Файл: Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

досок пмтковых 7020, тесу ровного и гладкого 14040 штук и другие материалы. Кроме того, было потребовано с монастырских вотчин по 1 человеку со 100 душ, чтобы 7з из них была с лошадьми, а дру­ гая '/з с топорами, лопатами и носилками и 7з состояла из плотни­ ков и печников» '.

Так началась грандиозная перестройка Горицкого монастыря. Работы по перестройке Гориц возглавил преемник Серапиона —

Амвросий Зертис-Каменский, бывший переславским и дмитровским епископом с 1753 по 1761 год. Амвросий слыл знатоком архитекту­ ры. В бытность его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря там начали возводить купол, который перекрыл центральную часть собора, построенного еще в середине XVII века при патриархе Ни­ коне. Над проектом перекрытия работал знаменитый Растрелли; пер­ воклассные лепщики и резчики трудились над украшением собора. Некоторые из этих мастеров были приглашены Амвросием и для работы в переславском Горицкэм монастыре.

Десятилетие с 1755 года по 1764 год — период бурного строи­ тельства в центре Переславской епархии. В эти годы сооружается и украшается новый Успенский собор, начинается строительство огром­ ного здания так называемой «Гефсимании», перестраиваются старые

сооружения — величественный замысел

создания нового

архитек­

турного ансамбля начинает осуществляться.

 

Проект перестройки монастыря XV III

века и сейчас

удивляет

размахом архитектурного замысла, сложностью композиции. Однако в следующее десятилетие строят уже меньше. А в 1788 году Переславская епархия, а вместе с нею и Горицкий монастырь упраздня­ ются. Работы по перестройке архитектурного ансамбля так и не бы­ ли завершены, хотя за тридцать с лишним лет построено было нема­

ло. Были

воздвигнуты

новые стены и башни взамен обветшавших,

построена колокольня

и некоторые другие здания.

' А .

С в и р е л и н.

Переславский Горицкий ныне упразднен­

ный монастырь. Владимир, 1902, стр. 24.

И


После закрытия монастыря его богатая ризница была отправлена в Москву, часть колоколов увезена в Петербург, большинство зда­ ний остались безнадзорными.

Древний и еще недавно богатый и знатный монастырь пришел в запустение. О его сооружениях, считавшихся гордостью обширной епархии, никто не заботился. Дело дошло до того, что некоторые обветшавшие здания в 1812 году были проданы на слом. В то время их не разобрали, но в последующие десятилетия никто их не ремон­ тировал и не восстанавливал, и Горицкий монастырь, простоявший около ста лет без надзора и внимания, находился на грани почти полного уничтожения. В трапезной палате и Всехсвятской церкви бы­ ли выломаны полы и перегородки, разобраны печи, «вверху образо­ вались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происхо­ дили свидания людей для свершения темных и скверных дел». Одно время в подвалах трапезной размещался винный склад. В конце ше­ стидесятых годов прошлого столетия в пустующие помещения со­ бирались даже заключить арестантов.

Лишь в 1881 году Синод разрешил разместить в стенах бывшего Успенского монастыря духовное училище. Но и после открытия учи­ лища многие древние строения оставались в разрушенном состоя­ нии. Об этом можно судить и по старым фотографиям, и по свиде­ тельствам современников. В восьмидесятые годы была разобрана недостроенная Гефсимания, кирпич которой пошел на строительство новых зданий для духовного училища. Исследователь русской архи­ тектуры А. А. Потапов, посетивший упраздненный Горицкий мона­ стырь в 1897 году, так описывает увиденную картину: «громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом... ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» '.

Некоторые известные ученые в конце прошлого — начале на-

1 А. А. П о т а п о в . «Очерк древней русской гражданской ар­ хитектуры». М., 1902— 1903. Вып. 1, стр. 54— 55.

12

шёго века недднократно высказывали озабоченность о состоянии памятников архитектуры Горицкого монастыря, не раз говорили о необходимости их ремонта и реставрации. Однако, не имея доста­ точных средств, Общество защиты и сохранения в России памят­ ников искусства и старины, стремившееся спасти древние здания, не смогло наладить работы по восстановлению ценных архитектурных сооружений. И Горицы, по словам С. Д. Шереметева, «некогда кра­ са и светочь Переславля», продолжали оставаться «безмолвной раз­ валиной»

После Великой Октябрьской социалистической революции духов­ ное училище было закрыто, а в мае 1919 года в зданиях бывшего Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей, в котором собраны богатые коллекции произведений искус­ ства, ценные исторические документы и редкие вещи. Некоторые из сохранившихся древних зданий уже в первые годы существования музея были приведены в порядок.

До последнего времени почти все сооружения Горицкого мона­ стыря оставались малоизученными. Крепостные стены, башни и хра­ мы не были обмерены и исследованы. Некоторые древние сооруже­

ния все еще

находились в аварийном состоянии.

С 1957

года начались исследования и реставрация памятников

архитектуры Горицкого монастыря. За последнее время Ярославской научно-реставрационной производственной мастерской изучены и ре­ ставрированы некоторые древние сооружения, укреплены и расчи­ щены старые стенописи и деревянная резьба. Начиная с 1959 года проделана большая работа по восстановлению разрушившихся кре­ постных стен и башен. Реставрация ценных памятников древнерус­ ского зодчества в Горицах продолжается.

Из старых

документов известно, что в прошлом в Горицком мо­

настыре было

значительно больше, чем дошло до наших дней,

раз-

1 Предисловие С. Д.

Шереметева к изданной им книге

«Два

упраздненных

монастыря

над Переславским озером». М., 1901.

13


личных по назначению зданий. Здесь возвышались, разобранные еще в XV III веке, трехглавая церковь Иоанна Предтечи и церковь Геор­ гия, к которой примыкала больничная палата; поднимался шатер ко­ локольни, увенчанный главой, крытый «чешуею муравленою»; стояли каменные и деревянные кельи, хлебные амбары и другие строения. Здания располагались и в северной части монастыря, там, где сейчас возвышается большой собор, и у пруда, где ныне раскинулся об­ ширный фруктовый сад. Обветшавшие или поврежденные во время пожара здания разбирали и на их месте или рядом строили новые. Но после упразднения епархии, в годы запустения, вместо пришед­ ших в ветхость сооружений не строилось больше новых — монастырь постепенно терял свой былой облик и насыщенную строениями ста­ рую планировку.

В 1966 году в Горицкий монастырь была перевезена деревянная часовня из деревни Фонинское, расположенной в пятидесяти с лиш­ ним километрах от Переславля, недалеко от села Нагорья. Часовня была установлена в саду, к югу от трапезной палаты, и удачно впи­ салась в ансамбль монастырских строений. Небольшая по размерам и простая по плану фонинская часовня, хотя сама и не является про­ изведением далекого прошлого, все же дает представление о мно­ гочисленных деревянных часовнях, которые на протяжении ряда сто­ летий сооружались в русских деревнях и селах, на городских пло­ щадях или просто у дорог. Внутри стены часовни украшены несколь­ ко примитивными, но не лишенными своеобразной прелести икона­ ми и скульптурами.

В ближайшее время в Горицкий монастырь намечается перевес­ ти еще несколько представляющих интерес старых построек, кото­ рые займут место деревянных и каменных келий, поварен, амбаров и других уже не существующих строений, которые в прошлом стоя­ ли на обширной территории Успенского, «что на Горице», монастыря.

КРЕП О СТН Ы Е СТЕНЫ

И БАШ Н И

В древности на Руси монас­ тыри, так же как и города, окружались оборонительными соору­ жениями. Особенно хорошо укреплялись монастыри, располагав­ шиеся у границ русского государства на подступах к крупным городам, на важных торговых путях. Монастыри-крепости не раз принимали на себя первый удар вражеских войск, нередко за­ держивали, а иногда и останавливали продвижение неприятельских отрядов.

Поврежденные во время боев или просто пришедшие в вет­ хость оборонительные укрепления перестраивались или заменялись новыми. Вместо деревянных стен и башен возводились более проч­ ные и долговечные — каменные. Стены вокруг монастырей продол­ жали строиться и тогда, когда вследствие возросшей огневой мощи артиллерии они уже не могли играть активной роли в военных дей­ ствиях и служить надежным убежищем для войск и мирного насе­ ления, которое, как это бывало в древности, в случае опасности ук­ рывалось за монастырскими стенами. В XV III веке, да и в прошлом, XIX столетии, по традиции нередко еще возводились вокруг мона­ стырей высокие и массивные каменные стены и башни, однако они, как правило, уже заметно отличались от старых оборонительных сооружений, все более и более утрачивая свои боевые качества.

Ограда Горицкого монастыря построена из большемерного кир­ пича. Толща стен прорезается бойницами. С внутренней стороны все стены имеют аркаду, над которой проходит боевой ход. На первый взгляд кажется, что все четыре стены одинаковы. Однако при более внимательном осмотре можно заметить, что крепостные стены мо­ настыря отличаются друг от друга и по своему построению, и по ха­ рактеру убранства. Высокая южная стена, прорезанная тремя рядами боевых отверстий и украшенная «строками поребрика», мало похожа на северную стену, более скромно украшенную, меньшую по высоте. А на восточной стене отчетливо видна граница различных по ар­ хитектурному оформлению участков стен. Еще больше ощутима раз­

15


ница в облике угловых башен; похожие друг на друга башни, обра­ щенные к северу, не имеют почти ничего общего с Юго-западной башней. Ограда Горицкого монастыря — памятник не одной эпохи, она создавалась разными мастерами.

Нет точных сведений, когда были сооружены впервые каменные стены, башни и ворота Горицкого монастыря. Если судить по архи­ тектурным формам и декоративному убранству старых участков стен, Юго-западной башни и ворот, то следует отнести их к середине — второй половине XVII века, Описи середины XV III века уже отмеча­ ют, что каменная ограда ветхая, «во многих местах с расщелинами».

В шестидесятые — восьмидесятые годы XV III столетия обвет­ шавшие участки крепостных сооружений были разобраны и частично перестроены. Вместо разобранных укреплений были построены но­ вые стены и башни, котэрые отличаются по своему внешнему виду от сохранившихся более древних участков монастырской ограды.

Наибольшее впечатление производит южная крепостная стена,

протянувшаяся изогнутой

линией от

парадных монастырских ворот

до Юго-западной башни.

В старых

документах есть упоминание

и о средней квадратной башне, отстоящей от угловой на тридцать

семь саженей. Южная стена, «хотя по временам

быками

подкреп­

ляема

и была, но ныне

состоит в немалой ветхости» — свидетель­

ствует

опись, сделанная

в шестидесятых годах

XV III века.

При по­

следовавших вскоре перестройках крепостных сооружений среднюю башню бесследно разобрали, а стены восстановили, по всей веро­ ятности, в старых формах. С наружной стороны стена расчленяется тремя поясками и завершается легким карнизом. И в поясах, и в карнизе зодчие применили простой, но выразительный прием кир­ пичной кладки, широко распространенный в русской архитектуре, — так называемый поребрик. Повернутый углом к стенной плоскости ряд кирпича создает светотень, которая особенно отчетливо была заметна на белой глади стены. О том, что крепостные сооружения


были белеными, свидетельствуют остатки старой побелки, хорошо сохранившиеся на внутренней стороне стен под арками. Кроме по­ ясов и карниза, никаких декоративных украшений на южной стене нет, если не считать заложенный проход на ее восточном конце (ря­ дом с воротами), обрамленный нарядным, ступенчато уходящим в толщу кладки порталом.

Южная крепостная стена прорезана тремя рядами бойниц. В верхней части, возвышающейся над боевой площадкой, располо­ жены узкие стрельницы, от уровня площадки вниз спускаются на­ клонные боевые отверстия, а в нижней части — небольшие бойни­ цы подошвенного боя. Высота южной стены, самой высокой из мо­ настырских стен, около 8 метров, а толщина 2 метра. Западная кре­ постная стена, в основном, сохранила свои старые формы, хотя

17

также перестраивалась и подновлялась во второй половине XVIII столетия. Посередине стены ныне заложенные ворота, которые со­ единяли монастырскую территорию с обширным хозяйственным двором. В старых бумагах упоминается башня над задними мона­ стырскими воротами. Западная стена по своему построению и внеш­ нему облику похожа на южную крепостную стену.

Из сказанного ясно, что сохранившая свои формы часть крепо­ стной ограды, как, вероятно, и вся старая ограда Горицкого мона­ стыря, была построена с учетом военно-оборонительных требова­ ний и рассчитана на оборону. Внушительная высота крепостной стены, наличие трех рядом боевых отверстий свидетельствует о том, что зодчие стремились сделать стены надежными военно-обо­ ронительными укреплениями. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в некоторых работах, посвященных исто­ рическим и архитектурным памятникам Переславля-Залесского, что ограда Гориц не имела оборонного значения, а служила лишь «декоративным украшением ансамбля монастыря».

На примере Горицкой ограды и других близких к ней по фор­ мам строений интересно проследить, как в XV II веке в коепостное зодчество, еще в недавнем прошлом суровое и простое по своему облику, проникают новые декоративные элементы, более разнооб­ разными становятся и композиционные приемы. Городовые укреп­ ления, сохраняя свои военно-оборонительные особенности, стано­ вятся в то же время парадным фасадом города или монастыря.

В наиболее интересной из монастырских

башен — Ю го-запад­

ной — особенно заметно стремление зодчих

придать крепостному

сооружению нарядный внешний вид. Восьмигранная башня укра­ шена горизонтальными поясками, полуколонками, нишками-ширин- ками, наличниками. Как и южная крепостная стена, башня имеет необходимые для военно-оборонительного сооружения боевые от-

18