурно, так как его «упорно реко мендовали сверху». Инженер Табурно, по своим политическим взглядам был воинствующим монархистом и черносотенцем. Он сотрудни чал в газете «Новое время» — одном из са мых реакционных органов печати. В экспеди цию направили немало таких же инженеров и техников. Начальник экспедиции об этом знал...
Н. Г. Гарин-Михайловский прибыл на Южный берег в конце марта 1903 года. Штаб экспедиции разместил в Кастрополе, к западу от Ялты, и сам сразу же переселился туда с семьей.
С огромным увлечением принялся он за порученное дело, в полной мере проявив свою кипучую натуру и великолепный организатор ский талант. Экспедиции предстояло прове сти изыскания по четырем направлениям: Ял та—Сюрень; Севастополь — Ялта — Алушта; Симферополь—Ялта (в обход Алушты); Сим ферополь—Алушта—Ялта. За восемь меся-
16
цев — с апреля по ноябрь — все было закон чено, по каждому направлению составлена гео лого-топографическая характеристика трассы, подготовлены сравнительные расчеты в про мышленном, курортном, техническом и финан совом отношениях. И все это было сделано тщательно, оригинально, на всех материалах лежал отблеск незаурядной личности началь ника экспедиции.
А . И. Куприн наблюдал Н. Г. Гарина-Ми хайловского в течение нескольких недель не посредственно на изысканиях в Крыму. Каж дое утро он, крупный инженер, отправлялся с партиями в горы и оставался там весь рабочий день. И на всем, что бы он ни предлагал, вво дил, отстаивал, сказывались «веселый размах, пылкая нетерпеливая мысль, сказочное блестя щее творчество...»
В ноябре 1903 года в нескольких номерах ялтинской газеты «Крымский курьер» появи лась статья без подписи под названием «Же лезная дорога на Южном берегу Крыма». Есть все основания утверждать, что статья эта при надлежит Н. Г. Гарину-Михайловскому. В этом убеждают и широта постановки вопросов, и острое чувство потребности широких масс, и подлинная забота о народных интересах, кото рые пронизывают ее от начала до конца.
Любопытна, например, такая подробность в
статье. Вдоль побережья, |
говорилось в ней, |
2 Чудесная магистраль. |
17 |
IWAdCLLLlS-Т Р . и ы и с л ! . /ГЧУЗ
произрастают и в еще больших размерах мо гут разводиться наиболее ценные нежные сор та фруктов, не выдерживающих транспорти ровки гужом. К таким фруктам принадлежат высшие сорта винограда, все сорта груш, пер сики. В настоящее время из-за невозможности сбыта производство таких культур ничтожно н ограничивается лишь местными потребностя ми. А с проведением береговой железной до роги все пригодные земли будут использованы под указанные культуры, за которые Россия переплачивает ныне Ницце и Парижу ежегод но несколько миллионов рублей. С проведе
нием дороги |
весь |
Южный берег |
превратится |
в сплошной |
сад |
150-миллионного |
населения |
всей страны. В будущем эти продукты роско ши смогут стать достоянием большой публи ки...
Как перекликаются эти планы инженерапатриота с тем, к чему стремятся трудящиеся области в наше время, превращая Крым в сплошной сад для многомиллионного советско го народа!
Широким демократизмом характерна и оценка, данная в статье состоянию курортного дела: «Благодаря отсутствию дешевого пути, доставляющего и туриста, и все предметы пер вой необходимости к данному месту, все те перешнее побережье сводится к двум пунктам— Ялте и Севастополю. В результате такого по
18
ложения вещей — теснота и неимоверная доро говизна. Устроиться и жить вне Ялты и Сева стополя, при отсутствии провизии, дешевого сообщения, — устроиться при этом удобно, — могут исключительно богатые люди. Для боль шой же публики, которая одна создает курор ты, Крым в настоящее время совершенно не доступен. Проехать, уплатив за тысячи верст 10 руб., и заплатить за переезд из Севастопо ля в Ялту за 80 верст нередко 40 рублей; по селиться вне Ялты и платить нарочному, кото рый поедет за провизией, 5 рублей; платить за пуд льду рубль... быть лишенным медицин ской помощи, — все это и для состоятельного не по карману, и для здорового человека ненор мально, а для больного это условия, при ко торых он тем скорее расстроит свое здоровье. В результате этого громадный процент груд ных больных, который насчитывает 150 мил лионов населения России, имеющей такой бла годатный край для таких больных, как Крым,— в громадном большинстве случаев не может воспользоваться в настоящее время этим краем.
Проведение железной дороги, такой доро ги, которая все побережье Крыма сделала бы равно доступным и удобным, которая все по бережье превратила бы в сплошной курорт, является насущно необходимой потребностью.
...Невозможные условия жизни создали то, что громадному большинству больных въезд
2* |
19 |
в Ялту стал недоступен, а приезд туристов, как показывает статистика последних лет, с каждым годом очень сильно убавляется. Та же статистика указывает на рост выезжающих в то же время за границу, и в настоящее время сумма вывозимых за границу русскими тури стами денег уже достигает 157 миллионов руб лей».
Техническую сторону проекта дороги Н. Г. Гарин-Михайловский ставил в прямую зави симость от того, насколько то или иное на правление удовлетворит промышленные и ку рортные потребности. Он тщательно исследо
вал каждый вариант дороги. |
Экспедиция |
||
составила |
84 проекта, из них 66—по направле |
||
нию Севастополь—Ялта—Алушта; |
впоследст |
||
вии этими |
материалами постоянно |
пользова |
|
лись, так |
как они, |
как выразился один |
|
инженер-строитель, — |
давали ответы «на все |
случаи технической фантазии».
Очень много внимания инженер-патриот уделял стоимости будущего строительства. Он склонен был отдать предпочтение более деше вому варианту. По 22 вариантам были сделаны подробные расчеты. На эти материалы в даль нейшем ссылались все проектировщики, как на самые достоверные.. В 1910 году о сметах Га рина-Михайловского писали, что в них «все расчеты сосчитаны по крайнему пределу эко номии». Когда бы затем ни поднимался вопрос
20
о стоимости дороги, на пути предприниматель ских махинаций вставали «таблицы инженера Михайловского».
В отличие от других инженеров-строителей того времени Гарин-Михайловский стремился удешевить не только непосредственно строи тельные работы, но и снизить побочные рас ходы, бывшие неизбежными при господстве частной собственности. Он готов был пойти на то, чтобы принять более сложный технический вариант, лишь бы избежать излишних расходов на выкуп земли. А средства на выкуп у вла дельцев земельных площадей, по которым должна была пролегать дорога, входили боль шой долей в сметы проектов. Размер этих рас ходов по некоторым направлениям достигал 50 процентов всей стоимости сооружения. Зем левладельцы взвинчивали цену на каждую сажень, надеясь поживиться у казны. Инже нер-патриот вел борьбу со спекулянтами.
Приехав на третий месяц изысканий в Ялту, Гарин-Михайловский встретился с сотрудни ком «Крымского курьера». 25 июня в газете
был помещен отчет |
об этой беседе. |
На наш вопрос, |
рассказывал журналист, |
какая линия дороги будет предпочтена, он ка тегорически и решительно ответил: та, что обойдется правительству дешевле по отчужде нию земель, по которым пройдет дорога. Если же землевладельцы предъявят казне высокую
21