Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы машина действовала нормально, од­ них ночных осмотров мало. Поэтому ее через каждые 15 дней обязательно ставят на профи­ лактический ремонт, после пробега 8— 10 ты­ сяч километров — на планово-предупредитель­ ный, а через 50 тысяч километров — на малый ремонт. Не случайно троллейбусы Симферопольского депо перевезли за 1961 год

на пять

миллионов

пассажиров

больше

плана.

чередой в

предрассветные

часы

Длинной

выводят свои машины

водители из широких

ворот депо. Они следуют на Привокзальную площадь и отсюда растекаются по маршру­ там.

Каждый пассажир, особенно из тех, кому предстоит впервые проделать в троллейбусе дальний путь к морю, с понятным интересом поглядывает на водителя и на щит управления машиной со множеством кнопок, световых сиг­ налов, выключателей. И у каждого невольно возникает мысль: кто он, этот человек в фор­ менной фуражке, какими приборами управляет, что делает в пути? Ведь ему они доверяют свое время, а может быть, и жизнь...

Удовлетворим этот интерес и расскажем о работе одного из водителей.

Маршрут № 12 Симферополь — Ялта. На машине № 158 работает водителем Виктор Иванович Федоренко. Он ветеран крымских

7*

99


дорог,

на троллейбусной

линии — с

первых

дней

ее эксплуатации. Образцовым

отноше­

нием к своим

обязанностям

добился

почет­

ного

звания

ударника

коммунистического

труда.

 

 

 

 

 

Федоренко говорит, что на троллейбусе ра­

ботать

интересней, чем

на

автомашине, меха­

низмы его совершенней, их комплекс — это бо­ лее высокая ступень современной транспортной техники. Он с любовью относится к доверен­ ной ему машине, поэтому она, пройдя почти 200 тысяч километров, находится в отличном состоянии.

Как всегда, Федоренко является минут за десять-пятнадцать до выезда, осматривает троллейбус, заряжает головки штанг угольно­ графитными вставками, получает от диспетче­ ра путевые документы.

Штанги подняты к троллеям. Федоренко садится на рабочее место и проверяет свое сложное хозяйство. Он пробует сигналы, вы­ ключатели — на щите управления их до трид­ цати. Прямо перед водителем — остроумный прибор, который называется тахограф. Он от­ мечает на ленте пройденное расстояние и одно­

временно указывает,

с

какого расстояния

во­

дитель

стал тормозить

перед

остановкой.

В

случае

какого-либо

происшествия

тахограф

даст самые правдивые показания

о

действиях

водителя.

 

 

 

 

 

100


Приборы помогают водителю следить за дорогой, проводами, машиной. И хотя совре­ менный троллейбус — машина сложная, управ­ ление ею просто и надежно. Виктор Иванович неплохо справляется со своими обязанностями, машину ведет спокойно и уверенно. Сделаем вместе с ним рейс до Ялты. Водитель покажет, как он управляет машиной. Попутно от него можно услышать и оценку трассы, где на ней легче, где тяжелее.

Троллейбус на

Привокзальной

площади.

Салон для пассажиров полон.

Заняты все

36 мест. Сделав полукруг по площади,

Федо­

ренко сворачивает

на улицу Гагарина.

Тут

идет большая стройка, и водитель насторожен: на шоссе может быть строительный мусор, а зимой влажно и грязно, поэтому он вниматель­ но следит за контактными проводами.

До Марьино профиль дороги спокойный, кривых нет. Но в городе встречаются пересе­

чения проводов

на углу проспекта Кирова

и ул. Киевской и

две стрелки:

одна

у Сим­

феропольского

троллейбусного

депо,

другая—

в Марьино. Пересечения Федоренко проходит осторожно, тихим ходом.

От Марьино начинается продольная под­ веска проводов на кронштейнах, укрепленных на каждой опоре. Такая подвеска облегчает ра­ боту водителя: она более эластична и штанги держатся на троллеях свободней и крепче, чем

101

на поперечной подвеске. По норме разрешается водить машину со скоростью до 35-ти километ­ ров в час, продольная подвеска позволяет раз­ вивать скорость до 60-ти километров.

До Перевального трасса проложена по ста­ рой дороге, на ней осталось немало таких кри­ вых, которые затрудняют быстрый ход маши­ ны. Так оборачиваются другой стороной дела строительные: было меньше хлопот у строите­

лей, стало больше забот у водителей.

машина

26

километров

до

Перевального

проходит

за 45

минут.

 

Здесь

остановка

на

3 минуты.

Отсюда

еще

некоторое время

ма­

шина

движется

по

старому

шоссе,

водитель

сосредоточен. Вот началась

Холодная

балка.

В зимние туманные дни,

когда

нередко

обле­

деневают

провода,

здесь

приходится

менять

угольно-графитовые вставки на чугунные: они помогают сбивать лед с проводов и нор­ мально питают током двигатели.

Подъем на перевал не представляет ничего

трудного, и

в этом

троллейбус резко

отли­

чается

от

автомашины.

Сказывается

пре­

имущество

электродвигателя

перед

мото­

ром на

жидком топливе:

на

самом трудном

подъеме

троллейбус

способен

развивать

ско­

рость до 40 километров в час.

 

води­

С перевала машина идет

«накатом»,

тель сдерживает ее тремя тормозами: ручным, пневматическим и электрическим. «Накатом»

102


она движется немало: из 170 километров пути в Ялту и обратно — до одной четверти.

Машина подходит к Алуштинскому авто­ вокзалу. Его здание построено в современном стиле: из бетона и стекла. Переезд до Алуш­ ты — 52 километра — занял 1 час 45 минут.

Постояв 10 минут, высадив и приняв пас­ сажиров, Федоренко снова включает двигатель. 33 километра он должен пройти за 1 час. Этого хватит с избытком, так как дорога до Ялты намного лучше спланирована, чем до Алушты. Зимой, правда, на этом перегоне бывают ту­ маны, но большую часть года вести троллейбус здесь просто удовольствие.

Ялта. Осторожно пройдя входную стрелку,

Федоренко затормаживает машину

у вывода

из поворотного круга. Скоро здесь

вырастет

светлый, вместительный вокзал, еще более кра­ сивый, чем в Алуште.

Рейс закончен. Пассажиры пересаживаются в троллейбусы Ялтинского кольца, чтобы разъехаться по городу.

Десятки водителей Симферопольского депо работают образцово, строго соблюдая правила эксплуатации. В 1961 году около шестидесяти бригад депо соревновались за право называ­ ться коммунистическими, семь экипажей завое­

вали

это

право, среди

них —

коммунисты

В. Гордиенко, Г. Сурга и другие.

бригад ро­

В

ходе

соревнования

передовых

103

дилась ценная инициатива. Водители и кондук­ торы (в первые месяцы работы на маршруте Симферополь— Ялта кондукторы еще были) увидели, что трасса может быть не только средством доставки пассажиров к Южному бе­ регу, но и началом их курортного отдыха. В комфортабельном пассажирском салоне сами собой напрашивались какие-то культурные ме­ роприятия.

Кондуктор комсомолка Тамара Игнатова первой начала рассказывать пассажирам о до­ стопримечательностях вдоль дороги, об исто­ рии и экономике Крыма. Ее начинание подхва­ тили работники Симферопольского экскурсион­ ного бюро. Они стали регулярно посылать в троллейбусы экскурсоводов, которые знакомят едущих с памятными местами и событиями крымской истории и современности. Люди не­ заметно проделывают дальний путь и обога­

щаются

полезными сведениями о

чудесном

крае.

отличное начинание очень

нравится

Это

туристам и курортникам. Много хороших от­ зывов получила, например, экскурсовод, вы­ пускница МГУ т. Поюровская.

Троллейбусное управление намерено снаб­ дить все машины магнитофонными лентами с записями рассказов экскурсоводов и переда­ вать эти рассказы в салон через громкогово­ рители.

104


Важные технические новшества появились на магистрали. Гордость троллейбусников — автотелемеханическое управление, то есть уп­ равление на расстоянии электропитанием всей линии. К концу 1961 года с помощью этой прогрессивной системы управлялись уже семь подстанций из 25-ти. Рассказывая о ней, трол­ лейбусники обязательно вспомнят:

— В Москве тоже семь автоматических под­ станций, а в Киеве даже на одну меньше, чем у нас.

Что же представляет собой автотелемехани­ ческое управление электроснабжением трол­ лейбусной линии?

Зайдем на диспетчерский пункт телемеха­ ники в Перевальном и познакомимся с диспет­ чером Валерием Богатыренко. Он охотно пока­ зывает свое хозяйство.

В небольшом зале пункта установлены пря­ моугольные, окрашенные в стальной цвет ме­ таллические ящики — корпуса панелей, в ко­ торые заключены провода от подстанций; на каждую подстанцию одна панель. Эти корпу­ са напоминают ящики с телефонными панеля­ ми, которые вы, читатель, встречаете на город­ ских улицах.

Автоматическое включение подстанции про­ изводится в три приема.

Первый. Диспетчер нажимает кнопку, про­ веряя состояние схемы. В коробке с панелью

105

Начинают «Переговариваться» провода. Это ток включает на пробу по очереди все агрегаты под­ станции. Провода «переговариваются» тихо, они сообщают друг другу о задании человека. Говор проходит по всем рядам включений, пока не умолкает. И тогда на щите — наклон­ но лежащей перед Богатыренко доске — зажи­ гается зеленый огонек: вся схема управления надежно связана с агрегатами.

Второй. Диспетчер дает приказ телеуп­ равлению включить подстанцию в работу. Он нажимает другую кнопку. Снова начинается ти­ хий разговор в панели, снова провода торо­ пят друг друга, сообщая о приказе человека,— и вот зажигается на щите другой зеленый ого­ нек: приказ принят.

Третий. Диспетчер дает приказ: прислать ответ об исполнении его распоряжения. На­ жим третьей кнопки. Провода безотказно, спо­ койно и деловито передают от одного агрегата к другому и это указание, и ото всех посту­ пают сообщения: один за другим зажигаются огоньки на щите, зажигаются и гаснут, пока вся их энергия словно сливается в один зеле­ ный сигнал. Все в порядке: на далекой под­ станции приказ исполнен, и человек может быть спокоен.

Автотелемеханическое управление энерго­ снабжением, кроме того, что надежно руково­ дит всей системой питания линии, дает нема­

1 0 6