Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таких, как Шарапов, были сотни, и они, создавая чудесную магистраль, в то же время закаляли себя, свой характер, формировались людьми новой эпохи.

Дмитрий Андреевич Саков начал работать на трассе мастером электромонтажников. Он. по его выражению, строил всю линию «от пер­ вого до последнего гвоздя». Внес немало нов­ шеств при установке железобетонных опор и монтаже подстанций. Окончив заочно техни­ кум, поступил в заочный институт. В середи­ не 1961 года Дмитрия Андреевича назначили начальником участка.

Хорошо проявили себя на стройке и старые опытные кадры. Творчески относясь к делу, они находили способы облегчить труд и повы­ сить его производительность. Примером в этом отношении может служить главный механик 44-го ялтинского дорожно-строительного уп­ равления Семен Алексеевич Саломатин.

Долгое время он изучал работу асфальто­ бетонных заводов. Многое не нравилось ему. Стоит человек у смесителя асфальта и бетона, весь в копоти, пыли и, обливаясь потом, уп­ равляет загрузкой автомашин. Делает он это медленно, ему тяжело, кругом такая грязь, что смотреть неприятно.

С. А. Саломатин разработал гидросистему, при помощи которой можно автоматически управлять заводом. Система сама производит

90

все операции по смешению, сама загружает самосвалы.

И вот результат. Через каждые десять ми­ нут к заводу подкатывает трехтонная машина. Чуть коснется она задним бортом стены сме­ сителя, как в кузов спускается лоток и по не­ му течет горячая масса асфальтобетона. Де­ лается это автоматически, совершенно без учас­ тия человека, что намного повысило выдачу смеси и улучшило ее качество.

Среди тех, кого следует вспомнить, глядя на замечательную дорогу в горах,, обязательно должен быть главный инженер треста «Укрэкскавация» Алексей Петрович Дегтярев. Он стоял во главе механизаторов треста, занятых на строительстве, он руководил стягиванием в Крым из других областей Украины земле­ ройной техники и опытных кадров, применил прогрессивный метод ремонта экскаваторов — агрегатно-узловой, что обеспечило их бес­ перебойную работу, разрабатывал и внедрял технологические карты на редкостных по слож­ ности участках дороги.

Активно участвовал в строительстве трол­ лейбусной линии Алуштинский райком партии и его секретарь т. Цветков.

Усилиями таких людей, как Шарапов, Са­ ков, Саломатин, Дегтярев, как экскаваторщики Владимир Вовженяк, каменщик Ефим Друзенок, взрывник Владимир Гончаров, бывший

91


солдат Иван Строиский, овладевший на трассе восемью специальностями, и сотни других, была завершена троллейбусная магистраль.

Строительством чудесной магистрали повсе­ дневно руководили обком партии и облиспол­ ком. Ход работ на трассе несколько раз рас­ сматривался на заседаниях бюро обкома, в обл­ исполкоме. Не было дня, когда бы не решался тот или иной вопрос строительства в этих ру­ ководящих органах.

25 июля 1961 года на всем протяжении от Симферополя до Ялты началось сквозное дви­ жение троллейбусов. По этому случаю состоял­ ся большой митинг. По традиции честь пере­ резать красную ленту была предоставлена лучшим производственникам: бригадиру кол­ лектива коммунистического труда Сурге, строителю Барыкину, главному инженеру энер- гетиков-монтажников Кремянскому. Пуск ма­ гистрали явился праздником для трудящихся не только области и республики, но и всей стра­ ны: это был замечательный подарок строите­ лей, дорожников и монтажников историческому X X II съезду Коммунистической партии Со­ ветского Союза.

92

ЯЛТА-СЕВАСТОПОЛЬ

С завершением строительства трассы Сим­ ферополь — Ялта реконструкция транспорт­ ной сети Южного берега не закончилась. Еще велись напряженные работы на второй очере­ ди, а проектировщики и изыскатели уже при­ ступили к исследованию трассы третьей очере­ ди: Ялта— Севастополь.

В сентябре 1960 года к западу от Ялты начала работать экспедиция Киевского филиа­ ла Всесоюзного института дорожного проекти­ рования. Ее возглавлял инженер В. А. Арте­ менко. Всеми работами по изысканию руко­ водил главный инженер проекта трассы третьей очереди В. Д. Денисенко.

Конфигурация берега, геологическое строе­ ние, водный режим — все это между Ялтой и Севастополем еще сложнее, чем между Алуш­ той и Ялтой. Многие участки здесь в послед­ ние годы тесно застроены, чего не было рань­ ше, скажем, во времена Гарина-Михайловского. Изыскателям пришлось проделать еще более кропотливую работу, чем на предыдущих участ­ ках, пока на бумагу легла линия трассы. Они изучили большой картографический материал,

оставшийся от

прошлых экспедиций,

много

раз исходили

вдоль и поперек всю

трассу.

Особенное внимание уделялось, конечно, гео­ логическому обследованию. На расстоянии

93


9 км от Ливадии в сторону Симеиза было про­ бурено, например, 47 скважин для получения образцов грунта.

Постепенно вырисовалось окончательное направление новой трассы. Троллейбус, обой­ дя Ялту по обводной дороге, спустится вниз к Ливадийскому гаражу, пройдет мимо запра­ вочной станции недалеко от Гаспринского стройгородка. Проложить дорогу через курорт­ ные поселки невозможно, это потребовало бы сноса многих ценных зданий, разрушения пар­ ков. Поэтому трассу намечено провести вблизи поселков Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка, а к ним от главной магистрали сделать подъездные пути.

Байдарские ворота остаются в стороне от новой магистрали. Она проходит намного ни­ же, через Кастрополь— Форос, по живописной Ласпинской долине, которая уже давно вызы­

вает

интерес своим удобным

расположением

для

курортного строительства.

 

Новая дорога станет на 8

километров ко­

роче и изменится так же, как уже проложенная от Симферополя. Она разделена на три участ­ ка, их сооружение предусмотрено в разные сроки.

Первый участок — от Севастополя до 28-го километра, где будет развилка: новая дорога пойдет вправо — в Ласпинскую долину, ста-

94

рая остается слева — к Байдарским воротам. На этом участке в 1961 году построен десяти­ километровый отрезок. В нынешнем, 1962 году развернулись работы на Балаклавском шоссе (до 10-го километра).

Второй участок трассы — от Ялты до Алупки, точнее — обход новой дорогой всех курорт­ ных поселков в этой местности. Хотя участок невелик, всего 15 километров, но здесь мно­ жество опасных оползневых очагов и больших скальных глыбовых навалов. Стоимость трол­ лейбусной трассы на этих 15-ти километрах равна половине всех расходов на 85-километ­ ровую магистраль от Симферополя до Ялты. В нынешнем году на этом участке сосредоточи­ ваются главные силы дорожников. Работы рас­ считаны на два с лишним года.

Наконец, третий участок — от 28-го кило­ метра через Ласпинскую долину, Форос, Кастрополь, Симеиз к Алупке будет построен в последний срок. Здесь еще предстоят изыска­ тельские и проектировочные работы.

Вести строительство новой магистрали по­ ручено испытанным коллективам мостопоезда № 407 и 2-го района Министерства транспорт­ ного строительства, 601-го управления треста «Укрэкскавация», Ялтинскому 44-му району управления южных дорог. К ним добавлен и коллектив Севастопольского 46-го района это­ го управления.

95


С переводом на электрическую тягу суще­ ствующих дорог от Севастополя до Симферо­ поля и от Симферополя до Евпатории Крым получит вполне современную транспортную сеть вдоль наиболее посещаемого южного и западного побережья. Будет ли электрифициро­ ван железнодорожный путь или реконструиро­ вано под троллейбусное движение шоссе, — еще не решено. Ответ на вопрос дадут экономи­ ческие расчеты.

ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА,

ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА

Горная троллейбусная магистраль, соору­ женная для блага советского человека, с чес­ тью служит своему назначению. На ее линиях Симферополь— Алушта— Ялта, на трех марш­ рутах в Симферополе, на кольцевой линии в Ялте ежедневно курсируют десятки троллейбу­ сов. Магистраль, с ее бесконечными рядами столбов, тоненькими ручейками золотистых троллей-проводов и скользящими по черной ленте трассы машинами, вошла в живописный горный пейзаж, стала символом современности на древних взгорьях.

Дорогой красоты, скорости и культуры на­ зывают трассу. О ней знают в далеком Якутске и Москве, Хабаровске и Ленинграде, в Челя­ бинске и Львове. Сойдя с поезда, туристы и

96

1962 года число машин на южнобережной трас' с.е увеличится вдвое; это позволит перевезти че­ рез горы в комфортабельных машинах всех приезжих.

С большим напряжением трудится коллек­ тив Крымского троллейбусного управления (начальник А. Н. Василенко), чтобы каждый рейс оправдал ожидания пассажиров. Расска­ жем кратко на примере Симферопольского де­ по (начальник Г. М. Славный), что для этого делается.

Подготовка машин к выходу на линию на­ чинается с момента, когда она возвращается из очередного рейса. Немедленно в нее входит диспетчер М. Н. Николенко. Вместе с води­ телем он просматривает путевой журнал, где отмечаются неисправности. О них сообщают ремонтной бригаде. Сегодня на дежурстве бригада коммунистического труда А. В. Каре­ ва. В небольшом коллективе — специалисты по двигателям, электрооборудованию, пневма­ тике, смазке и т. д.

Машину перегоняют на мойку, затем на ка­ наву поточного осмотра. Работает бригада сла­ женно, быстро: ночь коротка, а все машины подвергаются тщательному осмотру и ремон­ ту. Если даже никаких заявок не сделано, все равно бригада осмотрит двери, тормоза, высо­ ковольтное и низковольтное оборудование, про­ верит уровень смазки.

98