Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Чтобы машина действовала нормально, од них ночных осмотров мало. Поэтому ее через каждые 15 дней обязательно ставят на профи лактический ремонт, после пробега 8— 10 ты сяч километров — на планово-предупредитель ный, а через 50 тысяч километров — на малый ремонт. Не случайно троллейбусы Симферопольского депо перевезли за 1961 год
на пять |
миллионов |
пассажиров |
больше |
плана. |
чередой в |
предрассветные |
часы |
Длинной |
|||
выводят свои машины |
водители из широких |
ворот депо. Они следуют на Привокзальную площадь и отсюда растекаются по маршру там.
Каждый пассажир, особенно из тех, кому предстоит впервые проделать в троллейбусе дальний путь к морю, с понятным интересом поглядывает на водителя и на щит управления машиной со множеством кнопок, световых сиг налов, выключателей. И у каждого невольно возникает мысль: кто он, этот человек в фор менной фуражке, какими приборами управляет, что делает в пути? Ведь ему они доверяют свое время, а может быть, и жизнь...
Удовлетворим этот интерес и расскажем о работе одного из водителей.
Маршрут № 12 Симферополь — Ялта. На машине № 158 работает водителем Виктор Иванович Федоренко. Он ветеран крымских
7* |
99 |
дорог, |
на троллейбусной |
линии — с |
первых |
||
дней |
ее эксплуатации. Образцовым |
отноше |
|||
нием к своим |
обязанностям |
добился |
почет |
||
ного |
звания |
ударника |
коммунистического |
||
труда. |
|
|
|
|
|
Федоренко говорит, что на троллейбусе ра |
|||||
ботать |
интересней, чем |
на |
автомашине, меха |
низмы его совершенней, их комплекс — это бо лее высокая ступень современной транспортной техники. Он с любовью относится к доверен ной ему машине, поэтому она, пройдя почти 200 тысяч километров, находится в отличном состоянии.
Как всегда, Федоренко является минут за десять-пятнадцать до выезда, осматривает троллейбус, заряжает головки штанг угольно графитными вставками, получает от диспетче ра путевые документы.
Штанги подняты к троллеям. Федоренко садится на рабочее место и проверяет свое сложное хозяйство. Он пробует сигналы, вы ключатели — на щите управления их до трид цати. Прямо перед водителем — остроумный прибор, который называется тахограф. Он от мечает на ленте пройденное расстояние и одно
временно указывает, |
с |
какого расстояния |
во |
|||
дитель |
стал тормозить |
перед |
остановкой. |
В |
||
случае |
какого-либо |
происшествия |
тахограф |
|||
даст самые правдивые показания |
о |
действиях |
||||
водителя. |
|
|
|
|
|
100
Приборы помогают водителю следить за дорогой, проводами, машиной. И хотя совре менный троллейбус — машина сложная, управ ление ею просто и надежно. Виктор Иванович неплохо справляется со своими обязанностями, машину ведет спокойно и уверенно. Сделаем вместе с ним рейс до Ялты. Водитель покажет, как он управляет машиной. Попутно от него можно услышать и оценку трассы, где на ней легче, где тяжелее.
Троллейбус на |
Привокзальной |
площади. |
|
Салон для пассажиров полон. |
Заняты все |
||
36 мест. Сделав полукруг по площади, |
Федо |
||
ренко сворачивает |
на улицу Гагарина. |
Тут |
идет большая стройка, и водитель насторожен: на шоссе может быть строительный мусор, а зимой влажно и грязно, поэтому он вниматель но следит за контактными проводами.
До Марьино профиль дороги спокойный, кривых нет. Но в городе встречаются пересе
чения проводов |
— |
на углу проспекта Кирова |
||
и ул. Киевской и |
две стрелки: |
одна |
у Сим |
|
феропольского |
троллейбусного |
депо, |
другая— |
в Марьино. Пересечения Федоренко проходит осторожно, тихим ходом.
От Марьино начинается продольная под веска проводов на кронштейнах, укрепленных на каждой опоре. Такая подвеска облегчает ра боту водителя: она более эластична и штанги держатся на троллеях свободней и крепче, чем
101
на поперечной подвеске. По норме разрешается водить машину со скоростью до 35-ти километ ров в час, продольная подвеска позволяет раз вивать скорость до 60-ти километров.
До Перевального трасса проложена по ста рой дороге, на ней осталось немало таких кри вых, которые затрудняют быстрый ход маши ны. Так оборачиваются другой стороной дела строительные: было меньше хлопот у строите
лей, стало больше забот у водителей. |
машина |
||||||||||
26 |
километров |
до |
Перевального |
||||||||
проходит |
за 45 |
минут. |
|
Здесь |
остановка |
на |
|||||
3 минуты. |
Отсюда |
еще |
некоторое время |
ма |
|||||||
шина |
движется |
по |
старому |
шоссе, |
водитель |
||||||
сосредоточен. Вот началась |
Холодная |
балка. |
|||||||||
В зимние туманные дни, |
когда |
нередко |
обле |
||||||||
деневают |
провода, |
здесь |
приходится |
менять |
угольно-графитовые вставки на чугунные: они помогают сбивать лед с проводов и нор мально питают током двигатели.
Подъем на перевал не представляет ничего
трудного, и |
в этом |
троллейбус резко |
отли |
|||
чается |
от |
автомашины. |
Сказывается |
пре |
||
имущество |
электродвигателя |
перед |
мото |
|||
ром на |
жидком топливе: |
на |
самом трудном |
|||
подъеме |
троллейбус |
способен |
развивать |
ско |
||
рость до 40 километров в час. |
|
води |
||||
С перевала машина идет |
«накатом», |
тель сдерживает ее тремя тормозами: ручным, пневматическим и электрическим. «Накатом»
102
она движется немало: из 170 километров пути в Ялту и обратно — до одной четверти.
Машина подходит к Алуштинскому авто вокзалу. Его здание построено в современном стиле: из бетона и стекла. Переезд до Алуш ты — 52 километра — занял 1 час 45 минут.
Постояв 10 минут, высадив и приняв пас сажиров, Федоренко снова включает двигатель. 33 километра он должен пройти за 1 час. Этого хватит с избытком, так как дорога до Ялты намного лучше спланирована, чем до Алушты. Зимой, правда, на этом перегоне бывают ту маны, но большую часть года вести троллейбус здесь просто удовольствие.
Ялта. Осторожно пройдя входную стрелку,
Федоренко затормаживает машину |
у вывода |
из поворотного круга. Скоро здесь |
вырастет |
светлый, вместительный вокзал, еще более кра сивый, чем в Алуште.
Рейс закончен. Пассажиры пересаживаются в троллейбусы Ялтинского кольца, чтобы разъехаться по городу.
Десятки водителей Симферопольского депо работают образцово, строго соблюдая правила эксплуатации. В 1961 году около шестидесяти бригад депо соревновались за право называ ться коммунистическими, семь экипажей завое
вали |
это |
право, среди |
них — |
коммунисты |
В. Гордиенко, Г. Сурга и другие. |
бригад ро |
|||
В |
ходе |
соревнования |
передовых |
103
дилась ценная инициатива. Водители и кондук торы (в первые месяцы работы на маршруте Симферополь— Ялта кондукторы еще были) увидели, что трасса может быть не только средством доставки пассажиров к Южному бе регу, но и началом их курортного отдыха. В комфортабельном пассажирском салоне сами собой напрашивались какие-то культурные ме роприятия.
Кондуктор комсомолка Тамара Игнатова первой начала рассказывать пассажирам о до стопримечательностях вдоль дороги, об исто рии и экономике Крыма. Ее начинание подхва тили работники Симферопольского экскурсион ного бюро. Они стали регулярно посылать в троллейбусы экскурсоводов, которые знакомят едущих с памятными местами и событиями крымской истории и современности. Люди не заметно проделывают дальний путь и обога
щаются |
полезными сведениями о |
чудесном |
крае. |
отличное начинание очень |
нравится |
Это |
туристам и курортникам. Много хороших от зывов получила, например, экскурсовод, вы пускница МГУ т. Поюровская.
Троллейбусное управление намерено снаб дить все машины магнитофонными лентами с записями рассказов экскурсоводов и переда вать эти рассказы в салон через громкогово рители.
104
Важные технические новшества появились на магистрали. Гордость троллейбусников — автотелемеханическое управление, то есть уп равление на расстоянии электропитанием всей линии. К концу 1961 года с помощью этой прогрессивной системы управлялись уже семь подстанций из 25-ти. Рассказывая о ней, трол лейбусники обязательно вспомнят:
— В Москве тоже семь автоматических под станций, а в Киеве даже на одну меньше, чем у нас.
Что же представляет собой автотелемехани ческое управление электроснабжением трол лейбусной линии?
Зайдем на диспетчерский пункт телемеха ники в Перевальном и познакомимся с диспет чером Валерием Богатыренко. Он охотно пока зывает свое хозяйство.
В небольшом зале пункта установлены пря моугольные, окрашенные в стальной цвет ме таллические ящики — корпуса панелей, в ко торые заключены провода от подстанций; на каждую подстанцию одна панель. Эти корпу са напоминают ящики с телефонными панеля ми, которые вы, читатель, встречаете на город ских улицах.
Автоматическое включение подстанции про изводится в три приема.
Первый. Диспетчер нажимает кнопку, про веряя состояние схемы. В коробке с панелью
105
Начинают «Переговариваться» провода. Это ток включает на пробу по очереди все агрегаты под станции. Провода «переговариваются» тихо, они сообщают друг другу о задании человека. Говор проходит по всем рядам включений, пока не умолкает. И тогда на щите — наклон но лежащей перед Богатыренко доске — зажи гается зеленый огонек: вся схема управления надежно связана с агрегатами.
Второй. Диспетчер дает приказ телеуп равлению включить подстанцию в работу. Он нажимает другую кнопку. Снова начинается ти хий разговор в панели, снова провода торо пят друг друга, сообщая о приказе человека,— и вот зажигается на щите другой зеленый ого нек: приказ принят.
Третий. Диспетчер дает приказ: прислать ответ об исполнении его распоряжения. На жим третьей кнопки. Провода безотказно, спо койно и деловито передают от одного агрегата к другому и это указание, и ото всех посту пают сообщения: один за другим зажигаются огоньки на щите, зажигаются и гаснут, пока вся их энергия словно сливается в один зеле ный сигнал. Все в порядке: на далекой под станции приказ исполнен, и человек может быть спокоен.
Автотелемеханическое управление энерго снабжением, кроме того, что надежно руково дит всей системой питания линии, дает нема
1 0 6